Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

В работе были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым
правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

Оглавление

Введение
Необходимость государственного регулирования экономики
Экономические функции государства
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
Антимонопольное регулирование
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
Финансовая политика государства
Фискальная политика
Налоги и их функции
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
Государственный бюджет
Кредитно-денежная политика государства
Инструментарий кредитно-денежной политики
Макроэкономические последствия монетарной политики
Заключение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

   Для предотвращения  последствий, связанных с несовершенством  конкуренции, государство, на  основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного  регулирования, устанавливая контроль  над ценами, прибегая к разделению  больших фирм, препятствуя их  слиянию. Оно может изымать  в судебном порядке незаконно  полученную прибыль и т.д. 

   Защита конкуренции  как основы функционирования  рыночной экономики не сводится  к регулированию правил поведения  монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания  конкурентной среды является  наличие достоверной информации  о ситуации на рынке и состояния  экономики в целом. 

   Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

   Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных  направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

   Макроэкономическая  стабилизация 

   Другое не менее  важное направление деятельности  государства в условиях рыночной  экономики - это макроэкономическая  стабилизация. Ее можно определить  как деятельность правительства,  направленную на обеспечение  экономического роста, полной  занятости и стабильного уровня  цен.  Равновесие в экономической  системе, которое устанавливается  на основе рыночной самонастройки  экономики, может сопровождаться  высоким уровнем безработицы  или чрезмерной инфляцией. Поскольку  наиболее болезненно инфляция  и безработица сказываются в  периоды экономических кризисов, то политику, направленную на  макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность  правительства по сглаживанию  промышленных циклов.

   Главные инструменты  в решении этой задачи - фискальная  и денежная политика. Хотя многие  теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

   Согласно общим  рекомендациям, для проведения  политики стабилизации необходимо  увеличивать государственные расходы  и уменьшать налоги для стимулирования  расходов частного сектора в  периоды высокой безработицы  или соответственно сокращать  государственные расходы и повышать  налоги с тем, чтобы сокращал  расходы частный сектор в периоды,  когда общество больше всего  беспокоит инфляция. Улучшают или  ухудшают ситуацию те или иные  действия правительства, приходится  судить по последствиям.

   Размещение  ресурсов 

   Наряду с макроэкономической  сферой объектом непосредственного  воздействия государства является  и микроэкономика. Общепризнанным  достоинством конкурентной рыночной  системы является способность  эффективно распределять ресурсы.  Но в определенных ситуациях,  таких как внешние эффекты,  общественные товары, несовершенство  конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

   Перераспределение  ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

  Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

   В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных  с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

   Правительственный  запрет или ограничения на  такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.

   Внешние эффекты  могут иметь и положительные  результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

   Перераспределение  доходов    Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

 

Деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений

 

  Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.) . Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

   Значительный вес  в государственной собственности  составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%) , однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

   Источником формирования  государственной собственности  выступают национализация и собственно  государственное предпринимательство,  т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

   Казалось бы, государственная  собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

   Государственное предпринимательство  является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

 

Финансовая политика государства

 

  Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

   Правильность выбранной  финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

   Между возникновением  опасности, принятием решений,  проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

   Финансовая политика  складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика) .

 

Фискальная политика

 

   Фискальная политика  предполагает использование возможностей  правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

   Основным рычагом  фискальной политики государства  является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

   Фискальная политика  складывается из так называемой  дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

   Рассмотрим вкратце  дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

   Такая фискальная  политика приводит фактически  к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

   В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом  (инфляционный рост) , сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

   Такая фискальная  политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.    В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

   К основным встроенным  стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики