Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

Правовой режим объектов недвижимого имущества основан на необходимости обеспечения особой устойчивости прав на это имущество и установления специального порядка распоряжения им. Как подчеркивал еще И.А. Покровский «…общественное, общенациональное значение недвижимости, вследствие чего перед правом стоит бесконечно трудная задача сочетания двух противоположных тенденций»

Файлы: 1 файл

Оценка недвижимости.docx

— 26.40 Кб (Скачать)

 

Вариант 5

 

1. Государственная регистрация  прав на недвижимость и сделок с ней

 
 

Правовой режим объектов недвижимого  имущества основан на необходимости  обеспечения особой устойчивости прав на это имущество и установления специального порядка распоряжения им. Как подчеркивал еще И.А. Покровский «…общественное, общенациональное значение недвижимости, вследствие чего перед  правом стоит бесконечно трудная  задача сочетания двух противоположных  тенденций»[1]. Ученый говорил о двух тенденциях: учете права собственности на недвижимое имущество и публичных (государственных) интересов.

Указанные тенденции  нашли свое законодательное закрепление. Действующее законодательство предусматривает, что право собственности и  другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Правовой основой  становления института и развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество является основной закон - Конституция РФ[2], провозгласившая, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст.8); право частной собственности охраняется законом (ч.1 ст.35); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35).

В развитии положений  основного закона РФ Гражданский  кодекс Российской Федерации (ст.131) закрепляет обязательность государственной регистрации: Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения  этих прав, их возникновение, переход  и прекращение подлежат государственной  регистрации в едином государственном  реестре органами, осуществляющими  государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации  подлежат: право собственности, право  хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и иными законами.

Наряду с ГК РФ правила о государственной регистрации  прав на недвижимое имущество стали  неотъемлемой частью ряда кодифицированных законодательных актов: Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный  кодекс РФ.

Легальное понятие  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплено законодателем  в п.1 ст.2Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ((с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г.). Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация  является единственным доказательством  существования зарегистрированного  права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (абз.2 п.1 ст.2 Закона «О государственной  регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В теории и практике гражданского права неоднократно ставился вопрос о неконституционности положений Гражданского кодека РФ, устанавливающих обязательную государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также положений ГК РФ, связывающих государственную регистрацию с действительностью сделки (договора). В последнее время в юридической литературе вновь звучат предложения «полного устранения из закона требования о государственной регистрации сделок с недвижимостью»[3].

По мнению противников  государственной регистрации, п.1 ст.165 и п. 3 ст.433 ГК РФ лишают заинтересованных лиц возможности заключить договор  на основе свободного волеизъявления и приобрести права и обязанности  по сделке без санкции со стороны  органа государственной власти, осуществляющего  регистрацию договора, и тем самым  необоснованно ограничивают конституционное  право каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1, Конституции РФ), а в том случае, если договор не зарегистрирован, лишают сторону в договоре права на судебную защиту (ст.46, ч.1, Конституции РФ)[4].

Опровергая вышеуказанную  точку зрения, Конституционный суд  РФ подчеркнул, что «государственная регистрация выступает формальным условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов». Как подчеркивается в Определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001г. №132-О[5],государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

В гражданском законодательстве (ГК РФ, Федеральный закон «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним») существует разграничение  между государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и государственной регистрациейсделок (обязательственных правоотношений) с этими правами (ст.131, ст.164 ГК РФ).

В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации  подлежат права на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения  этих прав, их возникновение, переход  и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. При этом права на недвижимое имущество (их ограничение, возникновение, переход и прекращение) подлежат регистрации в любом случае.

Согласно ст. 164 ГК РФ государственной регистрации  подлежат также обязательственные  правоотношения: сделки с землей и  другим недвижимым имуществом в случаях  и в порядке, предусмотренных  ст. 131 ГК и Федеральным законом  «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В ГК РФ по отношению  к сделкам с недвижимым имуществом требование об их госрегистрации предъявляется в следующих случаях: залога такого имущества, для которого обязательна государственная регистрация (п. 3 ст. 339 ГК РФ); уступки требования по сделке, требующей государственной регистрации (ст. 389 ГК РФ); перевода долга по сделке, требующей государственной регистрации (ст. 391 ГК РФ); продажи жилых домов, квартир, частей жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ); продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ); дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ); отчуждения недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК РФ); аренды зданий и сооружений на срок более одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ); аренды предприятия независимо от ее срока (п.2 ст. 658 ГК РФ); передачи недвижимости, сделки по продаже которой подлежат государственной регистрации, в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

Как подчеркнул Конституционный  суд РФ в своем определении  от Определении от 8 июня 1999 г. №103-О[6] в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко проводится различие между государственной регистрацией прав на недвижимое имущество (земельные участки, жилые помещения и др.) и государственной регистрацией ограничений (обременений) права, т.е. законных условий, стесняющих правообладателя при осуществлении им права собственности или иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, договорного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Согласно п.1 ст.4 Закона государственной регистрации  подлежат права собственности и  другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним (купля-продажа, дарение и т.д.). В соответствии с п.1 его ст. 6 права на недвижимое имущество, возникшие до момента  вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными  при отсутствии их государственной  регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких  прав проводится по желанию их обладателей. Обязательной государственной регистрации, согласно п.2 ст.4 Закона, подлежат права  на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены  после введения Закона в действие.

