Европейский союз в интеграционных процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:21, реферат

Краткое описание

Для раскрытия данной темы необходимо дать характеристику Евросоюза и экономической интеграции.

Данная тема интересна со стороны отношений России с ЕС. Какие преимущества нас ожидают, и какие недостатки, при официальном вступлении в Союз.

Файлы: 1 файл

Европейский союз в интеграционных процессах.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий. Создание единого рынка с благоприятными условиями для торговли и движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

В промышленно развитых странах интеграционный процесс более всего развит в ЕС и в Северной Америке (НАФТА).

В развивающихся странах в основе интеграционного процесса лежит стремление  правительств объединить усилия для преодоления экономической отсталости. В развивающихся странах создаются клиринговые союзы в целях экономии иностранной валюты. Ликвидация тарифов способствует развитию регионального замещения импорта.

Охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Государственное вмешательство носит лишь косвенный характер, его основной инструмент - общий бюджет ЕС. Основной инструмент воздействия - доминирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе (аграрная, валютная, внешнеэкономическая, социальная).  Проводится разработка программ по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг. Институциональная структура ЕС сложилась в 60-х гг.

Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономики, что приводит к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.

Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает и другие финансовые, экономические и социальные задачи.

1. Формирование хозяйственного механизма проявляется в создании единых условий функционирования различных секторов национальных хозяйств, что обеспечивалось созданием единого внутреннего (ЕВР) рынка. С 1993 г. отменены Таможенный кодекс во внутренних обменах товарами и барьеры на перемещение капиталов и создан единый рынок финансовых услуг, в основу которого положены принципы взаимного признания национальных законодательств и унификация основных нормативов банковского надзора.

Создание ЕВР означало формирование однородного пространства с равными условиями конкуренции, что должно усилить стремление западноевропейских компаний к снижению издержек производства за счет экономии на масштабах производства.

Реализация единого внутреннего рынка сталкивается с серьезными препятствиями со стороны государств-членов. Устранение этих препятствий требует ликвидации дискриминации при выдаче государственных заказов, гармонизации налогового обложения в электроэнергетике, многих видов услуг.

Проводится политика по гармонизации национальных законодательств о компаниях. При этом за странами сохраняется свобода в выборе форм и методов деятельности компаний. Основой для унифицированного права компаний является Устав Европейской компании (1992 г.). Регулирование конкуренции, выработка единого антимонопольного законодательства — важные направления гармонизации условий конкуренции, и предпринимательской деятельности.

2. Еще раньше, на этапе создания общего рынка, было налажено совместное частичное регулирование и финансирование ряда отраслевых рынков и сфер хозяйства — сельского хозяйства, рыболовства, научных исследований, регионального развития, социального обеспечения и др. Каждый отраслевой механизм имеет свои особенности.

Сельскохозяйственная политика занимает особое место в экономической интеграции в Западной Европе. В основе механизма аграрной интеграции лежат несколько базовых элементов: ответственность органов ЕС (Совета ЕС, или Совета Министров, Европейской Комиссии) за проведение совместной политики, единые цены на основные сельскохозяйственные продукты, свобода внутризональной торговли, а также взаимные преференции членов ЕС, единое финансирование отрасли, общие правила внешней торговли и таможенный барьер против третьих стран.

Серьезной попыткой приостановить отставание западноевропейских стран в области науки и техники являлась программа «Эврика», осуществляемая на уровне компаний с 1985 г. Эта программа выходит за пределы ЕС, объединяя компании 19 западно-европейских стран, и является шагом к созданию «технологической Европы».

3. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом, проведение общих интеграционных мероприятий основываются на собственной финансовой базе, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.

Бюджет формируется за счет компенсационных сборов при импорте сельскохозяйственной продукции (6,0%), таможенных пошлин при ввозе других товаров (23,5%), отчислений в размере 1% с налога на добавленную стоимость и других взносов.

4. С конца 90-х годов предпринимаются шаги по созданию экономического союза, составной частью которого является валютный союз. Экономический союз представляет собой объединение государств, имеющих единый рынок, единую денежную единицу и органы, отвечающие за формирование и проведение экономической политики.

