Фондовый рынок японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:38, доклад

Краткое описание

До Второй мировой войны фондового рынка Японии практически не существовало. В Японии с конца XIX в. государством традиционно проповедовались принципы жесткого разделения функций между различного вида финансовыми институтами, во многом заимствованные из Англии. В 1948 г. в стране был принят Закон «О ценных бумагах и биржах», который во многом копировал соответствующие акты США 1933 и 1934 гг. В соответствии с ним начала функционировать независимая Комиссия по ценным бумагам, впоследствии преобразованная в Управление ценных бумаг Министерства финансов. При нем был также создан Совет по ценным бумагам и биржам в качестве совещательного органа. Таким образом, фондовый рынок Японии бумаг стал активно регулироваться государством.

Файлы: 1 файл

фондовый рынок Японии.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

 

Регулирование фондового рынка в Японии

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг Японии, является Закон о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 года. В основу закона были положены основополагающие американские акты 1933-1934 годов. На протяжении послевоенных десятилетий в него вносились многочисленные поправки, в результате которых многие существовавшие прежде запреты и ограничения были отменены.
Вплоть до конца 1990-х годов исключительными полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг (как и всего финансового сектора) обладало Министерство финансов.
В июле 1992 года в Японии появилась Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам в США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением Министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.
Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990–1991 годах, выявившим серьезные злоупотребления: манипулирование ценами и использование служебной (инсайдерской) информации.
В ноябре 1996 года премьер-министр Хашимото объявил о намеченной правительством реформе японской финансовой системы, получившей в прессе название «Большая встряска» («Big Bang», по аналогии с реформой финансового сектора в Англии в 1986 году). Реформа началась в апреле 1998 года, когда были устранены остававшиеся ограничения на валютные операции, и проходила в несколько этапов, а фактически завершилась в 2001 году.
Реформа привела к ряду новаций. Разрешалось создавать финансовые холдинговые компании. Банки получили право учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (сначала всеми бумагами, кроме акций, но после 1999 года и акциями), а также торговать инструментами коллективных инвестиций – паями юнит-трастов, а с декабря 2004 года – и акциями. Компаниям по ценным бумагам было разрешено оказывать кастодиальные услуги (чем раньше могли заниматься только доверительные банки). Был устранен запрет на выполнение банками услуг страховых компаний, и наоборот. Полностью устранены фиксированные комиссионные (октябрь 1999 года). Произошла полная отмена ограничений на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее – не более 10%). Усилены наказания за нечестные операции на финансовом рынке, в частности, предусматривалась конфискация прибыли, полученной путем инсайдерской торговли или манипулирования ценами.
С 1997 года управлением пенсионными фондами могли заниматься не только трастовые банки и компании страхования жизни, но и компании по ценным бумагам.
В конце 1998 года система лицензирования компаний по ценным бумагам и инвестиционных трастов была заменена на систему регистрации. Был отменен запрет на торговлю листинговыми акциями только на бирже (декабрь 1998 года). Были смягчены правила, ограничивавшие выкуп собственных акций корпорациями.
Одним из основных элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне Министерства финансов, на который был возложен контроль над всей финансовой системой страны (национальными банками, иностранными банками, страховыми компаниями, брокерско-дилерскими фирмами и т.п.). Этим органом стало Агентство финансового надзора (Financial Supervisory Agency), в 2000 году переименованное в Агентство по финансовым услугам (Financial Services Agency), приступившее к работе в июне 1998 года.
Агентство подчинено непосредственно премьер-министру, оно участвует в подготовке нормативных документов, касающихся финансовых учреждений. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на агентство.
В агентстве работают примерно 400 человек – большей частью (80%) сотрудники, переведенные из Министерства финансов. В рамках реформы предусматривается обязательное предоставление информации эмитентами регулятивному органу и биржам в электронной форме (с июня 2001 года) со свободным доступом к ней частных инвесторов через интернет (ранее система раскрытия информации была очень слабой и мало соответствовала, например, требованиям американской SEC). Непосредственно контроль за деятельностью брокеров дилеров на рынке осуществляет упоминавшаяся уже Комиссия по ценным бумагам и биржам, подчиненная Агентству по финансовым услугам.