Иначе регулируются в Федеральном законе «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» отношения, связанные  с ограничением (обременением) прав собственности и иных вещных прав (ипотеки, договорного управления, аренды, ареста имущества и др.). Согласно п.1 его ст.4 наряду с государственной  регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной  регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Пункт 2 ст.6 Закона устанавливает, что государственная регистрация возникших после введения данного Закона в действие ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения данного Закона в действие. Согласно абз.3 п.2 ст.13 Закона регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, анализ положений Федерального закона «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» в их взаимосвязи  позволяет сделать однозначный  вывод о том, что применение изложенных норм Закона поставлено в зависимость  от характера сделки, т.е. от того, связана  ли она с реализацией права  собственности (купля-продажа, дарение  и др.) либо с ограничением (обременением) этого права (аренда и др.), а также от иных фактических обстоятельств дела (от момента возникновения права собственности на недвижимое имущество, момента оформления правоустанавливающих документов, от отношения участников сделки к осуществлению государственной регистрации и др.).

Как подчеркивает исследователи, важно учитывать, что в учреждениях  юстиции производится регистрация  не объектов недвижимости (учет объектов недвижимости осуществляют организации  кадастрового и технического учета), не документов на недвижимость, не физических и юридических лиц, которые приобрели  недвижимость, а правоотношений по поводу недвижимости[7].

Итак, значение государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним можно сформулировать в виде следующих выводов:

Во-первых, государственная  регистрация выступает единственным доказательством существования  зарегистрированного права.

Во-вторых, государственная  регистрация выступает формальным условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество

В-третьих, только государственная  регистрация признается государством в качестве юридического акта, влекущего  возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

В-четвертых, государственная  регистрация - завершающий этап приобретения прав на недвижимость. Она имеет  не техническое, а юридическое (правообразующее) значение.

Как мы уже подчеркнули  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – подробнейше регламентированная деятельность. Действующее законодательство закрепляет принципы государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. Рассмотрим их.

Как мы уже подчеркнули, базисный принцип государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним – это обязательность такой регистрации. Государственной  регистрации подлежат права собственности  и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в  соответствии со ст.ст.130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Важный принцип  государственной регистрации - принцип  преемственности: права на недвижимость, возникшие до вступления в силу Закона (до 31 января 1998 г.), признаются юридически действительными. Регистрация таких  прав проводится по желанию правообладателей (п. 1 ст. 6 Закона).

К принципам государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним следует отнести  и принцип достоверности содержащихся в государственном реестре сведений. Статья 18 Закона способствует реализации данного принципа, устанавливая требования к документам, представляемым на государственную  регистрацию прав.

Один из принципов  государственной регистрации прав - ее публичный характер. Принцип  гласности и публичности закреплен  ст. 131 ГК РФ: орган, осуществляющий государственную  регистрацию прав на недвижимость и  сделок с ней, обязан предоставлять  информацию о произведенной регистрации  и зарегистрированных правах любому лицу. Информация о государственной  регистрации прав не является служебной  или коммерческой тайной правообладателей и участников сделок. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную  или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.





 1. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней.

 

 

 

 

2. Тест:

1. Субъектами оценочной деятельности  могут выступать:

а) граждане;

б) органы власти;

в) юридические лица;

г) физические лица, являющиеся членами  одной из саморегулируемых организаций  оценщиков и застраховавшие свою гражданскую ответственность.

2. Форма ответственности оценщика  за некачественное оказание услуг  и нанесение ущерба клиенту:

а) имущественная;

б) уголовная;

в) административная;

г) определяется по решению сторон.

3. Минимальный размер страхования  гражданской ответственности оценщика  составляет:

а) сто тысяч рублей;

б) триста тысяч рублей;

в) пятьсот тысяч рублей;

г) один миллион рублей.

4. Архитектурно-строительные объекты,  назначением которых является  создание условий для труда,  жилья, соцкультбыта населения  и хранения материальных ценностей:

а) здания;

б) сооружения;

в) хозяйственные постройки;

г) населенные пункты.

5. Период от дня ввода  объекта в эксплуатацию до даты сделки или оценки

а) экономический срок жизни;

б) физический срок жизни;

в) хронологический возраст;

г) эффективный возраст.

6. Денежные поступления, которые  владелец недвижимости ежегодно получает от ее эксплуатации за минусом платежей по подоходному налогу:

а) действительный валовой  доход;

б) чистый операционный доход;

в) денежный поток до уплаты налогов;

г) денежный поток после  уплаты налогов.

7. Стоимостные поправки  вносятся:

а) к цене единицы сравнения;

б) к цене аналога в целом;

в) вводимые к цене единицы и  к цене аналога в целом;

г) к итоговой стоимости оцениваемого объекта.

8. Предпринимательский  доход, представляющий собой вознаграждение инвестору за риск, связанный с реализацией строительного проекта:

а) потенциальный валовой  доход;

б) действительный валовой  доход;

в) чистый валовой;

г) прибыль застройщика (инвестора).

9. При определении лучшего  и наиболее эффективного использования земельного участка учитываются:

а) физические возможности для предполагаемого использования;

б) правовая обоснованность предполагаемого использования;

в) предполагаемое использование приводит к наивысшей стоимости земельного участка;

г) всё вышеперечисленное.

10. Оценка отдельных объектов  недвижимости при реализации  той или иной сделки с этими  объектами:

а) массовая;

б) индивидуальная;

в) рыночная;

г) эмиссионная.

 

3. Задача.

Имеется информация о продаже жилой  застройки в трех сопоставимых ценовых зонах:

Район

Средняя стоимость земли (тыс.руб.)

Средняя стоимость объекта (тыс.руб.)

Доля  земли в общей стоимости объекта

1

3300

6500

0,508

2

3780

7400

 

3

3620

6900

 

Оценить стоимость земельного участка, если оцениваемый объект недавно  был продан за 5000 тыс.руб.

 


Информация о работе Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней