Единая европейская валюта ЕВРО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование последствий введения Евро на мировом валютном рынке. Также, опираясь на анализ, проведенный в моей работе, я хочу выявить роль Евро в России.
Задачи данной курсовой работы:
-осветить теоретические аспекты темы, а именно осветить этапы введения Евро, характеристику монет и банкнот, историю возникновения ;
-провести анализ по роли Евро на внутрироссийском рынке, используя данные ЦБ РФ;
- рассмотреть роль Евро на мировом валютном рынке;
- подвести итоги по анализу, проведенным в работе.

Файлы: 1 файл

курсовая по евро.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

     В конце концов, при поддержке национальных центробанков, в ЕЦБ были представлены результаты работы по выработке концепций и их детализации вместе со всеми внутренними документами, одобренными Советом ЕВИ.

     Твердые основы, заложенные ЕВИ, должны помочь руководящим органам ЕЦБ в  оставшиеся время развить его  в сильную организацию для обеспечения ценовой стабильности в европространстве должным образом, что обеспечит необходимые условия поддержания экономического роста.

Одновременно  принимались просто революционные  законы. Например, национальным центральным  банкам запрещалось финансировать госсектор, прямо приобретать долги государства, отменялся привилегированный доступ госсектора к ресурсам финансовых институтов.

     Вводилась "оговорка об отказе от поручительств". То есть один член ЕС не мог больше принимать  на себя и переуступать обязательства госсектора в другой стране ЕС. Ужесточался контроль за исполнением бюджетов в государствах Союза. Инициировались национальные законодательства, гарантировавшие уставную независимость ЦБ от местных правительств. В мае 1998 года главы государств и советов министров приняли решение об эмиссии евро (пока в безналичной форме) и о странах, где начнется ее обращение. В июне 1998 года во Франкфурте-на-Майне приступил к работе Европейский центральный банк.

 

1.3 Организационная структура Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

В состав ЕСЦБ входит Европейский центральный  банк (ЕЦБ) и национальные центральные  банки стран-членов Европейского союза (ЕС). ЕСЦБ управляется руководящими органами: Советом управляющих (Governing Council), Правлением (Executive Board) ЕЦБ, и Генеральным советом (General Council).

 

Совет управляющих.

Совет управляющих, заседания которого проходят по четвергам во Франкфурте, состоит  из членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).

Совет Управляющих не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет  управляющих принимает решения  по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет один голос. В случае равенства решающий голос имеет председатель ЕСЦБ.

Для принятия специальных решений, то есть решений  относительно участия отдельных  стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли, определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера долей капитала национальных центральных банков, требуется либо квалифицированное большинство (то есть как минимум две трети применительно к долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать должны как минимум половина держателей капитала), либо единогласное решение.

 

Правление

Основные  обязанности Правления сводятся к проведению денежно-кредитной  политики в соответствии с решениями, принятыми Советом управляющих, разработке директив для национальных центральных банков в соответствии с полномочиями, которые были возложены на Правление Советом управляющих. Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов, которые выбираются главами государств и правительств ЕС по рекомендации соответствующих министров экономики и финансов. Все члены Правления назначаются на 8-летний невозобновляемый срок. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава получили назначения на различные сроки пребывания в должности - от 4 до 8 лет. С 1 января национальные центральные банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость в проведении денежно-кредитной политики, и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить функционирование ЕСЦБ в целом. Главы национальных центральных банков, являясь членами Совета управляющих, участвуют в выработке и принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики.

 

Генеральный совет

Национальные  центральные банки стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются членами  ЕСЦБ с ограниченным статусом и не принимают участия в процессе выработки решений по вопросам общей денежно-кредитной политики Еврозоны и по проведению в жизнь этих решений.

В Генеральном  совете ЕСЦБ представлены все национальные центральные банки стран ЕС, в его состав входят также председатель и вице - председатель ЕЦБ. Генеральному совету переданы полномочия, которые ранее были в компетенции Европейского валютного института, в том числе вопросы предоставления статистической отчетности и установление валютных курсов не входящих в Еврозону стран ЕС по отношению к евро. Этот орган будет существовать, пока все страны ЕС не присоединятся к ЕЭВС.

 

Цели  и задачи ЕСЦБ.

Главной целью ЕСЦБ, как это определено в Статье 2 Устава ЕСЦБ, является поддержание  ценовой стабильности. ЕСЦБ будет в рамках главной задачи - обеспечения ценовой стабильности - оказывать поддержку экономической политике стран Еврозоны для достижения общих целей, стоящих перед Евросоюзом, Основные задачи, возлагаемые на ЕСЦБ, зафиксированы в Статье 3 Устава ЕСЦБ. К ним относятся:

разработка  и проведение денежно-кредитной  политики ЕЭВС;

проведение  обменных операций с иностранными валютами;

управление  официальными инвалютными резервами  стран ЕЭВС;

обеспечение бесперебойного функционирования расчетных систем;

содействие  компетентным ведомствам в проведении пруденциального контроля над кредитными институтами и обеспечение стабильности всей финансовой системы.

Национальные  центральные банки являются единственными  держателями капитала ЕЦБ. Страновое  распределение долей в капитале ЕЦБ основано на удельном весе каждой страны-члена в ВВП и населении ЕС.

 

Доли  центральных банков стран ЕС в капитале ЕЦБ 18

Центральные банки стран-участниц

Доля  в капитале, в %

Бельгия: Banque Nationale de Belgique 2,8658
Дания: Denmarks Nationalbank 1,6709
Германия: Deutsche Bundesbank 24,4935
Греция: Bank of Greece 2,0564
Испания: Banco de Espana 8,8935
Франция: Banque de France 16,8337
Ирландия: Central Bank of Ireland 8,8496
Италия: Banca d'Italia 14,8950
Люксембург: Banque centrale de Luxembourg 0,1492
Нидерланды: De Nederlandsche Bank 4,2780
Австрия: Oesterreichische Nationalbank 2,3594
Португалия Banco de Portugal 1,9232
Финляндия: Suomen Pankki 1,3970
Швеция: Sveriges Riksbank 2,6537
Великобритания: Bank of England 14,6811

 

Глава 2. Влияние евро на мировую финансовую систему.

2.1 Текущее положение  Евроленда в мировой  экономике.

 

     Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как  одно из важнейших событий в международных  валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Например, авторы специального доклада, подготовленного Международным валютным фондом, заранее провозгласили, что с учреждением ЭВС евро должна стать второй по важности валютой официальных резервов в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная структура по руководству межгосударственной валютой. Многие даже предполагают, что рождение нового сверхмощного субъекта мировой экономики, каким хотят сделать ЭВС его архитекторы, повлечет за собой экономический передел мира. Элен Рей, аналитик из лондонского Центра экономических исследований, в связи с этим замечает: "Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены преимущественно проблемами практического использования новой валюты. Но некоторые европейские политики и экономисты (особенно во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс ослабить гегемонию доллара в международной валютной системе". Насколько оправданы эти амбиции, можно будет судить лишь по прошествии нескольких лет.

     Хотя  целый ряд этих и других вопросов пока остаются нерешенными, в общей тональности оценок преобладают оптимистические ноты. Так, эксперты МВФ полагают, что, несмотря на имеющиеся политические, культурные и экономические проблемы, евро имеет достаточный потенциал, чтобы преобразить европейский и международный финансовые рынки и трансформировать существующую многостороннюю валютную систему в трехполярную или даже двухполярную. В настоящее время, по их мнению, похоже, что евро будет играть более значительную роль в международной торговле, частных инвестициях и официальных резервах.

