Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:31, контрольная работа
Краткое описание
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….…. 3 1. Сущность доходов, источники их формирования и формы …….….5 1.1 Понятие дохода…………………………………………………………...5 1.2 Виды доходов………………………………………………………….….6 1.3 Показатели дохода………………………………………………...…….10 2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини ……………………….………………………………. 15 2.1 Причины дифференциации………………………………………...…...15 2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения……………………16 2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………….19 3. Проблема справедливого распределения доходов в РФ и пути ее решения……………………………………………………………………….. 21 Заключение………………………………..………………………...………25 Список используемой литературы
Абсолютное неравенство означает,
что и 20%, и 40%, и 60%, и т. д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного-единственного,
последнего в ряду (линия OF) человека, который
присваивает 100% всего дохода. Ломаная
линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение
дохода показано линией OABCDE. Чем больше
отклоняется эта линия, или кривая Лоренца,
от линии ОЕ, тем больше неравенство в
распределении доходов. Если мы разделим
заштрихованную площадь на площадь треугольника
OFE, то получим показатель, отражающий
степень неравенства в распределении
доходов.
Если площадь не заштрихованного
участка графика обозначить буквой Т,
то можно получить следующее отношение:
;
где G – показатель, измеряющий
степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической
теории называется коэффициентом Джинн,
по имени итальянского экономиста и статистика
Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше
отклонение кривой Лоренца от биссектрисы,
тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно,
тем больше коэффициент Джини будет приближаться
к 1. Надо отметить, что этот коэффициент
не может равняться ни единице, ни нулю,
т. к. цивилизованная рыночная экономика
исключает подобные крайности благодаря
целенаправленному перераспределению
доходов. Интересно сравнить величину
этого коэффициента в странах с развитой
рыночной экономикой и в России. Так, в
начале 80-х годов коэффициент составлял:
в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США -
0,329, Бразилии - 0,565. Изменения коэффициента
G в России, рассчитанного на основе данных
о среднедушевом доходе, видны по таблице
1 (см. приложение)
3 Проблема справедливого
распределения доходов в РФ
и пути ее решения
В Российской Федерации возникла
необходимость формирования целенаправленной
и результативной политики индивидуальных
доходов. Дореформенный период в России
характеризовался жестким государственным
контролем, а также административными
мерами воздействия на уровень доходов
граждан. В процессе перехода к рыночной
экономической системе произошло резкое
падение жизненного уровня и образование
глубокого расслоения общества на богатых
и бедных. Образовались два уровня жизни
со своими доходами и денежными единицами,
два потребительских рынка, различающихся
ценами и наборами потребительских благ.
Представители «двух России» плохо понимают
друг друга. И это тем опаснее, что в «страну
богатых и очень богатых (включая «олигархов»),
а также высокообеспеченных» входит политическая
элита. На противоположном полюсе — «страна
бедняков (включая «маргиналов»)», доходы
которых не достигают прожиточного минимума.
Различия в уровнях жизни «двух России»,
по экспертным оценкам, достигают 100 раз»[1]
Существующие же правовые и
экономические механизмы в сфере регулирования
доходов не только не решают задачу борьбы
с неравенством и бедностью, а напротив,
воспроизводят последние в расширенном
масштабе. Так, правовая норма относительно
установления минимальной заработной
платы даже в новом Трудовом кодексе РФ
реально не увязана с прожиточным минимумом
трудоспособного населения, а применение
вышеупомянутого единого (плоского) налога
на личные доходы, по сути представляет
собой мультипликатор неравенства, который
действует по принципу «сепаратора» центробежного
распределения доходов по «фракциям»:
доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых
увеличиваются. Оригинальность действия
этого «сепаратора» состоит в том, что
доля населения со средними доходами уменьшается:
за ее счет возрастает доля бедных.
По данным Госкомстата России,
сегодня преобладающая часть населения
— около 35% — граждане с низкими доходами
(ниже прожиточного минимума); доходы еще
30% незначительно превышают прожиточный
минимум и только 20% россиян можно отнести
к «среднему классу» (к коему принято причислять
достаточно обеспеченных и социально
защищенных граждан). Согласно оценкам
специалистов по социально-экономической
стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т. е. треть
населения) находятся в крайне тяжелом
положении, не имея возможности обеспечить
себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как
по удельному весу, так и по категориям
населения (помимо инвалидов, многодетных
и неполных семей, а также безработных
в данную группу все в большей мере включаются
многочисленные категории работающих
граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно
низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных
граждан приходится более 50% денежных
доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных
— всего 6%.
Исходная задача национального
масштаба в России — повышение в течение
ближайших полутора—двух лет минимальной
заработной платы до прожиточного минимума.
Это связано с тем, что минимальная заработная
плата в России даже после ее существенного
повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше
прожиточного минимума работающего и
составляет около 10% средней заработной
платы по стране (для сравнения: по данным
МОТ, минимальная заработная плата в большинстве
стран мира составляет 40—60% средней заработной
платы и в несколько раз превышает физиологический
прожиточный минимум). Такое положение
«раскручивает спираль бедности»: работники,
заработная плата которых ниже, приближается
или даже несколько выше прожиточного
минимума (а это — около 60% трудоспособного
населения России), не имеют шансов заработать
пенсию, превышающую прожиточный минимум
пенсионера, т. е. неминуемо сталкиваются
с перспективой бедной старости. Понятно,
что данная ситуация дестабилизирует
пенсионную систему, перекладывает на
нее принципиально неразрешимые ее собственными
силами проблемы и затрудняет ее реформирование,
необходимость которого крайне остра.
Среднемесячная номинальная
заработная плата исчисляется делением
фонда начисленной заработной платы работников
на среднесписочную численность работников
и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются
начисленные суммы в денежной и неденежной
формах за отработанное и неотработанное
время, доплаты и надбавки, премии и единовременные
поощрения, компенсационные выплаты, связанные
с режимом работы и условиями труда, а
также оплата питания и проживания, имеющая
систематический характер.
Реальная заработная плата
характеризует объем товаров и услуг,
которые можно приобрести на заработную
плату в текущем периоде, исходя из цен
базисного периода. Индекс реальной заработной
платы исчисляется путем деления индекса
номинальной заработной платы на индекс
потребительских цен за один и тот же временной
период.
Основными составляющими доходов
населения можно назвать оплату труда,
доходы от предпринимательской деятельности,
пенсии, стипендии, пособия, социальные
выплаты; поступления от собственности,
в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи
продукции сельского хозяйства, страховые
возмещения, сумма от продажи иностранной
валюты и многие другие.
По соотношению различных компонентов
в структуре доходов можно судить о типе
экономической системы и трудовой мотивации.
Заключение
Мировой опыт показывает, что
эффективная социально-ориентированная
рыночная экономика немыслима без демократической
системы распределения доходов граждан.
Распределительные отношения лежат в
основе создания системы стимулов для
участия в производственном процессе.
Доходы населения определяют социальное
положение в обществе, также уровень доходов
каждого человека зависит от экономики
страны, в которой он проживает. Таким
образом, реализация результативного
перераспределения доходов должна осуществляться
посредством разработки государственных
программ, предусматривающих конкретные
меры, прежде всего в области регулирования
доходов граждан, справедливого налогооблажения
и совершенствования системы социальной
защиты граждан.
В целом, общепринятым является
мнение, что в соответствии со спецификой
Российской Федерации целесообразно проведение
политики доходов исходя из сочетания
экономической эффективности и социальной
справедливостью. Таким образом, реализация
результативного перераспределения доходов
в России должна осуществляться посредством
разработки государственных программ,
предусматривающих конкретные меры, прежде
всего в области регулирования трудовых
доходов граждан, справедливого налогообложения
и совершенствования системы социальной
защиты граждан. В настоящее время произошли
следующие изменения в использовании
вышеназванных направлений перераспределения
доходов:
· в сфере регулирования оплаты
труда прогрессивной мерой стало поэтапное
повышение минимального размера оплаты
труда и ликвидация его увязки с социальными
выплатами;
· в реформировании социальной
защиты населения приоритетами стали
считаться: достижение упорядоченности,
обоснованности и адресности социальных
трансфертных выплат, усиленное развитие
системы социального страхования. Государственная
политика в области пенсионного обеспечения
реализуется посредством сохранения распределительной
системы финансирования и постепенного
внедрения накопительной.
· основой налогового регулирования
доходов стало принятие единой минимальной
ставки налога на доходы физических лиц.