 

Фондовые биржи Японии

 

Всего в Японии действует 6 фондовых бирж (2007 г.): в Токио, Осаке, Нагойе, Фукуоке, Саппоро. При этом на долю Токийской фондовой биржи (TSE) приходится свыше 90% оборота по акциям (по стоимости), Осакской биржи – 4% (2007 г.). В конце 2004 года статус фондовой биржи получила внебиржевая торговая система JASDAQ.
Членами Токийской фондовой биржи являются только юридические лица – брокерско-дилерские фирмы (компании по ценным бумагам), их было110 в конце 2007 года (из них 20 – иностранные фирмы).
Вплоть до середины 1980-х годов членами TSE выступали только японские институты. Приходу иностранцев противились как сами японские компании по ценным бумагам, так и Министерство финансов Японии, которое защищало сложившийся здесь брокерский картель от иностранной конкуренции. Однако когда в 1980-е годы японская «большая четверка» начала активно выходить на зарубежные биржи и возникла угроза ответных действий на дискриминацию иностранцев в Японии, TSE открыла двери для зарубежных брокерско-дилерских фирм.
C 2001 года TSE (как и Фондовая биржа Осаки) – корпорация (акционерное общество), преследующая цель получения прибыли для своих акционеров. Эти события лишний раз подтверждают общую закономерность коммерциализации фондовых бирж. В 1999 году Токийская биржа полностью перешла на электронную торговлю, совсем отказавшись от голосового аукциона в биржевой толпе. При открытии/закрытии используется онкольный (залповый) аукцион (итайозе), в течение торговой сессии – непрерывный двойной (зараба).

 

Особенности организационного устройства биржи

Крупнейшим рынком в Японии является Токийская фондовая биржа, на которую приходится примерно 95% оборота по акциям. Крупной биржей является также Осакская фондовая биржа. На остальные 6 фондовых бирж приходится несколько процентов всего оборота. 
Число фирм-участников Токийской фондовой биржи превышает сотню; некоторые из этих фирм - крупные международные компании по работе с ценными бумагами и инвестиционные банки, такие, как "Морган Стэнли", "Соломон бразерс" и "Джардин Флеминг". Что касается японских фирм-участников биржи, то они, как правило, имеют большое сходство с универсальными американскими инвестиционными банками, причем несколько крупнейших фирм такого рода фактически контролируют фондовый рынок.

В течение достаточно длительного времени, вплоть до апреля 1999 г., основным методом торговли 150 наиболее важными акциями являлся открытый двойной аукцион: торговля "с голоса" в биржевой толпе (метод назывался "зараба"). Курс открытия устанавливался залповым методом сайтори на основании накопленных заранее заявок на покупку и продажу - метод "итайозе".
Заявки поступали на биржу из контор фирм-членов по телефону или на терминалы компьютеров и затем передавались сотрудникам фирм, работающим в торговом зале. С 1990 г. на ТФБ действует система автоматической передачи мелких заявок (до 3000 акций) сайтори, которые и исполняют их. Еще раньше для акций 2-й секции (1/3 всех акций прочих эмитентов) была внедрена система CORES (Computer assisted order routing and execution system), позволяющая совершать сделки в автоматизированном режиме, вводя заявки через терминальные устройства. Система была позаимствована у Торонтской фондовой биржи, где она носит название CATS. Аналогичная система была приобретена Парижской фондовой биржей (САС). Благодаря ЭВМ ТФБ способна совершать ежедневно сделки на 5 млрд. акций.
В апреле 1999 г. ТФБ отказалась от голосовых торгов, полностью перейдя на компьютерную систему CORES, а также FORES (Floor Order Routing and Execution System). Для торговли фьючерсами и опционами используется электронная система CORES-FOP.

