Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:54, реферат
Различные подходы к проблеме регулирования циклов обусловлены различием взглядов на причины возникновения циклических колебаний в экономике. Но все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивавшемуся на базе классической школы.
Государственное антициклическое
регулирование, инструменты воздействия
Различные подходы к проблеме регулирования
циклов обусловлены различием взглядов
на причины возникновения циклических
колебаний в экономике. Но все концепции
регулирования циклов тяготеют к одному
из двух направлений регулирования: неокейнсианскому
или неоконсервативному, развивавшемуся
на базе классической школы. Первое ориентируется
на регулирование совокупного спроса,
второе - на регулирование совокупного
предложения (См. приложение 1) [2,38]
Несмотря на существенные различия, есть
общее понимание этими концепциями того
факта, что, во-первых, государство в состоянии
сглаживать циклические колебания, и,
во-вторых, государство должно это осуществлять
в целях достижения и поддержания экономической
стабильности. Существует общее понимание
того, какова должна быть линия поведения
государства, направленная на преодоление
циклических колебаний. В фазе спада меры
государства должны быть направлены на
стимулирование деловой активности. Графически
воздействие государства на совокупный
спрос можно проиллюстрировать следующим
образом (см. приложение 2)
В области налоговой политики это означает
снижение ставок налогов, предоставление
налоговых льгот, на новые инвестиции,
проведение политики ускоренной амортизации.
При этом сторонники кейнсиансих взглядов
делают акцент на рост государственных
расходов, которые рассматриваются как
стимулятор накопления. Налоговые мероприятия
дополняют бюджетные и в комплексе ведут
к стимулированию совокупного спроса,
и в конечном счете - и производства.
Сторонники неоконсервативных взглядов
больше внимания уделяют налогам, снижение
которых ведет к росту деловой активности,
но в целом они рассматривают налогово-бюджетную
политику как дополнение к кредитно-денежной
политики.
Кредитно-денежная политика в этот период
преследует те же цели, что и налогово-бюджетная
политика, и предполагает проведение кредитной
экспансии. Её цель- оживление экономической
жизни в национальной экономике при помощи
дополнительных кредитов (снижаются процентные
ставки на выданные ссуды, увеличиваются
кредитные ресурсы банков, что ведет к
увеличению капиталовложений, усилению
деловой активности, снижению безработицы).
В период подъема экономической конъюнктуры,
государство в целях предотвращения перегрева
экономики проводит политику сдерживания,
включающую противоположные мероприятия
в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной
политики. В общем и целом, говоря о политике,
которую должно проводить государство
в целях сглаживания циклических колебаний,
можно охарактеризовать её как политику
противодействия: мероприятия, направленные
на смягчение циклических явлений, должны
идти в направлении, противоположном существующим
на данный момент колебаниям экономической
конъюнктуры. В период спада государство
проводит политику активизации всех хозяйственных
процессов, а в период " перегрева"
экономики стремится сдерживать деловую
активность. К. Эклунд в своей работе "Эффективная
экономика" демонстрирует вышесказанное
(См. приложение 3)
Мы уже знаем, что современная рыночная
экономика функци¬онирует в условиях
активного воздействия на нее государства.
Государственное воздействие на экономику
способно существен¬но повлиять на ход
экономического цикла, меняя характер
эко¬номической динамики: глубину и частоту
кризисов, продолжи¬тельность фаз цикла
и соотношение между ними. Государствен¬ное
регулирование направлено на смягчение
циклических коле¬баний, поэтому оно носит
антициклический характер. Важней¬шими
методами, с помощью которых государство
воздействует на экономический цикл, выступают
кредитно-денежные и бюд¬жетно-налоговые
рычаги. Во время кризиса государственные
меры направлены на стимулирование производства,
а во время подъ¬ема — на его сдерживание.
Так, с целью ослабления «перегрева» экономики
государство в фазе подъема способствует
дальнейше¬му удорожанию кредита, вводит
новые налоги, повышает старые, отменяет
ускоренную амортизацию и налоговые льготы
на новые инвестиции. В условиях кризиса,
наоборот, государственные меры направлены
на удешевление кредита, сокращение налогов,
на ускоренную амортизацию и налоговые
скидки на новые инвести¬ции.
1.4 Здоровые антициклические реформы,
как залог нормализации
воспроизводственных циклов
Экономические реформы предполагают выполнение
триединой задачи переходного периода:
достижение стабилизации, либерализация
всех рынков и построение институтов рыночной
экономики. Основные направления экономической
политики должны заключаться в следующем.
Монетарная политика
• Восстановление независимости Национального
банка и его статуса как единственного
органа, ответственного за стабильность
национальной валюты; создание свободных
денежно-кредитного и валютного рынков;
создание золотовалютных резервов; отказ
от необоснованной кредитной эмиссии.
• Проведение реформы финансового сектора
экономики; приватизация банковской системы,
ее оздоровление, повышение ликвидности;
реструктуризация задолженности предприятий,
вытеснение из расчетов бартера и денежных
суррогатов; обеспечение жесткой финансовой
дисциплины с эффективными механизмами
санации и банкротства.
• Законодательное обеспечение развития
финансового рынка страховых, инвестиционных,
трастовых компаний, пенсионных фондов;
введение строгих норм отчетности, аудита
и прозрачности проводимых операций.
Фискальная политика
Снижение объема государственного потребления
в структуре ВВП.
• Установление максимальной ставки подоходного
налога в пределах 15-20%.
• Строгое ограничение дефицита бюджета
и постепенный переход к его запрету.
• Централизация финансирования всех
государственных расходов путем отмены
всех внебюджетных фондов.
• Централизованный механизм постатейного
формирования госбюджета со строгим распределением
обязанностей местных и республиканского
бюджетов.
• Установление размера внутренней и
внешней задолженности в пределах 20% от
ВВП.
Информация о работе Государственное антициклическое регулирование, инструменты воздействия