     Не  нужно быть специалистом по экономической  истории, чтобы придти к выводу о  том, что международное валютное превосходство приносит существенные политические выгоды. Достаточно посмотреть на послевоенный опыт Америки. Доминирующая держава всегда лучше защищена от внешних влияний при формулировании и проведении в жизнь финансовой политики. Она также способна осуществлять свои внешнеполитические задачи с меньшими затратами, равно как и оказывать значительное влияние на другие страны. Подтверждением тому являются как одностороннее решение президента Никсона в 1971 г. о выходе США из послевоенной валютной системы, так и более близкие по времени примеры решающего участия американского Казначейства в разрешении мексиканского и бразильского долговых кризисов. Помимо этого, имеются и чисто экономические выгоды. Страна, валюта которой имеет международный статус, т.е. в значительном количестве сосредоточена в руках иностранцев, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления. Так, по расчетам Deutsche Bank78 порядка 50-60% находящихся в обращении наличных долларов США и 30-40% немецких марок сосредоточено за пределами страны их происхождения. В целом, доходы Соединенных Штатов от международного спроса на доллары достигают 0,1% ВВП. Специалисты из Deutsche Bank считают, что эмиссия евро принесла прибыль в размере 0,05% совокупного ВВП стран ЕС (или 4 млрд. евро). Однако существует еще один, часто недооцениваемый, источник получения доходов: дисконт от ликвидности краткосрочных государственных долговых обязательств. Статус доллара как международной валюты и повышенный спрос на него занижают реальную доходность при размещении инструментов, обслуживающих государственный долг США. Доля нерезидентов среди держателей американских правительственных ценных бумаг составляет порядка 25% по сравнению с 17% для государственного долга других стран. По их подсчетам этот второй источник доходов дает еще примерно 0,1% ВВП США78. Все эти цифры не являются гигантскими, но ими не стоит пренебрегать. Таким образом, любое изменение баланса сил в международной валютной системе может означать политические и экономические выгоды для Европы и ущерб для США.

     В настоящее время Европа играет одну из ключевых ролей в мировой экономике. Так, Евроленд имеет несколько большее население и немногим меньший объем ВВП, чем США. Экспорт товаров Еврозоной (без учета торговли внутри ЭВС) значительно превышает соответствующий показатель Соединенных Штатов (Приложения 1, Таблицы 3,4). Однако наличие границ между отдельными странами, национальных валют, не считая различий в налоговом и трудовом законодательстве, до сих пор лишало европейские фирмы тех конкурентных преимуществ, которыми обладают компании, действующие на крупных интегрированных внутренних рынках США или Японии.

     Роль  новой валюты в международной  финансовой системе будет основана в будущем на стабильности и силе евро против доллара и иены и определяться долей евро в официальных и  частных инвестиционных портфелях, международных финансовых транзакциях и торговых потоках. После введения евро торговля между 11 странами ЭВС не требует больше операций купли-продажи валюты. Контракты между компаниями разных стран теперь не связаны с валютными рисками. Более того, поскольку цены определяются в одной и той же валюте во всех 11 государствах, европейским фирмам стало легче покупать товары, сделанные в других странах Евроленда. Поэтому внутренняя торговля в ЭВС будет расти опережающими темпами по сравнению с внешней. Кроме того, поскольку страны Еврозоны становятся гораздо более сплоченными в экономическом плане, их политическое руководство будет менее озабочено флуктуациями обменных курсов евро, чем правительства отдельных стран - курсами своих прежних национальных валют. Иными словами, подход к политике обменных курсов стал более похож на американский, что способствует снижению курса евро.

     Международная роль евро сокращается, отмечает издание The Wall Street Journal, цитирующее доклад Европейского центрального банка (ЕЦБ). Особенно заметно евро сдает позиции на валютном рынке – его доля в ежедневных расчетах понижается, тогда как позиция доллара остается стабильной. Доля евро в экспорте товаров из стран еврозоны стабилизировалась, а в импорте – существенно снизилась. Причиной этого может быть ситуация на рынке энергоносителей, полагает ЕЦБ, поскольку цена нефти, как и многих других товаров, рассчитывается в долларах. Доминирующая роль доллара также очевидна при сравнении спроса на валюты США и еврозоны.

     Доля  евро на международном рынке облигаций к концу 2006 года также сократилась на 2,5 процентного пункта в сравнении с показателями 2004 года и составила 31,4%, сказано в докладе. Такое снижение произошло впервые с 1999 года. Лучше всего тенденция просматривается на рынке долгосрочных облигаций. Специалисты объясняют это разницей между ставками рефинансирования ЕС (4% годовых) и США (5,25%). Более высокая процентная ставка США увеличивает спрос на облигации, номинированные в долларах.

Информация о работе Единая европейская валюта ЕВРО