Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:45, реферат
Цель данного реферата: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения. Попытаемся определить, какие проблемы носят глобальный характер, на какие группы они делятся. Обсудим, какие меры должны предпринимать люди для решения этих проблем.
Введение…………………………………………………..………………………3
1. Глобальные проблемы современности…………………..…………………..4
1.1. Понятие о глобальных проблемах……………………………………….4
1.2. Причины возникновения глобальных проблем…………………………6
1.3. Основные глобальные проблемы современности……………………….7
2. Способы решения глобальных проблем………………………..…………..13
Заключение ………………………………………………………………………18
Список используемых источников……………………………………………..20
Приложения………………………………………………...……………………21
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Она связана с непрерывным увеличением численности
населения проживающего на территории планеты, однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены.
Именно от числа живущих на планете людей, территориального размещения и масштабов их хозяйственной деятельности зависят такие важнейшие параметры, как обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда.
В тоже время, демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. определяют две тенденции:
демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;
"нулевой прирост" населения в странах Западной Европы.
Первая
ведет к резкому обострению социально-экономических
проблем в развивающихся
Продовольственную проблему также причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. На всем протяжении истории человечества производство продуктов питания, как правило, не успевало за ростом народонаселения. Лишь на протяжении 40 лет ХХ века (с 1950 по 1990 годы) ситуация была иной: население земли за это время удвоилось, тогда как мировой сбор зерновых увеличился в три раза. Однако в конце 80 - начале 90-х гг. рост мирового производства продуктов питания начал замедляться, тогда, как спрос на них продолжал расти. Последнее связано уже не только с увеличением числа жителей на планете, но с таким фактором, как повышение благосостояния большой массы людей вследствие широкой индустриализации развивающихся стран, в первую очередь в Азии. Считается, что мировой спрос на продовольствие возрастёт к 2020 году на 64%, в том числе в развивающихся странах - почти на 100%. Сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объёме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не остановить, то в ближайшие два-три десятилетия потребность в покрытии недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз.
Поэтому
корни данной проблемы лежат не в
нехватке продовольствия как такового
и не в ограниченности современных
природных ресурсов, а в несправедливом
их перераспределении и
Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира" (проблема "Север-Юг") - большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.
Конечно, глобальные проблемы не исчерпываются вышеперечисленными. В действительности их больше. К ним можно отнести и кризис культуры и духовных ценностей, дефицит демократии в современном мире, распространение опасных болезней, терроризм, бюрократию и многие другие (Приложение 2).
В целом все глобальные проблемы человечества можно представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные
нити ко всем остальным проблемам.
2. Способы решения глобальных проблем
Решение глобальных проблем - задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут спасти общество, а также его природную среду.
В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход - в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. Необходимо, чтобы общечеловеческие интересы - предотвращение ядерной войны, смягчение экологического кризиса, пополнение ресурсов - преобладали над частными экономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий. В 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации. В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.
Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности (Приложение 3):
- изменение характера производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих технологий,
- использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т.п.);
- создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;
- признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества;
- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.
Только сообща человечество может решить проблему преодоления экологического кризиса.
Прежде
всего, следует перейти от потребительско-
Планетарное
общество сегодня предпринимает
конкретные меры по решению экологических
проблем и снижению их опасности:
разрабатывают предельно
Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому духовно-экологическому, или ноосферному, - типу цивилизационного существования. Его суть в том, что "научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования".
Одна
из наиболее популярных точек зрения
решения данной проблемы - привить
людям новые нравственно-
1) развитие
всемирного сознания, благодаря
которому человек осознает
2) формирование
более бережливого отношения
к использованию природных
3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;
4) воспитание
чувства сопричастности к
Успешно
бороться за решение глобальных проблем
можно и нужно уже сейчас на
основе конструктивного и
Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
Вывод: Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна, лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.
Будем надеяться, что главным богатством всех стран в XXI веке станут сохраненные ресурсы природы и культурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой. Вполне вероятно, что формирование нового - информационного - мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.
Заключение
Завершая работу, кратко отметим следующее.
Международное сообщество всерьёз заговорило о глобальных проблемах с середины 60-х годов ХХ века. К их категории сразу стали относить деградацию окружающей среды и демографический взрыв, угрозу истощения в мире природных ресурсов и нехватки в мире источников энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами. Венчала этот печальный перечень проблем опасность III Мировой войны и термоядерной катастрофы.
Таким образом, глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование.
Особенности глобальных проблем: возникли во второй половине XX века; все глобальные проблемы взаимосвязаны; охватывают все стороны жизни людей; касаются всех без исключения стран мира.
Основные глобальные проблемы:
а) преодоление экологического кризиса и его последствий: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды;
б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара);
в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами;
г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны;
д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией;
е) предотвращение распространения СПИДа.
Все глобальные проблемы тесно связаны между собой, при этом проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны без преувеличения можно считать проблемой номер один, так как от нее
зависит существование самой цивилизации.
Экологическую проблему условно можно поставить на второе место, так как пренебрежительное отношение к природе так же грозит гибели цивилизации планеты.
К числу социальных последствий НТР относится: рост требований к подготовке специалистов, увеличение доли работающих в сфере обслуживания, увеличение продолжительности обучения в школе, рост образования населения.