Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Единое экономическое пространство (ЕЭП) — следующая (после Таможенного союза) ступень интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Оно предусматривает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованную макроэкономическую политику. Предполагается, что ЕЭП начнёт полноценно функционировать с 1 января 2012 года и, по словам первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, будет называться Евразийским союзом.
Единое
экономическое пространство (ЕЭП) —
следующая (после Таможенного союза) ступень
интеграции Белоруссии, Казахстана и России.
Оно предусматривает свободное движение
товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
а также согласованную макроэкономическую
политику. Предполагается, что ЕЭП начнёт
полноценно функционировать с 1 января
2012 года и, по словам первого вице-премьера
правительства РФ Игоря Шувалова, будет
называться Евразийским союзом.
С 1994 года территория Содружества Независимых Государств (СНГ) является зоной свободной торговли (ЗСТ) — торговые отношения регулируются множеством (более 100) соглашений, в совокупности называемых договором о ЗСТ. В ноябре 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин назвал этот договор «морально устаревшим» и призвал страны СНГ подписать новый договор, чтобы снять оставшиеся барьеры во взаимной торговле. В марте 2011 года представители правительств стран СНГ сообщили, что новое соглашение по ЗСТ планируется подписать в мае 2011 года.
«Российская бизнес-газета» утверждает, что проект ЕЭП предлагался ещё в начале 1990-х годов — тогда предполагалось, что оно охватит всё СНГ. Само понятие «Единое экономическое пространство» появилось в 2003 году: тогда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины заявили о намерении его создать, а в следующем году утвердили перечень необходимых для этого документов, подлежащих ратификации в национальных парламентах.
Были обозначены следующие цели: проведение согласованной экономической политики, гармонизация внутреннего законодательства и создание единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам. После «оранжевой революции» и прихода к власти на Украине президента Виктора Ющенко эта республика свернула своё участие в процессе, и дальнейшее его развитие осуществлялось силами трёх оставшихся стран.
В
феврале 1999 года Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Россия и Таджикистан заключили
договор о Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве,
разделив планируемую интеграцию на
три этапа. Главной целью первого этапа
была провозглашена реализация режима
свободной торговли в полном объёме, на
втором этапе планировалось объединить
таможенную территорию, ввести общий таможенный
тариф для импорта и отменить таможенный
контроль на внутренних границах, на третьем —
сформировать Единое экономическое пространство
с общей экономической политикой и общим
рынком услуг, труда и капитала, унифицировать
национальные законодательства и проводить
согласованную социальную и научно-технологическую
политику. Конкретных сроков не устанавливалось.
Евразийское экономическое сообщество
На
первой стадии интеграции было образовано
Евразийское экономическое
С 2006 по 2008 год в ЕврАзЭС входил также Узбекистан. Статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия и Украина, а также Евразийский банк развития и Межгосударственный авиационный комитет, а само ЕврАзЭС имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Высшим органом сообщества является Межгосударственный Совет (Межгоссовет), состоящий из глав государств и глав правительств стран-участниц; решения в этом органе принимаются консенсусом. Постоянно действующим органом сообщества является Интеграционный комитет (ИК), состоящий из вице-премьеров стран-участниц, а в перерывах между заседаниями ИК текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей — их назначают главы государств-членов. Решения в этих органах принимаются большинством голосов, а голоса распределены между участниками пропорционально их взносам в бюджет ЕврАзЭС: Россия — 40 %, Белоруссия и Казахстан — по 20%, Киргизия и Таджикистан — по 10%.
Органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС является Межпарламентская ассамблея (МПА). Она занимается унификацией национальных законодательств стран-участниц, их приведением в соответствие с заключенными государствами-членами договорами. Формируется из членов их национальных парламентов, делегируемых в МПА этими парламентами.
Для единообразного
применения действующих в рамках
сообщества договоров, а также решений,
принимаемых органами сообщества, и
урегулирования споров экономического
характера, возникающих в связи
с указанными договорами и решениями,
будет образован суд ЕврАзЭС. Планируется,
что в него войдёт не более двух представителей
от каждой страны-участницы, назначаемых
МПА по представлению Межгоссовета. Пока
суд не сформирован, его функции возложены
на Экономический суд СНГ.
Вторым этапом интеграции стал Таможенный союз (ТС), объединивший с 2010 года Белоруссию, Казахстан и Россию — на образованной из территорий стран-участниц едином пространстве ТС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Исключение могут составить специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Например, в ноябре 2010 года в России эти защитные меры распространялись примерно на 50 товаров, в Белоруссии — на 3.
Во внешней торговле, то есть торговле со странами, не являющимися членами ТС, применяются единые средства регулирования — в частности, единый таможенный тариф. Пока ЕЭП не начало полноценно функционировать, в пределах ТС сохраняются вывозные пошлин на российскую нефть и нефтепродукты, однако на 2011 год Белоруссия освобождена от пошлин на российскую нефть. По оценке министерства финансов РФ, это обойдётся России в $4 млрд. При этом, если Белоруссия будет экспортировать нефтепродукты, то экспортные пошлины получит Россия. В свою очередь, на первую половину 2011 года Белоруссия сохраняет пошлину на вывоз легковых автомобилей для физических лиц.
