Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:30, реферат
Целью данной работы является рассмотрение государственного регулирования экономики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теории государственного регулирования экономики;
- определить объекты, цели и методы государственного регулирования экономики;
- дать понятие термину «фиаско государства», определить и охарактеризовать его проявления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ….....…….4
2. ФИАСКО ГОСУДАРСТВА…….………………………………………..…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...18
Государственные программы могут быть:
- целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);
- общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);
- чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.
Поэтому,
осуществляя те или иные меры, государство
должно строго следить за возможными
неблагоприятными последствиями своих
действий, и в случае необходимости
корректировать их в соответствии с
конкретной социально-экономической и
политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще раз подчеркнуть,
что цель деятельности государства в рыночной
экономике – не перестройка рыночного
механизма, а создание условий для его
свободного функционирования. Современный
рынок не может эффективно функционировать
без государственного вмешательства,
но и государственное вмешательство имеет
свои пределы. Рынок и государство не противостоят
друг другу, а дополняют друг друга.
Фиаско государства – ситуация, при которой правительственной вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствия политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.
В настоящее время в литературе проявляют следующие проявления фиаско государства:
1) дефицит доступной информации;
2)
неспособность государства в
достаточной мере
3)
несовершенство политического
4) ограниченность контроля над государственным аппаратом;
5) завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов;
6)
образование государством
7)
бюрократизм и разбухание
8)
отвлечение специалистов от
Рассмотрим более подробно эти проявления.
Дефицит доступной информации. Государство обычно лучше справляется с перераспределением информации, чем с неуклонным наращиванием ее объема. Это обусловлено не только объективными трудностями получения количественных оценок многих качественных по своей природе хозяйственных явлений и процессов. В немалой степени острая нехватка достоверной информации вызвана сокрытием значительных объемов производимых в обществе товаров и услуг в недрах теневой экономики. Несовершенство статистической базы макроэкономической политики нередко порождается и стратегическими просчетами при ее проведении.
Каждое конкретное действие властей нуждается во всесторонней предварительной экспертизе на предмет вероятных выгод и потерь. Кроме того, при принятии управленческих решений крайне желателен анализ не одного, а нескольких вариантов достижения поставленных целей и выбор среди них оптимального. Это требует не только оперативного получения достоверной информации, но и ее обработки методами математической статистики, с использованием мощных компьютеров с соответствующим программным обеспечением. Необходима и подготовка большого количества квалифицированных специалистов в области экономики, математики, статистики, программирования. Если же Правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздержаться от чрезмерного расширения зоны своей ответственности. В противном случае неизбежна ситуация «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Примером подобной ситуации для России стало принятие закона о так называемой монетизации льгот.
Неспособность государства в достаточной мере контролировать реакцию населения на его действия. Государственный сектор – лишь одна из слагаемых современного рыночного хозяйства. Основой любой разновидности рыночной экономики является частный сектор, субъекты которого имеют свои собственные, часто диаметрально противоположные интересы и цели. Поэтому конечные результаты начинаний правительства зависят только от него самого. В мировой практике нередки случаи, когда реакция определенных правительственных программ приводила вовсе не к ослаблению остроты народнохозяйственных проблем, а, напротив, к их обострению. Лишь помня, что государство в смешанной экономике заведомо не является всесильным, можно не подпасть под влияние иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует адекватная форма государственного вмешательства, позволяющая полностью преодолеть его, не вызывая негативных побочных последствий.
Несовершенство политического процесса. Парламентская демократия далеко не идеальная форма правления. Представители законодательной власти, принимая судьбоносные для страны решения, могут в первую очередь преследовать свои собственные корыстные интересы. Значимым проявлением несовершенства политического процесса в современной России выступает крайне слабое влияние оппозиционных партий, представленных в Государственной Думе, на принимаемые в ней решения. Предложения исполнительной власти чуть ли не автоматически поддерживаются депутатами, и это закономерно толкает правительство на внесение в Думу слабо проработанных, недостаточно просчитанных по своим социально экономическим последствиям законопроектов.
Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Утопия полагать, что государственный аппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества. Отстаивающая именно такой взгляд традиционная теория не принимает в расчет возможность того, что какая-то предприимчивая группа людей может использовать институт государства для реализации своих частных интересов при ущемлении интересов общественных. Между тем все шире распространяющийся в современной науке альтернативный подход склонен объяснять вмешательство государства в экономику не только провалами рынка, но и так называемой политической игрой, т.е. попытками организованных общественных групп использовать ресурсы государства для увеличения своей доли в национальном доходе, например, путем налоговых преференций (предпочтений), таможенных льгот или проведения протекционистской политики. Слабость российского государства в сочетании с силой бюрократии проявляется в высочайшем уровне коррупции, что в немалой степени обусловлено использованием разрешительного принципа во многих хозяйственных новациях, которые в других странах требуют только уведомления общества. Российский бизнес по сей день сталкивается с чудовищным избытком всевозможных регламентаций, которые к тому же применяются выборочно и часто меняются, что в сочетании с несовершенством судебно системы постоянно воспроизводит коррупцию.
Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может проявиться в чрезмерной милитаризации экономики, в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств, например, на амбициозные проекты по украшению столиц. Так, превратно понимая механизм обеспечения безопасности страны, военное ведомство вполне может (как это было, например, в СССР) нацелить ее производственные ресурсы на создание такого количества химического и ядерного оружия, что даже на их утилизацию у государства в дальнейшее не хватит средств.
Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. В результате бесконтрольного нарастания объема налоговых и иных льгот различным социальным группам главным механизмом обогащения может стать сам бюджетный процесс, изначально направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения.
Бюрократизм и разбухание издержек на содержание управленческого аппарата сверх оптимального уровня, например, на подготовку законодательных актов, контроль над их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и т.д. также является одним из проявлений фиаско государства.
Отвлечение специалистов от участия в производстве товаров и услуг на фирмах. Наращивание расходов правительства, связанное с активизацией его участия в регулировании экономики, предполагает адекватное расширение аппарата государственного управления, в результате чего высокопрофессиональные кадры покидают сферу производительного труда, что приводит к нарушению неких оптимальных пропорций в использовании трудовых ресурсов страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов, не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.
Главной
же проблемой современной
Вследствие
этого граждане страны перестают
доверять государству, снижается предпринимательская
активность, ухудшается социальная обстановка,
из-за тяжёлой экономической
Ещё
одной проблемой стал процесс
сращивания власти с мафиозными структурами.
Корень этих проблем лежит в огромном
бюрократическом аппарате, поэтому единственным
способом решить эти проблемы является
его сокращение до минимальных размеров,
ведение системы высоких штрафов и лишение
депутатов и чиновников политической
неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном
периоде смогут улучшить состояние экономики
и обеспечить её конкурентоспособность
на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государственное регулирование экономики. Фиаско государства