Естественные монополии и их роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить процесс действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России, рассмотреть механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах Евро Союза.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты естественных монополий………………….. ...7

1.1.Основные черты монополии…………………………………………...7

1.2.Сущность естественных монополий ………………………………….11

1.3.Задачи и способы регулирования……………………………………...16

2.Естественные монополии в России……………………………………...22

2.1.Роль естественных монополий в современной экономике

России на примере ЖКХ……………………………………………………22

2.2.Анализ водоснабжения в системе ЖКХ………………………………24

3.Механизм регулирования деятельности естественных монополий

в странах ЕС…………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая готово.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

       Тем ни менее при таком ужасном  техническом состоянии ни для  кого не является секретом  то, что тарифы постоянно растут. Не смотря на законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий  и включающие: Конституцию Российской Федерации, в соответствии с положениями которой вопросы, касающиеся основ ценовой политики, относятся к предметам ведения Российской Федерации, также  Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно ст. 15 которого Правительство РФ наделено полномочиями разрабатывать и осуществлять меры по проведению единой политики цен; комплексно-отраслевые акты, в том числе ценовое регулирование.[5,3] Качество воды с каждым годом ухудшается, ни становятся лучше трубопроводы, хотя финансовые потоки ежегодно растут.

Именно  благодаря всему сказанному выше можно с абсолютной уверенностью заявить, что ситуация выглядела  совершенно иначе в конкурентной среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Механизм регулирования деятельности естественных монополий в странах ЕС

Формирование  системы государственного регулирования  деятельности естественных монополий во многих европейских странах происходило по такому принципу. Здесь юридической и практической основой осуществления прямого регулирующего воздействия на естественные монополии является прежде всего общественная собственность — такие фирмы в той или иной форме являются государственными или муниципальными предприятиями. В связи с такой формой непосредственного государственного контроля и участия в управлении естественными монополиями отсутствует необходимость создания специальных регулирующих органов. Очевидно, что для подобной унификации форм собственности и организационно-правовых форм ее реализации необходимо было принять политическое решение на уровне государственных и местных законодательных органов по вопросам национализации и деприватизации. Такие решения в послевоенный период были приняты в Великобритании, Франции, Италии и ряде других западноевропейских стран. [11]

     Механизм  регулирования организации, находящейся в государственной собственности, можно рассмотреть на примере Швеции, где широко распространены предприятия, принадлежащие муниципалитетам. В основном такие предприятия управляются либо непосредственно коммуной, либо через созданное ею коммунальное управление. В настоящее время чаще всего применяется следующая система управления: компании, относящиеся к естественным монополиям — энергетические, водопроводно-канализационные, — являются акционерными обществами, все акции которых принадлежат муниципалитету (доля доходов от таких предприятий в бюджете Стокгольма составляет около 25%)[12]. Преимущества такой организационно-правовой формы связаны с тем что права, обязанности и система управления в акционерных обществах традиционно более четко определенными законодательством; в акционерное общество легче привлечь дополнительных инвесторов и заемный капитал; принятие решений в акционерном обществе происходит оперативно, а также может быть предусмотрен "мягкий" режим продажи фирмы или ее приватизации. .[11]

     Система воздействия на естественную монополию со стороны государства в Европе состоит в том, что муниципальное законодательное собрание непосредственно формирует Правление АО — основной орган управления, вводит в его состав специалистов соответствующих направлений и назначает руководителем своего депутата[12]. Это позволяет согласовывать интересы компании и потребителей ее продукции, главным образом, путем воздействия (давления) избирателей на законодательные органы. В случае, если крупное предприятие принадлежит сразу нескольким коммунам (обслуживает большую территорию), то его уставной капитал поделен на доли, и орган управления формируется из представителей всех коммун. Однако в этом правиле существует ограничение: если предприятие чисто сетевое (распределение энергии, воды, канализация), у него всегда существует только один владелец, как правиломуниципалитет.

     В функции правления входит назначение генерального директора и определение общей политики фирмы, в основе которой лежит разрабатываемый на четыре года "рыночный план" развития, который утверждается как муниципальный закон. В нём фиксируются общее направление работы компании и план развития инфраструктуры с указанием источников финансирования. В конечном итоге этот план определяет уровень зоны обязательного обслуживания, уровень тарифов и качество продукции естественных монополий. Оперативное планирование при этом остается делом самой компании.[9,23]

     В Финляндии отрасли с естественной монополией также в значительной степени регулируются через отношения собственности. Большинство предприятий в жилищно-коммунальной сфере являются муниципальными либо создаются в форме АО с преимущественной долей государства или муниципалитета. Обычно 100% уставного капитала принадлежит муниципалитету, хотя в ряде случаев часть акций продается другим инвесторам [13, с.30].

