Формирование Единого экономического пространства в СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Краткое описание

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — следующая (после Таможенного союза) ступень интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Оно предусматривает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованную макроэкономическую политику. Предполагается, что ЕЭП начнёт полноценно функционировать с 1 января 2012 года и, по словам первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, будет называться Евразийским союзом.

Файлы: 1 файл

Формирование Единого экономического пространства в СНГ.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Формирование  Единого экономического пространства в СНГ

Единое  экономическое пространство (ЕЭП) — следующая (после Таможенного союза) ступень интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Оно предусматривает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованную макроэкономическую политику. Предполагается, что ЕЭП начнёт полноценно функционировать с 1 января 2012 года и, по словам первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, будет называться Евразийским союзом. 

С 1994 года территория Содружества Независимых Государств (СНГ) является зоной свободной торговли (ЗСТ) — торговые отношения регулируются множеством (более 100) соглашений, в совокупности называемых договором о ЗСТ. В ноябре 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин назвал этот договор «морально устаревшим» и призвал страны СНГ подписать новый договор, чтобы снять оставшиеся барьеры во взаимной торговле. В марте 2011 года представители правительств стран СНГ сообщили, что новое соглашение по ЗСТ планируется подписать в мае 2011 года.

«Российская бизнес-газета» утверждает, что проект ЕЭП предлагался ещё в начале 1990-х годов — тогда предполагалось, что оно охватит всё СНГ. Само понятие «Единое экономическое пространство» появилось в 2003 году: тогда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины заявили о намерении его создать, а в следующем году утвердили перечень необходимых для этого документов, подлежащих ратификации в национальных парламентах.

Были  обозначены следующие цели: проведение согласованной экономической политики, гармонизация внутреннего законодательства и создание единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам. После «оранжевой революции» и прихода к власти на Украине президента Виктора Ющенко эта республика свернула своё участие в процессе, и дальнейшее его развитие осуществлялось силами трёх оставшихся стран.

В феврале 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан заключили  договор о Таможенном союзе и  Едином экономическом пространстве, разделив планируемую интеграцию на три этапа. Главной целью первого этапа была провозглашена реализация режима свободной торговли в полном объёме, на втором этапе планировалось объединить таможенную территорию, ввести общий таможенный тариф для импорта и отменить таможенный контроль на внутренних границах, на третьем — сформировать Единое экономическое пространство с общей экономической политикой и общим рынком услуг, труда и капитала, унифицировать национальные законодательства и проводить согласованную социальную и научно-технологическую политику. Конкретных сроков не устанавливалось. 

Евразийское экономическое сообщество

На  первой стадии интеграции было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, функции которой заключаются в формировании общих внешних таможенных границ входящих в неё стран и выработкой единой экономической политики, общего рынка (тарифы, цены, внешнеэкономическая деятельность). Договор о его создании Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан заключили в октябре 2000 года.

С 2006 по 2008 год в ЕврАзЭС входил также Узбекистан. Статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия и Украина, а также Евразийский банк развития и Межгосударственный авиационный комитет, а само ЕврАзЭС имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Высшим  органом сообщества является Межгосударственный Совет (Межгоссовет), состоящий из глав государств и глав правительств стран-участниц; решения в этом органе принимаются  консенсусом. Постоянно действующим  органом сообщества является Интеграционный комитет (ИК), состоящий из вице-премьеров стран-участниц, а в перерывах между заседаниями ИК текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей — их назначают главы государств-членов. Решения в этих органах принимаются большинством голосов, а голоса распределены между участниками пропорционально их взносам в бюджет ЕврАзЭС: Россия — 40 %, Белоруссия и Казахстан — по 20%, Киргизия и Таджикистан — по 10%.

Органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС является Межпарламентская ассамблея (МПА). Она занимается унификацией национальных законодательств стран-участниц, их приведением в соответствие с заключенными государствами-членами договорами. Формируется из членов их национальных парламентов, делегируемых в МПА этими парламентами.

Для единообразного применения действующих в рамках сообщества договоров, а также решений, принимаемых органами сообщества, и  урегулирования споров экономического характера, возникающих в связи  с указанными договорами и решениями, будет образован суд ЕврАзЭС. Планируется, что в него войдёт не более двух представителей от каждой страны-участницы, назначаемых МПА по представлению Межгоссовета. Пока суд не сформирован, его функции возложены на Экономический суд СНГ. 

Таможенный Союз

Вторым  этапом интеграции стал Таможенный союз (ТС), объединивший с 2010 года Белоруссию, Казахстан и Россию — на образованной из территорий стран-участниц едином пространстве ТС не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Исключение могут составить специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Например, в ноябре 2010 года в России эти защитные меры распространялись примерно на 50 товаров, в Белоруссии — на 3.

Во  внешней торговле, то есть торговле со странами, не являющимися членами ТС, применяются единые средства регулирования — в частности, единый таможенный тариф. Пока ЕЭП не начало полноценно функционировать, в пределах ТС сохраняются вывозные пошлин на российскую нефть и нефтепродукты, однако на 2011 год Белоруссия освобождена от пошлин на российскую нефть. По оценке министерства финансов РФ, это обойдётся России в $4 млрд. При этом, если Белоруссия будет экспортировать нефтепродукты, то экспортные пошлины получит Россия. В свою очередь, на первую половину 2011 года Белоруссия сохраняет пошлину на вывоз легковых автомобилей для физических лиц.

Высшим  органом ТС является Межгосударственный совет на уровне глав государств, а постоянно действующим регулирующим органом, решения которого обязательны и не требуют подтверждения странами-участницами, — Комиссия Таможенного союза. Член экспертно-аналитического совета при комитете по делам СНГ Госдумы РФ Иннокентий Адясов назвал её прообразом будущего союзного правительства.В настоящее время в комиссии 99 голосов — 57 у России, а остальные поровну поделены между двумя другими странами. Для принятия решения достаточно 66 голосов.

