ЕЭС в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало её эволюцию.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Введение ЕС, этапы, основы объединения Европы.................................5
2. Система управления ЕС..............................................................................10
3. Место ЕС в мировом хозяйстве.................................................................14
Заключение.........................................................................................................17
Список использованных источников...............................................................18

Файлы: 1 файл

ЕЭС в мировом хозяйстве.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

  1. Введение ЕС, этапы,  основы объединения Европы.................................5
  2. Система управления ЕС..............................................................................10
  3. Место ЕС в мировом хозяйстве.................................................................14

Заключение.........................................................................................................17

Список использованных источников...............................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международная экономическая  интеграция – характерная особенность  современного этапа развития мировой  экономики. В начале ХХ века она стала  мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения  конкурентоспособности на мировом  рынке стран – членов интеграционных группировок. Международная экономическая  интеграция – это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение  региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции, т.е. слияния  региональных интеграционных объединений.

Объективный характер экономической  интеграции не означает, что она  происходит спонтанно, стихийно, вне  рамок управления со стороны государства  и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые  группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные  комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной  жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в  Западной Европе – ЕС и ЕАСТ, в  Северной Америке – НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском  регионе – Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС).

Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия  воспроизводства и создается  механизм его регулирования. Здесь  интеграция достигла наиболее зрелых форм.

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного  ВМП (20% по покупательской способности  валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Европейский Союз насчитывает ныне в своем составе 27 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Его создание было обусловлено  тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с  наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами  его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных  общественных систем. Важная причина  состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность  возникновения их на континенте в  будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной  торговли; таможенный союз; экономический  и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой  форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало её эволюцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЕС, этапы,  основы объединения Европы.

 

У истоков  Европейского Союза стояло образование  в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, 1986 г. – Испания и Португалия, 1995 г. – Австрия, Швеция и Финляндия, 2004 г. – Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, 2007 г. – Болгария, Румыния.

В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», ибо процесс  интеграции действительно начался  с либерализации внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой.

В 1958 – 1968 гг. («переходный период» становления  общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения  экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС, установлен единый таможенный режим в отношении  товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства  был введен общий режим регулирования  цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно  либерализована миграция капитала и  рабочей силы внутри ЕЭС.

В целом к  середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок – ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). К этому моменту западноевропейская интеграция вышла на чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

Формирование  таможенного союза усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой  ослабление национально-государственных  систем регулирования экономики. Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны-члены  ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития в ходе циклических и структурных кризисов 70-х – начала 80-х гг.

С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживает длительный застой (кризис). Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно  выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г страны – члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы – ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран – членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%). Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС.

С середины 80-х гг. В ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко  обострившейся конкуренции со стороны  США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей  структурной перестройки хозяйства  и решения задач нового этапа  научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции  в отношении ЕС, а именно от нее  и ФРГ решающим образом зависит, насколько быстро и интенсивно будет  протекать западноевропейская интеграция. В начале 80-х гг. правящие круги  этой страны окончательно осознали, что  Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран – членов ЕС и  один из главных «моторов» интеграции.

Принятый  в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далее идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран – членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.

Положения Единого  европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло  отражение в переименовании блока (в 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие  импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о  Европейском союзе, подписанный  главами государств – членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

- во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;

- во-вторых, формирование политического союза,  что подразумевает проведение  интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик  (особенно в области борьбы  с преступностью), сближение юридических  систем, повышение роли парламента  ЕС;

- в-третьих,  формирование экономического и  валютного союза (ЭВС), сердцевиной  которого призвана стать единая  валюта (евро). В ЕС будет единый  центр формирования валютной  и денежно- кредитной политики  – Центральный банк и Европейская  система центральных банков по  типу Федеральной резервной системы  США.

Реализация  Единого европейского акта привела  к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного типа. В  период 1999 - 2001 годы евро вводится в  безналичный оборот. С 2002 года по настоящее  время введение евро вводится в наличный оборот, разрабатываются и реализуются  планы присоединения к валютному  союзу новых стран.

Развитие  интеграции в рамках ЕС прошло ряд  этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим –  экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников.

К настоящему времени в ЕС практически завершилось  создание единого рынка, системы  межгосударственного управления, и  страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного  и политического союзов. В ЕС как  полноправные члены Союза входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Болгария, Румыния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система управления  ЕС.

 

Система органов управления Европейским  Союзом построена на институтах и  органах власти. Институты ЕС –  это высшие органы, осуществляющие самые важные и обширные полномочия ЕС. Институты ЕС можно определить как относительно обособленное, но в то же время составное подразделение  аппарата ЕС, которое участвует в  осуществлении его задач и  функций, действует от имени и  по поручению ЕС, имеет определенную компетенцию и структуру, а также  наделено учредительными договорами властными  полномочиями. Статус институтов закреплен  в Договоре о ЕС и в Договоре о функционировании ЕС. В настоящее  время к институтам отнесены: Европейский  Парламент, Европейская Комиссия, Совет, Счетная палата, Суд, Европейский  Центральный Банк и Европейский  Совет. Каждый из этих институтов ЕС выполняет  свою функцию, осуществляя на практике принцип разделения властей.

Европейская Комиссия – институт ЕС, аналогичный по своим полномочиям правительству государства, то есть органу исполнительной власти. Каждое государство-член ЕС направляет в Европейскую Комиссию по одному участнику, но в пределах осуществления полномочий Комиссара Еврокомиссии это лицо действует не в интересах своего государства-члена,  а в интересах ЕС.

Лиссабонский договор вносит изменения  в количественный состав участников Европейской Комиссии: вместо одного представителя от каждого государства, в состав новой Европейской Комиссии, которая будет действовать с 2014 года, войдут 2/3 представителей от числа стран, входящих в состав ЕС. Члены Комиссии будут избираться на основе системы ротации между государствами-членами ЕС.  Такая система начнет работать со следующего состава Европейской Комиссии, если только «Евросовет единогласно не примет иного решения», как сказано в Лиссабонской Договоре.

Информация о работе ЕЭС в мировом хозяйстве