Доход населения и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить проблемы справедливого распределения доходов в обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть принципы распределения доходов в обществе; определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства; проведя наблюдения, выяснить, какова степень распределения доходов в экономике России.

Оглавление

Введение
Доход
Виды доходов
Доход населения РК
дифференциации доходов населения в Республике Казахстан
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 100.28 Кб (Скачать)

В Республике Казахстан официально используемая методика расчета прожиточного минимума не в полной мере соответствует стандартам, используемым в мировой практике и практике ближайшего соседа - России. Так, наиболее усеченный физиологический  минимум - продовольственная корзина  в РК включает в себя всего лишь 20 наименований продуктов, тогда как  в практике стран ОЭСР используется 32 наименования, в российской - 11 групп, в которых также представлены 32 наименования продуктов. Сопоставление  стоимости минимального набора продуктов  по казахстанским и российским нормативам на базе официальных цен в РК на 2003 г. дало следующий результат: в  первом случае значение составило 3769 тенге, во втором - 4817 тенге (расчет выполнен по данным статистики). Официальный уровень  минимальной продовольственной  корзины в РК ниже аналогичного показателя, исчисленного по российской методике, в 1, 2 раза.

При расчете  минимального потребительского бюджета  в РК установлено следующее соотношение: 70 % - продовольственная корзина, 30 % - расходы на непродовольственные  товары и платные услуги. Это соотношение  также можно оспорить. Если применять  статистический метод определения  прожиточного минимума, то берется  сложившееся в стране в среднем  по домохозяйствам соотношение продовольственной  и непродовольственной части  их расходов на потребление. В РК за 1999-2003 гг. по домохозяйствам в среднем  доля расходов на продовольственные  товары находилась в пределах 50-54 %; доля расходов на непродовольственные  товары - в пределах 23-26 %, доля расходов на платные услуги - 22-25 % общей суммы  потребительских расходов. Таким  образом, упомянутое соотношение 70/30 не адекватно сложившимся тенденциям в структуре потребления домохозяйств РК.

Такие заниженные оценки стоимости минимальной  потребительской корзины были приняты  в годы спада экономики Казахстана и широко применялись для расчета  пенсий, пособий, различного рода социальных выплат и соответствовали возможностям скудного бюджета страны и минимальным  расходам на социальное обеспечение.

Нормы расчета минимального потребительского бюджета для национальной экономики  в период ее роста, тем более для  расчета такого важного социального показателя, как минимальный размер заработной платы, объективно требуют изменений. С учетом требований расширенного воспроизводства рабочей силы необходимо в него включить расходы по содержанию иждивенцев в семье работника (несовершеннолетние; неработающие члены семьи, не охваченные системой социального страхования).

Отсюда  вытекает необходимость применять  коэффициент иждивенческой нагрузки на работника, на который должен умножаться минимальный потребительский бюджет на одного человека.

Необходимо  повышение установленного официально уровня минимальной заработной платы, что с учетом вышесказанного в  дальнейшем может привести к улучшению  условий для роста темпов воспроизводства  рабочей силы, качества человеческого  капитала, что в свою очередь может  дать существенный рост участия фактора  труда в создании чистого дохода. Одновременно повышение предельной доходности фактора труда может  содействовать росту его факторного дохода, это дало бы новый импульс  для качественного воспроизводства  рабочей силы.

Достаточность факторных доходов для воспроизводства  капитала внутри страны. Сопоставление  динамики чистой прибыли и инвестиций показывает, что в основном их рост идет взаимоувязанными темпами (табл. 5, в %).

