Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:10, доклад
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Вторая особенность
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия
на микроуровне решающую роль играет
менеджмент предприятия, ибо умелое
управление им позволяет сократить
издержки приватизации, лучше мобилизовать
финансовые ресурсы, успешно осуществлять
инвестиционные процессы. Наибольшую
сложность для приватизируемого
предприятия представляет адаптация
к рыночным условиям на макроуровне.
Это связано с тем, что, во-первых,
без учета внешних факторов предприятию
невозможно решить весь комплекс своих
внутренних (производственных, финансовых,
социальных) проблем; во-вторых, формирование
рыночных условий на макроуровне
не зависит от самого предприятия, а
во многом определяется политикой государства,
тем, какова поддержка им приватизируемого
предприятия посредством
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.
Участниками денежной приватизации становятся
крупные инвесторы, а, следовательно,
делается ориентация на экономическую
целесообразность. Поэтому предполагается
переход к индивидуальному
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акций на специализированных
денежных аукционах полностью повторяет
механизм продажи акций на специализированных
чековых аукционах. Акции также
продаются по единой цене, подаются
заявки двух разных типов, где указываются
общая сумма платежа и
Проведение инвестиционных конкурсов
предполагает осуществление покупателем
акций инвестиций в производство.
Это делает инвестиционные конкурсы
более целесообразными, так как
экономическая цель денежной приватизации
состоит в привлечении
Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснить следующими факторами:
а) завершением процесса приватизации по "унифицированным схемам";
б) в основном завершено акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
в) отсутствием заинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, которое практически выводит унитарные предприятия из-под эффективного контроля государства;
г) наличием в действующем приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
С точки зрения дальнейших системных
преобразований, приватизация со всей
очевидностью уступила место вопросам
корпоративного управления и реструктурирования
приватизированных предприятий. С
точки зрения пополнения доходов
бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного
дефицита), на первый план вышли задачи
рационализации использования и
повышения эффективности
Следует заметить также, что в регионах
существует две сдерживающие приватизационный
процесс тенденции: с одной стороны,
невыполнение принятых в последние
годы решений о приватизации, с
другой стороны стремление региональных
властей установить контроль над
максимально возможным числом предприятий
региона, в том числе находящихся
в федеральной собственности. Объективным
негативным фактором стало развертывание
кризиса на финансовых рынках в 1997-1998
гг., что также снижало
«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России
Анализ организации
Единообразие способов приватизации
для предприятий различных
Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение
в процессе приватизации породило появление
проблем, не решенных в рамках ее начального
этапа. Среди них - порядок использования
и финансирования объектов социально-культурного
значения, условия закрепления и
продажи пользователям
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий
обеспечивает следующие институты:
комитеты по управлению имуществом и
фонды имущества различных
В настоящее время в России складывается
ситуация, при которой темпы слома
административно-командной
Выработка общей стратегии
Процесс приватизации нуждается в
поддержке на двух уровнях: всего
общества и трудового коллектива
конкретного предприятия. Недостаточная
пропаганда идей приватизации привела
к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача собственности на государственное
имущество сложившимся
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной