В России показатели производительности
российских железных дорог, оцениваемых
по количеству тонно-километров, приходящихся
на одного занятого на перевозках в 2,5
- 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии
н Китае. При этом время оборота вагонов
в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США,
несмотря на большие расстояния перевозок.
В Западной Европе железные дороги нерентабельны:
убытки достигают 50% и компенсируются
государственными дотациями. В России
же убытки пассажирского транспорта покрываются
за счет работы грузового, а железные дороги
в целом работают с прибылью (при том, что
средний железнодорожный тариф в России
в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Причины государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность
естественных монополий.
В странах с развитыми
рыночными экономиками современная
концепция регулирования естественных
монополий предполагает, что применение
государственного регулирования считается
оправданным в тех случаях, когда
определенный товар (услуга) производятся
единственным экономическим субъектом
при условии, что конкуренция
между аналогичными предприятиями
невозможна по технологическим и
или экономическим причинам, и
рост объема производства единственного
субъекта сопровождается снижением
удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР все цены
устанавливались в плановом порядке,
а ресурсы распределялись централизованно,
поэтому практически не производилось
специальное выделение отраслей,
относящихся к естественным монополиям.
Переход к рыночной экономике
обусловил необходимость применения
определенных методов регулирования
естественных монополий. Эта необходимость
вызвана рядом причин.
Несмотря на наличие технической
эффективности концентрации производства
в руках одного предприятия, практика
рынка выявляет немало фактов злоупотребления
монопольным положением в форме
завышения издержек или вздувания прибыли,
что сводит на нет социальный эффект от
экономии на масштабе из-за диктата неоправданно
высоких цен. При этом подобные злоупотребления
зачастую чрезвычайно трудно распознать
извне в силу того, что реальное положение
дел монополиста является, как правило,
тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что естественные
монополии, как правило, производят
продукцию, необходимую для нормального
функционирования большинства предприятий
и составляющую значительную часть
потребляемых ими ресурсов, неплатежи
за продукцию естественных монополий
выливаются в кризис неплатежей в
масштабах экономики государства.
Распространение неплатежей - результат
ценовой дискриминации естественных
монополий и других экономических
структур, обладающих влиянием на рынке
и не стесненных в своей деятельности
регулирующим воздействием государства.
Необходимость
регулирования цен в естественных
монополиях обусловлена не только отрицательными
последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали:
разумная дифференциация цен на продукцию
естественных монополий может служить
мощным инструментом экономической
политики государства, позволяющим
регулировать хозяйственную активность
различных отраслей и сглаживать
ее сезонные колебания. Иными словами,
механизм воздействия на экономику
через систему регулируемых цен
является эффективным дополнением
к фискальной макроэкономической политике.
2.2 Воздействие естественной
монополии на реформируемую экономики
России и необходимость в задачи государственного
регулировании цен.
Россия не избежала негативного
воздействия отраслей естественных
монополий в условиях рынка.4
С общим сокращением производства
в России спрос на продукцию и
услуги отраслей - естественных монополий,
за исключением отраслей связи, постоянно
снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно
капиталоемкими, значительная часть
их издержек носит постоянный характер.
В результате росла доля постоянных
издержек в цене единицы продукции.
Кроме того, до последнего времени
субъекты естественных монополий финансировали
инвестиции в значительной мере за
счет внутренних источников (инвестиционные
и стабилизационные фонды, формируемые
за счет себестоимости и прибыль),
что определило чрезмерную нагрузку
на тарифы.
Практически во всех отраслях
сохранялось перекрестное субсидирование
одних групп потребителей за счет
других. Низкие тарифы для населения
и бюджетных организаций субсидировались
за счет промышленных и коммерческих
потребителей. Например, на железнодорожном
транспорте убытки по пассажирским перевозкам
покрываются за счет грузовых тарифов.
Быстрый и значительный рост
цен в электроэнергетике, газовой
промышленности, отраслях связи и
на железнодорожном транспорте обусловил
необходимость постановки вопроса
об обоснованности издержек (расходы
на заработную плату, социальные выплаты,
инвестиционную деятельность) и о
соответствии качества предлагаемых продукции
и услуг уровню цен. Во всех отраслях,
содержащих естественно-монопольные
сегменты, заработная плата превышала
среднюю по экономике, и их работники пользовались
большими социальными льготами по сравнению
с другими отраслями.
Учитывая основообразующую
сущность этих отраслей, очевидно, что
рост цен на производимую ими продукцию
явился мощнейшим фактором макроэкономической
инфляции, которая справедливо охарактеризована
экономистами как инфляция издержек.