Высшим органом ТС является Межгосударственный совет на уровне глав государств, а постоянно действующим регулирующим органом, решения которого обязательны и не требуют подтверждения странами-участницами, — Комиссия Таможенного союза. Член экспертно-аналитического совета при комитете по делам СНГ Госдумы РФ Иннокентий Адясов назвал её прообразом будущего союзного правительства.] В настоящее время в комиссии 99 голосов — 57 у России, а остальные поровну поделены между двумя другими странами. Для принятия решения достаточно 66 голосов.
Отдельного арбитражного суда для членов ТС не предусмотрено — споры между ними, а также споры с органами самого ТС, будет разрешать суд ЕврАзЭС. Для создания ТС потребовалось более двух лет — договор о его формировании был заключён в октябре 2007 года; тогда же было решено, что другие страны ЕврАзЭС будут присоединяться к ТС по мере своей готовности.
По
оценке первого заместителя
Кроме прочего, с апреля 2011 года определено, что вместо национальных техрегламентов на территории ТС будут действовать общие, а принимать их станет особая комиссия. В техрегламентах будут прописаны требования к товару, его производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также правила оценки соответствия этим нормам.
До конца 2011 года должно быть разработано 47 союзных техрегламентов — в том числе 25 Россией, 13 — Казахстаном, остальные — Белоруссией. Пройдя сертификацию в одной стране, можно будет торговать в трёх. Проверять товар на соответствие требованиям союзных техрегламентов будут центры и лаборатории, включенные в специальный реестр ТС.
Прошедшие проверку товары будут маркироваться специальным знаком отличия — это аббревиатура EAC (European Asian Community). Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что сравнивать этот знак со знаком качества СССР нельзя: «Советский знак выделял продукцию исключительного качества, а знак ТС лишь подтверждает её соответствие минимальным требованиям, аналогичный знак „РСТ“ есть сейчас на российских товарах».
В октябре 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин назвал основной целью России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве создание Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (в рамках ЕврАзЭС). По его словам, ЕЭП формируется для того, чтобы «наши граждане — потребители товаров и услуг — могли получать хорошую качественную продукцию по приемлемым ценам, чтобы эти товары и услуги попали на наши рынки по этим низким ценам» и «чтобы одни производители в одних странах не получали преимущества перед другими».
В декабре 2010 года президенты Белоруссии, Казахстана и России «после жарких споров» подписали пакет документов, заложивших нормативные основы ЕЭП. Согласно принятой ими декларации о формировании Единого экономического пространства, эти документы вступят в силу с 1 января 2012 года, что и будет означать, что ЕЭП в составе указанных трёх стран начал полноценное функционирование. Однако, как поясняет министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, это относится к базовым положениям, а унификация национальных законодательств, касающихся экономического регулирования, займёт несколько лет.
На этом этапе интеграции к свободному движению товаров и услуг добавляется свободное движение капиталов и рабочей силы; кроме того члены ЕЭП будут проводить согласованную макроэкономическую политику. Общие правила макроэкономического регулирования в ЕЭП сходны с теми, что Маастрихтский договор устанавливает для участников Евросоюза: дефицит бюджета каждой из стран не должен превышать 3% её ВВП, государственный долг — 50% её ВВП, а инфляция не должна превышать самый низкий показатель среди всех стран объединения более чем на 5 процентных пунктов.
Эти
правила вступают в силу с 2013 года. По
словам премьер-министра Казахстана Карима
Масимова, в качестве примера для ЕЭП был
выбран ЕС, потому что более удачного примера
не нашлось.
Перспективы.
В ноябре 2010 года статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что к созданию ЕЭП заинтересованы присоединиться и другие страны СНГ, а в апреле того же года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия стремится сформировать ЕЭП в рамках всего СНГ. Планы глав государств ещё более масштабны — так, в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев и президент Белоруссии Александр Лукашенко заявили, что ЕЭП открыт для вступления новых стран, включая членов ЕС или даже всего ЕС в качестве коллективного члена.
Особую позицию всегда занимала Украина. Эта страна участвовала в формировании ЕЭП ещё в 2003 году — в частности, основные принципы объединения разрабатывались её тогдашним вице-премьером Николаем Азаровым, который ныне возглавляет правительство Украины. Однако после смены власти в 2004 году эта республика отказалась от планируемого объединения — президента Виктора Ющенко не устроили наднациональные органы ЕЭП, которые предполагалось создать. По мнению ведущего научного сотрудника Центра стран СНГ и Прибалтики Института экономики РАН Лидии Косиковой, Украина и раньше проявляла значительно меньший энтузиазм, чем другие участники процесса интеграции.
И
в настоящее время Украина
не намерена возобновлять своё участие.
Как объяснил в феврале 2011 года её
министр иностранных дел
По мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева, в этом решении политические мотивы довлеют над экономической выгодой — так, Украине объективно выгодно участвовать в ЗСТ на территории СНГ, но этому мешают обещания о евроинтеграции, данные Западу, а также существующее в стране «мощное прозападное лобби, которое считает любые интеграционные проекты на территории СНГ невыгодными для Украины и предательством евровектора».
Ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау называет ближайшими претендентами на вступление в ТС Киргизию и Таджикистан. По его данным, инициативу в этом направлении проявляет и Армения, но её случай — более сложный, потому что у этой страны нет общих границ с ТС.
В
июле 2010 года президент Сирии Башар
Асад заявил, что его страна заинтересована
в создании ЗСТ с ТС.
Информация о работе Формирование Единого экономического пространства в СНГ