     Возникающие в этих отраслях конфликтные ситуации рассматриваются государственными структурами, которые занимаются в целом проблемами конкуренции и защиты прав потребителей независимо от отраслевой специализации — это созданные в рамках Министерства торговли и промышленности Ведомства по вопросам потребителей и свободной конкуренции. Они "отслеживают" по газетным публикациям информацию об изменении тарифов и в ряде случаев проверяют их обоснованность[10]. Штрафы, которые имеет право налагать такой государственный орган, весьма значительны — от 10 до 20% оборота компании. Поэтому предприятия в отраслях с естественной монополией предпочитают заранее согласовывать с ними изменения тарифов и форм типовых договоров с потребителями. .[12]

     В отличие от воздействия государства на монопольные цены путем регулирования нормы прибыли, применяемого в Соединенных Штатах, в Европе получила развитие практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму прибыли, т.н. "RPI-X регулирование" или метод ценового ограничителя.[12]

     Ценовые лимиты были применены впервые в 1984 г. в отношении "British Telecom", а затем эту форму регулирования распространили в Великобритании на газовую отрасль (1986 г.), аэропорты (1987 г.), водоснабжение (1989-1990 гг.) и электроэнергетику (1990 г.). К середине 90-х годов более 50 британских компаний регулировались методом ценовых лимитов в основном в форме, ограничивающей средний доход фирмы [13, ЗЗ].

     Модели  государственного регулирования, действующие в США и странах Европейского союза, имеют много общего. Обе они отражают процесс торга между компанией и регулятором. Принципы построения систем одинаковы — и здесь, и там за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития. Разница в том, что одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли (максимум), в другом — она фиксируется только на "входе" (то есть стимулируется минимизация затрат, на которые исчисляется прибыль) .[1]

     Дополнительные  сложности в обеих моделях  возникают в связи с диверсификацией деятельности фирм, что существенно затрудняет разграничение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. Решить эту задачу можно, выделив регулируемые виды деятельности в самостоятельную компанию.

     Различия  этих двух моделей очевидны.

1. Ценовой лимит устанавливается на заранее определенный, хотя с учетом обстоятельств, корректируемый срок (4-5 лет). При регулировании нормы прибыли такой период не фиксируется. Компания может в любой момент обратиться с просьбой о новом тарифе, причем делать это так часто, как допускается установленной процедурой.[9,16]

2. В  отличие от практики фиксирования  нормы прибыли, где основой  расчетов служат фактические данные прошлых периодов, ценовой лимит базируется на прогнозных оценках. Это можно было бы рассматривать как преимущество, если бы прогнозы всегда сбывались.

3. При  стимулирующем регулировании компания располагает большей свободой достижения регулируемого параметра. При регулировании нормы прибыли элементы гибкости возникают реже и только в связи с пересмотром принципов оценки активов, определения базы, на которую рассчитывается норма прибыли, учета незавершенного производства и т.п.

4. При  установлении относительного предельного тарифа многие аспекты взаимоотношений регулятора и регулируемой компании выведены за рамки четких юридических процедур, и, следовательно, их разрешение полностью зависит от воли первого. Интенсивность контроля над естественными монополиями здесь в большей мере определяется политикой регулирующего органа, а последняя профессионализмом и объективностью его руководителя. [12]

     Проведенный анализ показывает, что любой из известных методов регулирования естественных монополий не свободен от недостатков и не может заменить действие рычагов, создаваемых конкуренцией. Поэтому на тех рынках, где возможно использование конкуренции вместо государственного регулирования, современная экономическая теория рекомендует постепенно отказываться от него и внедрять элементы конкуренции, проводя для этого необходимую реструктуризацию естественных монополий[17,89]. Однако, учитывая относительный характер явления естественной монополии, его привязку к уровню развития национальной экономики, перед принятием решения о реструктуризации необходимо адекватно оценивать степень развития соответствующих отраслей и их готовности к развитию по пути конкуренции. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России