Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:47, курсовая работа
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие фискальной политики……………………………………………….5
Дискреционная фискальная политика ………………………………….5
Автоматическая фискальная политика ………………………………..10
Виды фискальной политики……………………………………………11
Эффект мультипликатора………………………………………............12
Влияние фискальной политики на государственный бюджет…………….14
Государственный бюджет ……………………………………………...14
Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.......20
Особенности бюджетно-налоговой политики в РБ………………………...22
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Заключение……………………………………...……..…………………………25
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения………………………………………………………………………
Мn
=МРС * Мg или Мn = МРС / (1 – МРС ).
По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.
На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.
Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии - точка Е1 (Приложение 2, рисунок 3.) Равновесный объем выпуска Q1.
Предположим,
что государство вводит подоходный
пропорциональный налог, ставка которого
t. Если доход населения до введения налога
был Y, то после взимания налога располагаемый
доход можно рассчитать так: Y – tY = (1 –
t)Y (автономные налоги не будем учитывать
при расчетах). Это значит, что из каждой
денежной единицы дохода раньше на потребление
уходило МРС * 1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая
предельная склонность к потреблению
MPC’ приведет к снижению наклона кривой
совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в
положение C’ + I+ G. Точка равновесия переместится
из Е1
в Е2,
что приведет к сокращению объема национального
производства с Q1 до Q2. С учетом нового значения
предельной склонности к потреблению
МРС’ налоговый мультипликатор можно
рассчитать по формуле:
Мn’
= 1 / (1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).
Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:
dY = - Mn’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.
Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. (Приложение 2, рисунок 4.)
Предположим,
государство увеличило закупки
товаров и услуг на 20 млн. рублей,
что привело к росту совокупных
расходов тоже на 20 млн. рублей и к
сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1.
Точка равновесия переместилась из Е1
в Е2.
Объем национального продукта возрос
с Q1
до Q2.
Рассчитать его прирост можно следующим
образом (МРС примем равной ¾):
Q2-Q1
= Mg * 20 млн.р. = (1/ (1- ¾)) 20 млн.р. = 80 млн.р.
Введение
аккордного налога величиной в 20 млн.
рублей сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1.
Сдвиг произойдет на величину 15 млн. рублей,
так как мультипликатор налогов меньше
мультипликатора расходов. Точка равновесия
переместится из Е2 в Е3, а объем производства
уменьшится с Q2 до Q3. Объем производства
в результате введения налога сократится
на:
Q2-Q3
= Mn * 20 млн.р. = ((3/4) / (1-3/4)) 20 млн.р. = 60 млн.р.
Следовательно,
в результате роста государственных
закупок национальный продукт увеличился
на 80 млн. рублей, а введение налога
сократило его на 60 млн. рублей. Таким
образом, одновременное увеличение государственных
расходов и налогов на 20 млн. рублей обусловило
рост национального продукта также на
20 млн. рублей, т.е. мультипликатор
равен 1. Он называется мультипликатором
сбалансированного бюджета и не зависит
от предельной склонности к потреблению.
Это можно доказать арифметически, если
вычесть из прироста национального продукта,
полученного в результате увеличения
государственных расходов, сокращение
того же национального продукта, обусловленное
введением аккордного налога. Общий результат
этих действий будет равен:
Q3-Q1
= (1/(1-MPC))20 млн.р. – (МРС / (1-МРС)) 20 млн.р. =
((1-МРС)/(1-МРС))20 млн.р. = 1*20 млн.р.
В
модели «расходы-доходы»
Недостатком
бюджетно-налогового регулирования
является также наличие довольно
значительного временного лага. Он
включает, во-первых, время, которое
проходит от осознания того, что
в стране начинается спад производства
или инфляция, до понимания необходимости
принятия конкретных действий. Во-вторых
– временной промежуток от осознания
этой необходимости до утверждения конкретных
мер экономической политики. В-третьих,
- период времени от утверждения данных
мер до получения эффекта от их реализации.
[2. Стр.125-134]
1.2.
Автоматическая фискальная
политика
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное
достоинство недискреционной
Недостаток
автоматической фискальной политики в
том, что она только помогает сглаживать
циклические колебания, но не может их
устранить. Следует отметить, чем выше
ставки налогов, чем больше трансфертные
платежи, тем более действенна недискреционная
политика. [2. Стр.125-134]
1.3.
Виды фискальной политики
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы
выяснить, правильна ли проводимая
правительством фискальная политика,
необходимо оценить ее результаты.
Наиболее часто в этих целях используют
состояние государственного бюджета,
так как осуществление
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.
Изменение
бюджета полной занятости показывает,
как влияет проводимая фискальная политика
на изменение совокупного спроса. Рост
дефицита или сокращение излишка бюджета
полной занятости свидетельствуют о проведении
стимулирующей фискальной политики, направленной
на расширение совокупного спроса. Наоборот,
сокращение дефицита или увеличение излишка
бюджета полной занятости являются результатом
реализации сдерживающей фискальной политики,
цель которой – сокращение совокупного
спроса. [2. Стр.125-134]
1.4.
Эффект мультипликатора
Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (Приложение 7, рисунок 11.)
Здесь срабатывает эффект мультипликатора.
Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно: