Факторы конкурентоспособности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:28, реферат

Краткое описание

Здесь дано понятие конкурентоспособности рынка, инновационный потенциал региона, конкурентоспособность с точки зрения учёных, каковы факторы и оценка уровня конкурентоспособности региона

Оглавление

Введение
Понятие конкурентоспособности региона
Инновационный потенциал региона
Конкурентоспособность с точки зрения различных ученых
Факторы конкурентоспособности региона
Оценка уровня конкурентоспособности региона
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

А) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему население, составляют:

–  наличие рабочих мест, соответствующих образованию и квалификации населению региона;

–  уровень заработной платы населения;

–  система социальной поддержки, действующая в регионе;

–  наличие и качество жилья в регионе;

–  экологическое благополучие;

–  состояние торговли и снабжения, уровень потребительских цен;

–  культурная среда, духовная жизнь;

–  качество и эффективность транспортной системы;

–  учреждения детского и юношеского воспитания;

–  система высшего образования;

–  уровень криминогенности;

–  природно-климатические условия;

–  степень демократизации местного управления, его дебюрократизация, невысокая степень коррумпированности;

–  развитие электронного управления и доступ к информации.

Б) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему предприятия, включают:

–  наличие и экономические особенности факторов производства;

–  налоговый и предпринимательский климат в регионе;

-  отношения предпринимательства с региональной властью;

–  отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры;

–  емкость регионального рынка сбыта;

–  стратегия и перспективы развития;

–  экономическое разнообразие производственного сектора;

–  ведущие кластеры экономики региона;

- развитие науки, сферы  образования и системы переподготовки  кадров;

–  политическая и социальная стабильность региона;

–  уровень качества жизни в регионе;

–  степень экологической устойчивости и красоты окружающей природы региона.

В) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, характеризующему малый бизнес, объединяют:

–  налоговый и предпринимательский климат региона;

–  платежеспособный спрос населения региона;

–  платежеспособный спрос коммунального хозяйства и крупных предприятий в отношении продуктов и услуг малого бизнеса;

–  криминогенная обстановка и возможности защиты малого бизнеса в регионе;

–  функционирование системы местного управления, благоприятного к предпринимательству;

–  наличие свободных производственных помещений;

–  наличие свободных подготовленных земельных площадей;

–  наличие свободных инфраструктурных мощностей;

–  развитость финансово-кредитной системы региона и наличие свободных кредитных ресурсов;

–  возможности развития малого бизнеса в сфере «новой экономики».

Г) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции, охватывающему  инвестиции в инфраструктуру, включают:

–  уровень доходов бюджета региона;

–  уровень задолженности региона;

–  экономический потенциал и конкурентоспособность предприятий региона;

–  политическая стабильность и преемственность власти региона;

–  степень прогрессивности менеджмента регионального управления;

–  наличие свободных земель, зонирование земель и цены на землю в рамках региона;

– опыт реализации крупных  инфраструктурных проектов.

Д) Факторы конкурентоспособности  региона по предмету конкуренции  «туристы» включают:

–  наличие в территориальном образовании привлекательных историко-архитектурных и культурных объектов;

–  наличие туристического интереса к посещению региона;

–  природно-климатические условия;

–  качество туристической инфраструктуры и цены на услуги туристического комплекса;

–  транспортная доступность региона и особо привлекательных объектов;

–  благоприятность экологии и наличие красивых природных ландшафтов;

–  эффективность регионального маркетинга;

–  структура типов туризма, которые имеют предпосылки развития в регионе;

–  проведение ярких событий: традиционных праздников, ярмарок, выставок, фестивалей и т.п.;

–  активность позиционирования региона в Интернете.

Рассмотренная система  факторов позволяет составить схему  цикла повышения конкурентоспособности  региона на основе анализа факторов стратегии активного развития (рис. 2). Как видно из схемы, цикл включает семь основных этапов поступательного повышения конкурентоспособности региона, при этом важная роль здесь принадлежит субъектам регионального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Поскольку конкурентоспособность  региона во многом определяется структурой регионального воспроизводства, региональная экономическая политика должна быть ориентирована на создание условий для расширенного воспроизводства регионального капитала и оптимизацию его структуры в соответствии с долгосрочными целевыми установками развития региона. Создание условий для расширенного воспроизводства капитала требует достижения таких сочетаний факторов производства, при которых максимально полно использовались бы специфические особенности региона. 

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Повышение роли регионов в глобальном и национальном воспроизводстве  смещает приоритеты в размещении факторов производства и реализации внешнеэкономической политики государств на региональный уровень. В силу этого повышается внимание к вопросам исследования межрегиональной конкуренции, ее движущих сил и факторов, определяющих конкурентоспособность региона. Учитывая специфику и множество аспектов проявления межрегиональной конкуренции, ее изучение требует использования междисциплинарного подхода и формирования соответствующей научной теории – теории межрегиональной конкуренции. 


Информация о работе Факторы конкурентоспособности регионов