Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.
Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 
Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

 
К объектам финансового планирования относятся:

•  выручка от реализации продукции, услуг и прибыль; 
•  амортизационные отчисления; 
•  объем оборотных активов и их прирост; 
•  ресурсы в капитальном строительстве; 
•  платежи в бюджет; 
•  взносы во внебюджетные фонды. Муниципальный кредит

5. Муниципальный  кредит, его особенности и структура

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

  1. муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;
  2. муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;
  3. муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет  следующие функции.

1.  Распределительная функция. Муниципалитет:

  1. собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления;
  2. осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.

2.  Регулирующая функция.

Муниципалитет:

  1. действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;
  2. распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.

3.  Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4.  Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время  в России провозглашено равноправие  сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные  и муниципальные займы размещаются  только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

6. Источники формирования региональных бюджетов

Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов.

Основной составной  частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и  бюджеты административно-территориальных  образований.

Порядок формирования и  расходования бюджетов субъектов федерации  и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления - с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам  субъектов РФ относятся:

• собственные (закрепленные) налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ от региональных налогов и сборов, в определенной пропорции разграниченных между бюджетом субъектов РФ и иными бюджетами;

• отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов в  бюджеты субъектов РФ.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы:

• налог с продаж;

• налог на имущество  предприятий;

• транспортный налог;

• дорожный налог;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный  бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам  относятся также доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Неналоговые доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет тех  же источников, что и неналоговые  доходы федерального бюджета. К ним  относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в  государственной собственности, части прибыли унитарных предприятий созданных субъектами РФ, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственного и местного управления, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия. Пополняют бюджеты субъектов РФ также дотации и субвенции, направляемые из федерального бюджета.

К собственным (закрепленным) доходам местных бюджетов РФ относятся  местные налоги и сборы, платежи из прибыли муниципальных предприятий. Как правило, закрепленные доходы местных бюджетов не являются основными источниками их формирования. Более значительная роль в этом принадлежит регулирующим налогам и поступлениям из вышестоящих бюджетов в виде дотаций и субвенций. Из регулирующих налогов самыми важными являются НДС, акцизы, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами, налог на пользователей автомобильных дорог. Нормативы отчислений регулирующих налогов утверждаются вышестоящими органами власти в виде определенной фиксированной ставки.

Существующая система  регулирования местных бюджетов имеет свои достоинства и недостатки. К ее достоинствам можно отнести  то, что независимо от экономического потенциала территорий местные (региональные) бюджеты могут быть обеспечены необходимыми средствами для осуществления различных региональных программ, что создает предпосылки к выравниванию уровней развития различных административно-территориальных единиц. Преимуществом использования регулирующих налогов при формировании местных бюджетов является также и то, что местные органы власти заинтересованы в эффективной деятельности расположенных в их регионах предприятий, уплачивающих налоги, относимые законодательством к регулирующим.

Недостатком существующей системы является определенный субъективизм при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Так, твердо установленные нормативы отчислений от таких регулирующих налогов, как НДС, налог на прибыль, платежи за природные ресурсы, подоходный налог, дают преимущества наиболее экономически развитым промышленным регионам с более высоким уровнем заработной платы или регионам, имеющим природные ресурсы.

Сельскохозяйственные  же регионы и регионы, не имеющие  природных ресурсов, имеют лишь незначительные поступления от регулирующих налогов в местные (региональные) бюджеты, что вызывает необходимость в перечислении в их адрес из центра бюджетных средств в виде дотаций и субвенций для покрытия дефицита местных бюджетов. Установление дифференцированного подхода к субъектам Федерации уже на стадии формирования доходной части федерального бюджета позволило бы сократить встречные потоки финансовых ресурсов и оптимизировать взаимные расчеты регионов с центром.

7. Направления расходов региональных бюджетов

Структура расходов региональных бюджетов неодинакова и зависит  от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Например, для бюджетов областей и городов характерен большой  удельный вес в расходной части (до 40%) затрат на жилищно-коммунальное хозяйство, объекты которого находятся в ведении областных и городских органов власти. Около половины всех расходов бюджетов краев, областей и городов приходится на финансирование здравоохранения, просвещения и науки. В бюджетах более низкого уровня - районных, поселковых и сельских - преобладают расходы на народное образование и здравоохранение. Важным направлением расходования средств местных (региональных) бюджетов в настоящее время является также финансирование экологических программ.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

• проведение выборов  и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной  собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации; 

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

8.Кредитная система

 

Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и механизмом осуществления кредитных операций. Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения — банки; парабанковские учреждения.

Банки — кредитные  учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные. ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система  образована специализированными кредитно-финансовыми  и почтово-сберегательными институтами, ориентироваными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определенного типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые фонды).

Основой кредитной системы  является банковская система, которая  несет основную нагрузку по кредитно-финансовому  обслуживанию всего хозяйственного оборота (см. гл. 7).

 

9. Новые виды кредитов: лизинг, кредитные карточки, ипотека

 

В России официальное признание лизинга (англ. to lease — арендовать, брать в аренду) как вида предпринимательской деятельности содержится в Указе Президента «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.1994 г. № 1929. . На сегодняшний момент основные нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения в РФ:

Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ;

Федеральный закон «О присоединении РФ к Конвенции  УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 8.02.1998 г. № lb-ФЗ;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-- тельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ;

методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утверждены Минэкономики России 16.04.1996 г.).

В соответствии с Законом  «О лизинге» лизинг представляет

собой инвестиционную деятельность по приобретению имущества

итюредачу его на основании  договора лизинга физическим и юри-: дическим лицам за определенную плату, на определенный срок и

Информация о работе Финансы и кредит