Однако, нельзя однозначно утверждать,
что отрасли естественных монополий за
годы перехода к рынку обеспечили себе
процветание за счет всей остальной экономики.
Следствие ценовой дискриминации - катастрофические
неплатежи - больнее всего ударило именно
по собственному источнику.
2.3. Задачи дальнейшего развития
системы государственного регулирования
деятельности естественных монополий
в России.
Прежде
чем говорить о развитии механизмов
государственного регулирования, необходимо
отметить, что только часть видов
хозяйственной деятельности осуществляемых
в таких отраслях, как газовая
промышленность, электроэнергетика, железнодорожный
транспорт и связь, в действительности
относится к естественной монополии.
Другие виды хозяйственной деятельности
потенциально могут эффективно функционировать
в условиях конкуренции, но создание
конкурентной среды предполагает необходимость
проведения адекватных структурных
изменений.
Например,
производство, как в электроэнергетике,
так и в газовой промышленности,
в отличие от транспортировки
и распределения ресурсов, объективно
не является естественной монополией.
Такие отрасли связи, как междугородная
и международная телефонная связь
также не должны рассматриваться
как естественные монополии, но пока
во многих случаях местные телефонные
сети при их нынешнем технологическом
уровне в России должны быть причислены
к естественным монополиям и подвергаться
регулированию. На железнодорожном транспорте
конкуренция с другими видами транспорта
либо уже существует, либо ее появление
возможно при выполнении ряда условий.
Теоретически можно рассматривать варианты
возникновения внутренней конкуренции
между отдельными предприятиями железнодорожного
транспорта.
В идеале
объективно обусловленные структурные
изменения в этих отраслях, позволяющие
максимально задействовать конкурентные
силы рынка, приведут к ограничению
сферы государственного регулирования.
Однако правильно проведенное реструктурирование
не только не ограничит сферу регулирования,
но также повысит его эффективность
посредством четкого разделения
регулируемых и нерегулируемых видов
хозяйственной деятельности.
Если
же такие виды деятельности не разделены
и осуществляются в рамках одного
предприятия, задача установления разрешенного
уровня цен, стоящая перед регулирующими
органами, усложняется ввиду невозможности
точно рассчитать издержки, которые
должны быть отнесены на регулируемые
виды деятельности. Нередко встречаются
случаи перенесения затрат с нерегулируемых
на регулируемые виды деятельности, что,
с одной стороны, дает возможность предприятиям
"обоснованно" завышать цены, а с
другой - применять заниженные цены на
нерегулируемых рынках, позволяющие устранить
конкурентов или неоправданно увеличить
долю продаж на рынке.
Итак, в
отраслях естественных монополиях необходимо
осуществить ряд преобразований,
которые будут способствовать решению
описанных выше проблем:
- регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры, передать их в муниципальную собственность или приватизировать;
- регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
- потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в России. Однако, уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на прямых договорных отношениях, а регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Так, всем производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а междугородным и международным телефонным операторам - открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
- в дальнейшей перспективе при условии стабилизации экономики России представляется возможной более глубокая реструктуризация потенциально конкурентных сфер отраслей естественных монополий с ликвидацией существующих холдинговых компаний и образованием нескольких конкурирующих производителей.
- должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника.
В рыночных
экономиках держатели акций или
их представители, совет директоров
оказывают решающее влияние на выработку
стратегии развития предприятия. Такой
механизм позволяет регулирующим органам
участвовать в процессе принятия
решений через определение разрешенного
уровня цен (или нормы прибыли
на вложенный капитал). Низкий уровень
корпоративно-акционерного управления
уменьшает возможность органов
регулирования влиять на поведение
предприятий.
Эффективное
корпоративно-акционерное управление
предполагает, что собственники предприятий
обладают большой заинтересованностью
в ориентации управления компании на
максимизацию доходности и величины
акционерного капитала при существующих
условиях регулирования. Конечно, приватизация
оказывает определенное влияние
на корпоративно-акционерное управление.
Однако как после полной приватизации,
так и до ее проведения корпоративно
акционерное управление может стать более
эффективным лишь при условии привлечения
стратегических инвесторов посредством
продажи или передачи больших пакетов
акций тем лицам или организациям, которые
будут заинтересованы в жестком контроле
за работой менеджеров. 5
Использование
заемного капитала также может привести
к росту эффективности корпоративно-акционерного
управления, так как кредиторы
будут заинтересованы в финансовом
оздоровлении предприятия:
- инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;
- Должно быть прекращено перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.
- во всех отраслях естественных монополий следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных производств.