Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:05, реферат
В современной России важнейшим условием экономических преобразований является целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозйственной деятельности предприятий (фирм и компаний) различных форм собственности.
Введение
1. Функции цен
2. Виды цен
Заключение
Список литературы
1) Свободные;
2) Регулируемые;
3) Фиксированные.
Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке.
Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.
Регулируемые цены – это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления (президентом РФ, правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) посредством прямого ограничения роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне и формируемые на базе нормативного подхода, который, как правило, предполагает не только их блокирование, но и соответствующую фиксацию слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемую на отраслевом или региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров (услуг). При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.
В зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня цен продукции (товаров, услуг) между продавцом (производителям, поставщикам) и покупателем (потребителем, заказчиком) при заключении договора (контракта) в хозяйственной практике широко применяется классификация, объединяющая договорные цены.
Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах «от» и «до»), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
В зависимости от вида выпускаемой продукции договорные цены определяются:
1) исходя из уровня цен базового (аналогичного) изделия и потребительских свойств, а также эффективности применения новой продукции при взаимном согласии сторон;
2) на основе расчёта экономически обоснованных затрат на производство и реализацию продукции и рентабельности по отношению к рентабельности в размере не выше её планового уровня на текущий год в целом по предприятию;
3) согласно информации об уровне цен продукции (товаров, услуг), публикуемой в официальной печати.
В настоящее время договорные цены устанавливаются на продукцию производственно-технического назначения, изготовляемую по индивидуальным (разовым) заказам, новую или впервые осваиваемую продукцию серийного (массового) производства, услуги производственного характера, опытные образцы (партии) новых товаров, особо модные изделия в отраслях лёгкой промышленности, новые виды вторичного сырья, новые непродовольственные товары народного потребления и отдельные виды продовольственных товаров, реализуемые по согласованию с торгующими организациями, конечную продукции научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, отдельные виды сельскохозяйственной продукции, на закупаемые у населения товары, приобретённые и реализуемые кооперативными организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена и ценообразование являются важной составной частью рыночной экономики. В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности производителя: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.
Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину.
В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.
1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
2. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.
3. Голощапов Н.А. Цена
и ценообразование: Словарь-
4. Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. – М: Республика, 2001.
5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 1999.
6. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. – М.: Информ. внедр. центр «Маркетинг», 2000.
7. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
8. Сафрончук М.В. Микроэкономика. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.
9. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995.
10. Трацевский И.П., Грекова И.Н. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. – М.: Новое знание, 2000.
11. Никитина Д.А., Никитин В.М. Ценообразование: Учеб. пособие для вузов. – М.: Хронограф, 1997.
12. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 1999.
13. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб.-метод. пособие – М.: Финансы и статистика, 2006.
14. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. – М.: Экмос, 1997.
15. Данные Интернет: www.biglibrary.ru/category44/
16. Данные Интернет: www.uchenik.ru/doc/econom/1_7/