Отдельного  арбитражного суда для членов ТС не предусмотрено — споры между ними, а также споры с органами самого ТС, будет разрешать суд ЕврАзЭС. Для создания ТС потребовалось более двух лет — договор о его формировании был заключён в октябре 2007 года; тогда же было решено, что другие страны ЕврАзЭС будут присоединяться к ТС по мере своей готовности.

По  оценке первого заместителя председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Владимира Гошина, только за первые 100 дней действия ТС товарооборот между странами-участницами вырос  на 25—30% — за счёт уничтожения таможенных барьеров и упрощения процедур перемещения товаров через границу. В частности, было отменено таможенное оформление для любых товаров.

Кроме прочего, с апреля 2011 года определено, что вместо национальных техрегламентов на территории ТС будут действовать  общие, а принимать их станет особая комиссия. В техрегламентах будут прописаны требования к товару, его производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также правила оценки соответствия этим нормам.

До  конца 2011 года должно быть разработано 47 союзных техрегламентов — в том числе 25 Россией, 13 — Казахстаном, остальные — Белоруссией. Пройдя сертификацию в одной стране, можно будет торговать в трёх. Проверять товар на соответствие требованиям союзных техрегламентов будут центры и лаборатории, включенные в специальный реестр ТС.

Прошедшие проверку товары будут маркироваться  специальным знаком отличия — это аббревиатура EAC (European Asian Community). Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что сравнивать этот знак со знаком качества СССР нельзя: «Советский знак выделял продукцию исключительного качества, а знак ТС лишь подтверждает её соответствие минимальным требованиям, аналогичный знак „РСТ“ есть сейчас на российских товарах».

Единое Экономическое Пространство

В октябре 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин назвал основной целью  России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве создание Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (в  рамках ЕврАзЭС). По его словам, ЕЭП формируется для того, чтобы «наши граждане — потребители товаров и услуг — могли получать хорошую качественную продукцию по приемлемым ценам, чтобы эти товары и услуги попали на наши рынки по этим низким ценам» и «чтобы одни производители в одних странах не получали преимущества перед другими».

В декабре 2010 года президенты Белоруссии, Казахстана и России «после жарких споров» подписали пакет документов, заложивших нормативные основы ЕЭП. Согласно принятой ими декларации о формировании Единого экономического пространства, эти документы вступят в силу с 1 января 2012 года, что и будет означать, что ЕЭП в составе указанных трёх стран начал полноценное функционирование. Однако, как поясняет министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, это относится к базовым положениям, а унификация национальных законодательств, касающихся экономического регулирования, займёт несколько лет.

  На этом этапе интеграции к  свободному движению товаров  и услуг добавляется свободное  движение капиталов и рабочей  силы; кроме того члены ЕЭП  будут проводить согласованную  макроэкономическую политику. Общие правила макроэкономического регулирования в ЕЭП сходны с теми, что Маастрихтский договор устанавливает для участников Евросоюза: дефицит бюджета каждой из стран не должен превышать 3% её ВВП, государственный долг — 50% её ВВП, а инфляция не должна превышать самый низкий показатель среди всех стран объединения более чем на 5 процентных пунктов.

Эти правила вступают в силу с 2013 года. По словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в качестве примера для ЕЭП был выбран ЕС, потому что более удачного примера не нашлось. 
 
 
 

Перспективы.

В ноябре 2010 года статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что к созданию ЕЭП заинтересованы присоединиться и другие страны СНГ, а в апреле того же года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия стремится сформировать ЕЭП в рамках всего СНГ. Планы глав государств ещё более масштабны — так, в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев и президент Белоруссии Александр Лукашенко заявили, что ЕЭП открыт для вступления новых стран, включая членов ЕС или даже всего ЕС в качестве коллективного члена.

Особую  позицию всегда занимала Украина. Эта страна участвовала в формировании ЕЭП ещё в 2003 году — в частности, основные принципы объединения разрабатывались её тогдашним вице-премьером Николаем Азаровым, который ныне возглавляет правительство Украины. Однако после смены власти в 2004 году эта республика отказалась от планируемого объединения — президента Виктора Ющенко не устроили наднациональные органы ЕЭП, которые предполагалось создать. По мнению ведущего научного сотрудника Центра стран СНГ и Прибалтики Института экономики РАН Лидии Косиковой, Украина и раньше проявляла значительно меньший энтузиазм, чем другие участники процесса интеграции.

И в настоящее время Украина  не намерена возобновлять своё участие. Как объяснил в феврале 2011 года её министр иностранных дел Константин Грищенко, это противоречило бы главным  приоритетам её внешней политики — евроинтеграции и ассоциации с ЕС.

По  мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева, в этом решении политические мотивы довлеют над экономической выгодой — так, Украине объективно выгодно участвовать в ЗСТ на территории СНГ, но этому мешают обещания о евроинтеграции, данные Западу, а также существующее в стране «мощное прозападное лобби, которое считает любые интеграционные проекты на территории СНГ невыгодными для Украины и предательством евровектора».

Ректор  Академии народного хозяйства при  правительстве РФ Владимир Мау называет ближайшими претендентами на вступление в ТС Киргизию и Таджикистан. По его данным, инициативу в этом направлении проявляет и Армения, но её случай — более сложный, потому что у этой страны нет общих границ с ТС.

В июле 2010 года президент Сирии Башар Асад заявил, что его страна заинтересована в создании ЗСТ с ТС. 
 
 

Информация о работе Формирование Единого экономического пространства в СНГ