Включение акций в котировочный лист производится с одобрения Токийской фондовой биржи и министерства финансов; акции могут быть лишены листинга, если компания-эмитент перестает удовлетворять соответствующим требованиям. 
Для Токийского фондового рынка рассчитываются два основных индекса курсов акций - "Никкей" и "ТОПИКС". Индекс "Никкей"' (Nikkei - Nikkei Dow Jones Average) - среднеарифметический невзвешенный индекс, рассчитываемый на базе 225 акций 1-и секции ТФБ так же, как промышленный индекс Доу-Джонса (Dow Jones Industrial Average). Впервые индекс был опубликован в 1950 г.
Классический индекс ТОПИКС (TOPIX), рассчитываемый с 1968 г. по всем акциям 1-й секции ТФБ, - среднеарифметическая взвешенная (взвешенный по количеству выпушенных акций). 
В Японии существует внебиржевая система торговли акциями молодых эмитентов - JASDAQ, смоделированная с НАСДАК. Но объемы торговли в ней минимальны. Рынок акций практически на 100% биржевой, что, в частности, связано с запретом (отмененным лишь в декабре 1998 г.) на торговлю листинговыми акциями на внебиржевом рынке. Рынок облигаций преимущественно внебиржевой.
Членами ТФБ выступают только компании по ценным бумагам. Из 131 члена ТФБ (по состоянию на конец 2002 г.) 108 - брокерско-дилерские фирмы (из них 22 - дочерние компании иностранных финансовых учреждений), имеющие право совершать сделки как за собственный счет, так и по поручению клиентов (регулярные члены), и 1 - так называемый сайтори-член, в функции которого входит прием и исполнение приказов от регулярных членов. Они лишены права совершать сделки за собственный счет (за редким исключением).
ТФБ в 1990-е годы оставалась одной из немногих ведущих фондовых бирж мира, на которой сохранялись фиксированные комиссионные. Считается, что это являлось одной из причин чрезвычайно высокой прибыльности японских брокерско-дилерских фирм. 
До изменений, произошедших в 1994 году Ставка комиссионных зависела от величины сделки и делилась на 10 видов. Максимальная ставка 1,15% (но не ниже 2500 иен) при сделке на сумму менее 1 млн. иен; минимальная - 0,075% + 785 000 иен на сумму свыше 1 млрд. иен.
С 1 апреля 1994 г. фиксированные комиссионные отменены для крупных сделок на сумму свыше 1 млрд. иен. - то есть происходит постепенный отход от фиксированных комиссионных. В начале 2000 года произошла полная отмена фиксированных комиссионных по сделкам на фондовом рынке.
Вплоть до 1986 г. на ТФБ существовал неформальный запрет на участие иностранных членов. Активизация деятельности японских компаний на зарубежных рынках капитала заставила ТФБ открыть двери для иностранцев. Так в таблице 7 представлена динамика иностранных инвестиций в японские ценные бумаги, а Таблица 8 отражает динамику японских инвестиций в иностранные ценные бумаги.

 

Роль инвестиционных институтов в формировании фондового рынка Японии

По Закону о ценных бумагах и биржах (1948 г.), принятому при непосредственном участии американской оккупационной администрации, банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами - этим занимались так называемые инвестиционные дома или брокерско-дилерские фирмы, уже существовавшие в то время, но не игравшие еще заметной роли. Дело в том, что рынок акций, как уже отмечаюсь, был неразвит и бизнес с ценными бумагами не был престижным: "солидные" люди шли в банки.
Демократизация акционерного капитала резко изменила ситуацию, и почти не известные прежде фирмы, работавшие с ценными бумагами, стали быстро приобретать влияние в экономике.
Деятельность на рынке подлежит государственному лицензированию, которое осуществляет министерство финансов, выдающее лицензии на 4 вида деятельности:

1.дилерскую,

2.брокерскую,

3.андеррайтинговую,

4.на совершение "розничных" операций с частными инвесторами.

Большинство фирм имеет лицензии на несколько видов деятельности, а крупнейшие, которые и называются инвестиционными домами, - на все 4. Для них установлен минимальный размер собственного капитала - 3 млрд. иен (примерно 30 млн. долл.). В настоящее время в Японии действуют примерно 200 фирм - инвестиционных институтов, занимающихся операциями с ценными бумагами, но ведущие позиции на рынке занимают всего 4 компании . Это так называемая "Большая четверка": "Номура", "Дайва", "Ямаичи", "Никко". На них приходится 36% всех операций с акциями, а с учетом 34 более мелких аффилированных фирм - свыше 50%. Еше выше (75%) их доля в оказании услуг по андеррайтингу. На "Большую четверку" приходится 80% торговли облигациями.
"Номура" - крупнейшая из этих 4 компаний - является также крупнейшим инвестиционным институтом в мире, опережая компанию ''Меррилл Линч" - лидера американских компаний. В отдельные годы ее капитализация доходила до 70 млрд. долл., что сравнимо с капитализацией целой страны, например Австралии.
В период бума 80-х гг. "Номура'' в отдельные годы получала самые высокие прибыли в Японии, опережая даже таких гигантов, как "Ниссан". В списке 10 корпораций с самыми высокими прибылями оказалась вся "Большая четверка", причем в эту десятку смог войти лишь один банк - "фудзи".
По сути, в Японии на рынке ценных бумаг сложилась олигополия, а "Большая четверка" - своеобразный картель. В заключении можно отметить, что все инвестиционные институты являются членами Японской ассоциации дилеров фондового рынка, объединяющей профессиональных участников, имеющих лицензии министерства финансов.

Депозитарно-клиринговая система Японии

Все акции, имеющие котировку на биржах Японии, только именные. Облигации могут быть как именными, так и предъявительскими.
Сертификаты ценных бумаг запрещено вывозить за пределы Японии, поэтому нерезиденты обязаны хранить свои ценные бумаги в одном из японских банков или компаний по ценным бумагам.
Процедура улаживания сделки может производиться следующим способом:
1. Наиболее распространенный вариант - регулярное исполнение. Поставка осуществляется на 3-й рабочий день после заключения сделки - таким способом осуществляется 99% всех сделок на бирже. Это одна из специфических особенностей фондовых бирж Японии. 
2. При кассовой сделке поставка производится в день заключения сделки или на следующий день, если это предусмотрено условиями контракта.
По специальному соглашению поставка производится в определенный участниками сделки день, но не позже 14 дней после его заключения.
Японские фондовые биржи являются не только торговыми площадками, но и расчетно-клиринговыми центрами.
Для улаживания сделок с акциями японских эмитентов каждая из бирж открывает специальный счет в центральном депозитарии - Японском депозитарном центре JASDEC (Japan Securities Depository Centre), созданном в 1984 г.; в 1991 г. этот центр стал единственным депозитарием по национальным акциям, заменив Японскую клиринговую корпорацию по ценным бумагам - депозитарно-клиринговую организацию ТФБ. Последняя, однако, по-прежнему выполняет депозитарно-клиринговые функции по некоторым ценным бумагам, в частности по акциям иностранных эмитентов, варрантам и государственным облигациям, имеющим листинг на ТФБ. Кроме того, корпорация по-прежнему выполняет услуги по определению взаимных обязательств по ценным бумагам (клиринг).
Для улаживания сделок по бездокументарным государственным облигациям используется депозитарно-клнринговая система Банка Японии. Исполнение (улаживание) сделок по государственным облигациям составляет специальный двухнедельный цикл и напоминает аналогичную процедуру на Лондонской фондовой бирже.

 