При формировании интеграционного комплекса в Западной Европе постоянно возникал вопрос о валютной стабилизации для нормального функционирования группировки. Резкие изменения в валютной сфере в мире выступают дестабилизирующим фактором в развитии стран ЕС. В 1978г. была достигнута договоренность о ведении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включает установление пределов колебаний курсов валют стран ЕС друг к другу, расширение масштабов взаимной интервенции на валютных рынках со стороны центральных банков, введение европейской валютной единицы (ЭКЮ) как расчетного средства.

Функционирование европейской валютной системы не ослабило зависимость европейских валют от американского доллара. В значительной мере изменения взаимных курсов валют ЕС происходили под влиянием стоимости доллара и связаны с движением денежных потоков на рынке евродолларов. Поэтому сделан очередной шаг по формированию единого внутреннего рынка EC.

Маастрихстский договор обязывает страны-члены укреплять бюджетную дисциплину. Одним из критериев перехода к экономическому союзу является то, что бюджетный дефицит в каждой стране не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг — 60% ВВП.

Интеграционные процессы на уровне ЕС свидетельствуют об усилении центростремительных тенденций. Однако, несмотря на значительные усилия в этом направлении, регион в значительной мере остается конгломератом национальных хозяйств с собственными национальными интересами. Евросоюз в полной мере еще не стад самостоятельным экономическим и политическим центром. До сих пор рабочая сила здесь характеризуется низкой мобильностью — в 2 раза ниже, чем в США.

 

3. Расширение Европейского Союза

 

Европейский Союз — основной экономический партнер России. Его доля во внешней торговле нашей страны составляет 37% (2002 г), а после расширения — превысит на 9%. По данным на начало 2003 г., 60% всех накопленных и 45% прямых иностранных инвестиций в российской экономике приходится на долю входящих в Евросоюз стран[1].

В долгосрочной перспективе наша страна объективно заинтересована в успехе европейской интеграции: ослабление и дестабилизация Западной Европы вряд ли дали бы России какие-то выгоды, тогда как политический ущерб и экономические потери, она могла бы понести, представляются очевидными.

Расширение ЕС в наибольшей степени затронули интересы России в сфере ее отношений со вступающими в данный союз странами ЦВЕ. На долю этих государств приходится около 15% внешней торговли РФ. Через них проходят транспортные коммуникации, соединяющие Россию с Западной Европой, а также трубопроводы, по которым российские компании экспортируют в западноевропейские страны нефть и газ. В результате вступления в ЕС Литвы и Польши. Калининградская область превращается в расположенный внутри Евросоюза анклав без ясных перспектив обеспечения жизнедеятельности.

К Европейскому Союзу присоединяются государства, с большинством из которых у России в течение длительного времени были особые политические и экономические отношения, а три из них входили в состав СССР, правопреемником которого стала наша страна. Ввиду этого «восточное расширение» Евросоюза не может не оказывать наследственного воздействия на экономику России и перспективы ее роста, на горизонты сотрудничества нашей страны с присоединяющимися к ЕС странами и с «Большой Европой» в целом.

 

3.1. Позитивные последствия для России

Россия может выиграть в результате расширения Европейского Союза благодаря сравнительным преимуществам экономического взаимодействия с более емким единым рынком. Расширенный Евросоюз — это более 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары, причем по единым правилам и стандартам. Российское изделие, ввезенное в любую из стран-членов ЕС, сможет быть на всей его территории без дальнейших проверок, сертификации и прохождения таможенных барьеров.

Российские компании, имеющие право на ведение того или иного бизнеса в странах ЦВЕ автоматически получат право на такую же деятельность на едином рынке ЕС. Замена национальных торговых правил, таможенных тарифов на действующий в ЕС единый порядок, осуществления деловых операций (включая введение единого внешнего тарифа, применение общего свода административных правил, унификацию таможенных процедур, использование единых стандартов при оценке качества товаров, и др.). Это повысит стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упростит деятельность российских компаний, уменьшит их накладные расходы при заключении сделок. В некоторых случаях произойдет упрощение таможенных и торговых процедур.

После вступления стран ЦВЕ в Евросоюз усовершенствуется их транспортная инфраструктура, поскольку ее развитие будет дополнительно финансироваться из бюджета ЕС. Это позволит наращивать грузопотоки из России. Модернизация пограничных переходов ускорит обслуживание грузоперевозок, причем контроль над ними ужесточится, что, несомненно, обусловит снижение доли «серой» трансграничной торговли, позитивное как для стран ЦВЕ, так и для России.

 

 

 

 

 

3.2. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ

              Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС), подписанное в 1994 г. и вступившее в силу в 1997 г. СПС предусматривает развитие сотрудничества в трех сферах — политике, экономике и культуре. Но львиная доля его разделов и статей посвящена экономике. Вкратце их содержание может быть охарактеризовано следующим образом.

ЕС отменил все количественные ограничения на импорт из России, за исключением тех категорий товаров, торговля которыми регулируется отдельными соглашениями (текстиль, изделия из стали, расщепляющиеся материалы). Что касается России, то она сохраняет право вводить количественные ограничения на импорт из стран Евросоюза, касающийся отдельных секторов народного хозяйства, если в них происходит структурная перестройка, возникают серьезные социальные проблемы или в случаях, когда российским производителям угрожает полная или существенная утрата позиций на внутреннем рынке.

Предстоящее вступление в Евросоюз стран ЦВЕ может привести к дальнейшему сокращению доли России на рынках этих стран. Об этом свидетельствует опыт присоединения к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии, следствием, которого явилась переориентация торговых потоков, повлекшая за собой относительное сокращение российского экспорт в эти страны. Правда, как было показано выше, кардинальные изменения в географической структуре внешней торговли стран ЦВЕ уже произошли в 90-е годы в рамках зоны свободной торговли с Евросоюзом.

Для этого российская сторона предложила Брюсселю свои следующие условия[2]:

                  в тех случаях, когда ставка ЕТТ превышают импортные ставки, предусмотреть переходные периоды для введения более высоких пошлин в целях предотвращения возможной потери российскими экспортерами традиционной доли рынка в странах «десятки»;

                  зафиксировать обязательства Комиссии ЕС установить с 1 мая 2004 г. упрощенную и ускоренную процедуру рассмотрения заявок российских экспортеров на пересмотр действующих против них антидемпинговых мер;

                  увеличить с 1 мая 2004 г. общую квоту ЕС на импорт зерна на величину российских поставок в страны «десятки»;

                  подписать договор об упрощении и удешевлении процедур контроля над экспортом в присоединяющиеся страны российской сельскохозяйственной продукции, прежде всего товаров мясомолочной группы, во избежание потери Россией своей доли на этих рынках;

                  с целью урегулирования проблем в области ветеринарии установить равноправный ветеринарный режим «Россия—ЕС» («единый ветеринарный сертификат»), включая ответственность уполномоченной структуры ЕС за всю подконтрольную ветеринарную продукцию, экспортируемую со всей территории Евросоюза;

                  заключить письменное соглашение о неприменении ограничений в отношении торговли товарами ядерного топливного цикла, осуществляемой в рамках соглашений и контрактов, заключенных до 1 мая 2004 г.;

                  получить от Комиссии ЕС письменные гарантии неприменения ограничений в отношении импорта энергоносителей из России (возможность которых предусматривается директивами ЕС); поскольку внутреннее энергопотребление большинства присоединяющихся стран сегодня на 60—90%; обеспечивается за счет поставок из России, такие гарантии должны содержать прямое упоминание именно этих стран;

                  комплексно решить в трехстороннем формате «Россия — Комиссия ЕС—Литва» проблемы грузового транзита между Калининградской областью и остальной территорией России (снижение общей стоимости, сокращение числа необходимых для транзита документов);

Информация о работе Европейский союз в интеграционных процессах