Вопрос о воздействии данной меры на легализацию
скрываемых населением доходов остается
спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении
купли-продажи недвижимости не могут быть
признаны социально справедливыми. Многие
исследователи в качестве последствий
такой политики называют еще большее усиление
социально-экономической дифференциации
населения и сокращение поступлений по
подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях
острой необходимости социальной поддержки
граждан Российской Федерации является
недостаточность финансирования трансфертных
программ. Заслуживают внимание предложения
по усилению контроля над их целевым и
рациональным использованием. Следует
подчеркнуть важную роль регионального
регулирования доходов граждан, которое
является дополнением и конкретизацией
федеральных программ. В сфере распределительных
отношений именно государство должно
стать социальным гарантом, согласующим
экономические интересы всех социальных
групп общества.
Политики во всем мире стремились
к равномерному распределению доходов
населения, но со временем все возвращалось
обратно. Это можно проследить по историческому
складыванию экономики России. При увеличении
доходов богатых повышались цены на сырье
и другие товары народного потребления.
Высокую значимость имеет обеспечение
комплексного подхода к осуществлению
политики доходов граждан: в частности,
в сложившихся условиях при сокращении
государственного перераспределения
через налоговые методы было бы приемлемо
усиление социальной защиты населения.
Одновременно с совершенствованием используемых
методов имеет смысл создание благоприятных
условий для реализации политики перераспределения.
Речь идет об обеспечении общей экономической
и политической стабильности в государстве.
Главными целями при перераспределении
доходов граждан можно считать: сокращение
дифференциации в оплате труда по отраслям
и предприятиям, снижением сезонной безработицы
в сельской местности, поиск новых источников
финансирования проводимой социальной
политики и др.
Применение прогрессивной шкалы
налогов считается необходимым условием
функционирования национальных систем
распределения доходов. Россия же с 1 января
2001 г. отказалась от такого подхода и практикует
единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов
наличные доходы в размере 13%. Принятие
такого решения аргументировалось необходимостью
«вывести из тени» нерегистрируемые доходы.
Данные ожидания не оправдались. К отрицательным
же последствиям введения отмеченной
единой ставки налога следует отнести
предсказывавшиеся серьезными специалистами
галопирующие темпы роста дифференциации
доходов населения.
Предоставление налоговой декларации
обязательно, в соответствии с законодательством,
для предпринимателей и частнопрактикующих
лиц, а также тех налогоплательщиков, которые
не уплатили или уплатили не полностью
налоговые платежи. Стоит сказать, что
в настоящее время в Российской Федерации
наиболее приемлемым было бы использование
налогового регулирования доходов. Однако
с принятием части второй Налогового Кодекса
оно перестало ориентироваться на переход
к демократической системе распределения
доходов.
Происходит дифференциация
населения по доходам, причем выделяются
не только высокодоходные и низкодоходные
группы, но одновременно развивается межотраслевая
и региональная дифференциация, а также
дифференциация внутри предприятий (между
работниками и администрацией). Это явление
неизбежно порождает усиление социальной
напряженности в обществе.
В обществе увеличивается количество
беднейшего населения. Нарастает массовое
обнищание людей. У большинства населения
страны рост доходов существенно отстает
от роста прожиточного минимума.
Проблема бедности находится
в центре внимания политики правительств
всех стран, ибо везде существует неравномерность
в распределении доходов и дифференциация
населения.
Список используемой
литературы:
1. Ахинов Г.А., Жильцов
Е.Н. Экономика общественного секто&
ра. – М.: ИНФРА&М, 2008.
2. Ахинов Г.А. Основы экономики
общественного сектора. – М.:
ТЕИС, 2007.
3. Восколович Н.А. Экономика,
организация и управление об&
щественным сектором. – М.: ЮНИТИ&ДАНА,
2008.
4. Жильцов Е.Н. Экономика
общественного сектора и неком&
мерческих организаций. – М.:
Изд&во МГУ, 1995.
5. Лаптев С.В. Основы теории
государственных финансов. – М.:
ЮНИТИ&ДАНА, 2010.
6. Пономаренко Е.В., Исаев
В.А. Экономика и финансы обще&
ственного сектора (основы теории
эффективного государства):
учебник. – М.: ИНФРА&М, 2007.7.
Российский статистический ежегодник:
Статистический сбор&
ник. – М.: Росстат, 2008–2011.
8. Савченко П.В., Погосова
И.А., Жильцов Е.Н. Экономика