Развитие системы регулирования фондового рынка Японии

Организации фондового рынка Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США. 
В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществлялся как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.
В 1948 г. в Японии по образу и подобию Комиссии по ценным бумагам и биржам США была образована (запишите) Комиссия по ценным бумагам Японии. Однако когда американцы ушли, Комиссия в 1951 г. была упразднена, а ее полномочия вместе с персоналом перешли министерству финансов (и полномочия принадлежали ему до появления в 1992 году новой Комиссии по ценным бумагам и биржам). 
Стоит упомянуть о тесной связи Минфина Японии с частным сектором. В Японии существует традиция, носящая название "амакудари", согласно которой государственный бюрократ по достижении им пенсионного возраста в 55 лет получает хорошо оплачиваемую должность в частном секторе как вознаграждение за годы, проведенные на относительно низкооплачиваемой работе в государственном учреждении. Существует непосредственная связь между министерством финансов и сообществом брокерско-дилерских фирм именно по этой линии. При этом, однако, стоит иметь в виду, что число сотрудников в управлении ценных бумаг министерства финансов Японии было невелико: всего 150 человек.
При министерстве финансов был создан совещательный орган - совет по ценным бумагам и биржам. Совет состоит из 20 специалистов, связанных с индустрией ценных бумаг, назначаемых министерством на два года. В функции совета входит подготовка рекомендаций для министерства финансов по совершенствованию законодательства по ценным бумагам. Министерство финансов Японии вообще являлось главным финансовым регулирующим органом в Японии. Его полномочия распространялись также на банки.
В июле 1992 г. в Японии появилась новая Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входило наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие от Комиссии по ценным бумагам и биржам США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции. Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990 -1991 гг., выявившим серьезные злоупотребления на рынке, манипулирование ценами и использование служебной (внутренней) информации.
1 апреля 1993 г. в Японии вошел в силу закон о реформе финансовой системы. Закон частично упразднил барьеры, существовавшие между банками и брокерскими фирмами. На основе этого закона японским банкам (сначала долгосрочного кредита, а затем и прочим) было разрешено осуществлять андеррайтинг твердопроцентных ценных бумаг. 
Фактически был отменет закон "О ценных бумагах и биржах" (1948 г.), согласно которому банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами. Одновременно брокерско-дилерским фирмам был открыт доступ к доверительным банковским операциям.
В 1994 г. Министерство финансов разрешило городским банкам учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (без права совершать сделки с акциями и производными от них ценными бумагами).
В апреле 1998 г. в Японии началась новая широкомасштабная реформа финансовой системы, получившая по аналогии с английской реформой 1986 г. название "Большая встряска" (Big Bang). Реформа рассчитана на несколько лет (1998-2001) и предусматривает поэтапную полную либерализацию финансовой системы. Например, разрешается создавать финансовые холдинговые компании (что после войны было запрещено). 
Перечислим некоторые новшества: фирмам разрешено осуществлять брокерские операции с ценными бумагами без государственной лицензии; полностью упраздняются барьеры между банками, компаниями по ценным бумагам и доверительными банками: они получают право заниматься бизнесом друг друга; предусматривается устранение запрета на выполнение банками и компаниями по ценным бумагам услуг страховых компаний, и наоборот. Кроме того, отменяются ограничения на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее не более 10%). В то же время ужесточаются наказания за нечестные операции на финансовом рынке. Также отменяется существовавший ранее фактический запрет на выкуп собственных акций корпорациями. Одним из элементов реформы явилось создание специального регулирующего органа вне министерства финансов, на который возложен контроль над всей финансовой системой страны (175 национальными банками, 93 иностранными банками, 76 страховыми компаниями и 226 брокерско-диперскими фирмами и т.д.),- Агентства финансового надзора (Financial Supervisory Agency). Агентство приступило к работе в июне 1998 г.
Агентство подчинено непосредственно премьер-министру. Министерство финансов будет отвечать за планирование и формулирование финансовой политики в целом и координировать деятельность в области международных финансовых отношений, в первую очередь вопросы, связанные с валютной политикой.
Агентство, как предполагается, будет участвовать в подготовке нормативных документов, касающихся финансовых учреждений, хотя в 1998 г. полной ясности по вопросу о том, как будут распределены между ними обязанности, не было. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на Агентство.
По предварительным оценкам, в Агентстве будет работать примерно 400 человек - большей частью (80%) сотрудники, переводимые из министерства финансов. Для сравнения: количество контролеров в США составляет примерно 8000, новый контролирующий орган Великобритании - Ведомство финансового надзора - будет насчитывать 2700 человек.

Информация о работе Фондовый рынок японии