Федеральные налоги и сборы в РФ: эволюция и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение эволюции и тенденций развития федеральных налогов и сборов в РФ, а также
Для достижения выше указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.дана общая характеристика налоговой системы РФ
2. исследована эволюция федеральных налогов и сборов
3. рассмотрены виды и дана характеристика федеральных налогов и сборов
4.изучены основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов
5.оценена роль федеральных налогов и сборов в формировании бюджетов
6. проанализированы тенденции развития федеральных налогов и сборов

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

5

1.1 Общая характеристика налоговой системы РФ 5
5

1.2 Эволюция федеральных налогов и сборов 8
8

1.3 Виды и характеристика федеральных налогов и сборов
10
ГЛАВА 2
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

14

2.1 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов

16

2.2 Роль федеральных налогов в формировании бюджетов
19

2.3 Анализ тенденций развития федеральных налогов и сборов
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
28
ПРИЛОЖЕНИЯ
30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.40 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

Кафедра учета и налогообложения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету:

«Федеральные налоги и  сборы с организаций»

на тему:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ  В РФ: ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. НН-08-2                                                                                                                                                 Ванькова Н.Н

Проверил: ст.преподаватель

Мишенина М.С

 

 

Тюмень, 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ    РАЗВИТИЯ     И    СОВРЕМЕННОЕ    СОСТОЯНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

 

5

 

1.1 Общая характеристика налоговой системы РФ 5

5

 

1.2 Эволюция федеральных налогов и сборов 8                   

8

 

1.3 Виды и характеристика федеральных налогов и сборов

10

ГЛАВА 2

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И    СБОРОВ     В РФ                                                                                  

 

14

 

2.1 Основные  направления  налоговой политики   в области федеральных налогов и сборов

 

16

 

2.2 Роль федеральных налогов  в формировании бюджетов

19

 

2.3 Анализ тенденций развития федеральных налогов и сборов

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

28

ПРИЛОЖЕНИЯ

30


 

    

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается  в том, что в настоящее время  применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий. Федеральные налоги – это налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством. Они являются едиными на всей территории страны. Вводятся в действие эти налоги законодательным органом РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Целью курсовой работы является рассмотрение эволюции и тенденций развития федеральных налогов и сборов в РФ, а также

Для достижения выше указанной  цели были поставлены и решены следующие  задачи:

1.дана общая характеристика  налоговой системы РФ

2. исследована эволюция  федеральных налогов и сборов

3. рассмотрены виды и  дана характеристика федеральных  налогов и сборов

4.изучены основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов

5.оценена роль федеральных  налогов и сборов в формировании  бюджетов

6. проанализированы тенденции  развития федеральных налогов  и сборов

Объектом курсовой работы является налоговая система России.

Предметом исследования являются федеральные налоги и сборы.

 

 

 

Источниками информации для  решения вышеперечисленных задач  являются: Налоговый кодекс РФ, законодательство о налогах, сборники научных трудов, монографии, статистические сборники, периодическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

    1. Общая характеристика налоговой системы РФ

 

 

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля[19, С.220].

Налоговая система РФ подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости  от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе  РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных  образований)[4, С. 179].

По своей общей структуре, принципам построения и перечню  налоговых платежей российская налоговая  система в основном соответствует  системам налогообложения юридических  и физических лиц, действующим в  странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему  налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных  налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и  принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах[9, С. 128].

Налоговый Кодекс РФ устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов; 

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах

5)формы и методы налогового  контроля;

6)ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц.

Действие Налогового Кодекса  РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это  прямо предусмотрено НК РФ.

Законодательство субъектов  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из законов о  налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика[10, С. 98].

Таким образом, налоговая  система Российской Федерации состоит из следующего ряда систем: системы налогов (действующий комплекс налогов и сборов); системы контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов и системы пресечения налоговых правонарушений и преступлений. Важнейшими элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов: Россия, 92 ее субъекта и 32419 муниципальных образований; действующие от их имени налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности. Налоговую систему определяют как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом. К ним относятся: порядок установления и ввода в действие налогов; виды налогов (система налогов); порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней; права и обязанности налогоплательщиков; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

    1. Эволюция федеральных налогов и сборов

 

 

До 1990 г. в СССР налоговая  система включала различные платежи  на прибыль предприятий, налог с  оборота, налог на владельцев автомашин, налог на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и другие. При этом отношения предприятий  с государством, министерствами, главками регулировались многочисленными инструкциями, индивидуальными нормативами или  просто указаниями.

Практически 75-80% прибыли  изымалось в виде различных платежей (за фонды, за трудовые ресурсы, за природные  ресурсы и т.д.).

Впервые единая система налогообложения  в  Советском Союзе была создана в 1990 году и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г. № 1560-1. В соответствии с этим законом, введенным в действие с 01.01.1991, года предприятия уплачивали следующие налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы. Кроме того, были предоставлены права Верховным Советам союзных и автономных республик устанавливать республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен в действие Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства»[17, С. 325].

Закон «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», принятый в декабре 1991 года, положил  начало построению современной налоговой  системы России. Этот закон работал  вплоть до введения Налогового Кодекса.

Первоначально в России насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

Произошли изменения и  в организации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий  и организаций отменено обложение  сверхнормативной оплаты труда.

Первая часть Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.1999 года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

В настоящее время после изменений осталось 6 федеральных налогов и 2 сбора. К основным федеральным налогам относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сборами являются: сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов и государственная пошлина[8, С. 469].

В Российской Федерации НДС  взимается с 1 января 1992г. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж.

Подоходный налог с  физических лиц в России действует  с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог  на доходы физических лиц). Его плательщиками  выступают граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

С 1 января 2002 года введены: налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых; с 1 января 2004 года действуют глава Кодекса, которой  установлен: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и лишь с 1 января 2005 года действует государственная пошлина.

С 1 января 2010 г отменен ЕСН, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования[15, С. 129].

Информация о работе Федеральные налоги и сборы в РФ: эволюция и тенденции развития