Функционирование государственного регулирования экономики, пути и формы его обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.
Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Границы вмешательства государства в экономику..............................................4

Субъекты экономической политики......................................................................9

Методы, средства и формы государственного регулирования экономики….13

Лицензирование....................................................................................................15

Экономические средства государственного регулирования экономики……18

Заключение........................................................................................................... 21

Список использованной литературы...................................................................22

Файлы: 1 файл

Реферат по Государственному регулированию экономики на тему.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   Рыночная экономика в отличие от экономики административно-командного типа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного и всеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие в XIX и XX веках капиталистическую экономику, привели к выводу о необходимости использования государственного регулирования в целях достижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование и планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить отмеченные выше недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность ее возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любой экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития государства  представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства.

   Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям, ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования.

   Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

   Временной промежуток прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу колеблется в различных государствах по-разному. Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

  На основе прогноза на долгосрочную перспективу разрабатывается концепция социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей.

  Обычно прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

  Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

   Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития государства на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

   Различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

  При планировании используются различные методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели. В современных условиях широко используется программно-целевой метод планирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ. Действующим законодательством государства установлен порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует страна.

  Федеральная целевая программа, финансируемая за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы.

  При разработке федеральных целевых программ предусматриваются:

 

·        решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных  и других важнейших задач;

·        согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, целях их наиболее эффективного использования;

·        комплексность и экономическая  безопасность разрабатываемых мероприятий;

·        согласованность решения федеральных  и региональных задач;

·        достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

 

Президент страны в целях  обеспечения решения особо важных общегосударственных задач может  выступать инициатором федеральных  программ, называемых президентскими.

 

Заключение.

 

  Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики - необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

  Правовое обеспечение рыночных отношений — средство государственного регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет интересов субъектов рыночных отношений. Государственный сектор экономики — важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов. Прогнозирование и планирование являются инструментами не только командно-административной, но и рыночной экономики.

  Государственный контроль и надзор — эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса. Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность-это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

  Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

 

Список используемой литературы.

 

1.     Вольский  А. Условия совершенствования  государственного управления экономики. //Экономист №9 2001.

2.     Губин  Е. Методы, свойства и формы  государственного регулирования  экономики. М., 2001.

3.     Кошкин  В.И., Шупыро В.М.. Управление государственной собственностью. М., 2000

4.     Марченко  М.Н. Общая теория государства  и права. М., 1998.

5.     Ревенков  А. Планирование в системе государственного  регулирования экономики. //Экономист  №8 2001.

6.     Сажина  М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1999.

7.     Стиглиц  Дж.Ю. Экономика государственного  сектора. М., 1999

8.     Ходов  Л.Г. Основы государственной экономической  политики. М., 2001.

 




Информация о работе Функционирование государственного регулирования экономики, пути и формы его обеспечения