Соотношение объемов инвестиций в основной капитал  и чистой прибыли в абсолютном выражении (табл. 6) в 1995 г. составляло 2, 2 : 1, к 2000 г. - 1, 2: 1. Это свидетельствует об отставании роста инвестиций в основной капитал от роста чистой прибыли. К 2002 г. опять произошел небольшой сдвиг к повышению соотношения в пользу инвестиции -1, 5 : 1, но в 2003 г. оно упало до 1, 3 : 1. То есть сохраняется тенденция снижения темпов роста инвестиций в сравнении с темпами роста чистого дохода. Степень достаточности образования чистой прибыли для формирования источников инвестиций в основной капитал можно охарактеризовать как высокую для расширенного воспроизводства капитала в республике.

Однако  реинвестирование прибыли идет в  большей степени в традиционные сырьевые отрасли промышленности, а  не в отрасли с большим приростом  добавленной стоимости. Поскольку  наиболее значимы в этом направлении  потоки иностранных инвестиций, обратимся  к их динамике по видам экономической  деятельности (табл. 7).

Как видно  из приведенных данных, большая часть  инвестиций традиционно направляется в отрасли добычи сырой нефти  и природного газа, а также черную и цветную металлургию. Так, если за 1993-2000 гг. удельный вес таких инвестиций составлял 63, 7 %, то к 2004 г. - 73, 1 %.

Очевидно, что в сложившейся ситуации полагаться на скорый перелив иностранных инвестиций в другие отрасли не следует. Более  реальным подходом в этом случае будет  стимулирование иностранных инвесторов к продолжению технологических  цепочек в традиционно привлекательных  для них и смежных отраслях, с целью производства конечного  продукта с большей добавленной  стоимостью.

С другой стороны, необходимость в увеличении капиталовложений для проведения структурных  изменений еще более усиливает  зависимость национальной экономики  от иностранных инвестиций, так как  внутренних резервов инвестирования пока недостаточно.

Практика  привлечения прямых иностранных  инвестиций в казахстанскую экономику  показывает пока, что аккумуляция  значительной доли разрастающейся в  структуре ВДС чистой прибыли  идет за пределами республики и нет гарантии их возврата в виде реинвестированной прибыли. Реализация данной негативной тенденции происходит посредством перелива доходов от сбыта через офшорные зоны, а также при помощи механизма трансфертных цен (табл. 8).

Движение  накопленного таким образом за рубежом  капитала определяется инвестиционной политикой ТНК. Это может привести в дальнейшем к неустойчивости обеспечения  национальной экономики инвестиционными  ресурсами и снижает возможности  их эффективного регулирования государством.

В перспективе  механизм распределения и формирования основных видов доходов - чистой прибыли  и заработной платы, по нашему мнению, не претерпит значительных изменений. Скорее всего, будет сохраняться  тенденция к снижению доли оплаты труда в ВДС при развитии капиталоемких  сырьевых отраслей, составляющих основу казахстанской промышленности. Развитие отраслей обрабатывающей промышленности, которые могли бы сместить акцент в пользу трудоемких производств, требует  применения высокотехнологичных переделов, емкого внутреннего рынка для  беспрепятственного сбыта продукции, либо создания продуктов, конкурентоспособных  на мировом рынке. Это в свою очередь  создает необходимость в достаточно крупных инвестициях, окупаемых  в долгосрочной перспективе, несущих  не сиюминутную прибыль. Инвесторы  же пока стремятся вложить средства в сырьевой сектор экономики, наиболее выгодный на данный момент времени.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, принятая правительством, направлена на преломление этой тенденции. Однако ее реализация требует достаточно длительного времени и крупных  вложений в рисковые проекты. Поэтому  некоторое время ситуация, характеризуемая относительно низким уровнем оплаты труда и высокой прибылью в промышленности, будет сохраняться.

При условии  же создания новых высокотехнологичных  производств с большим уровнем  добавленной стоимости возможно, что в долгосрочной перспективе предельная производительность труда будет повышаться, так как темпы прироста чистого дохода будут опережать темпы роста занятости. Это может создать почву для повышения уровня реальной заработной платы. Показатель предельной производительности капитала скорее всего будет падать, так как вложения инвестиций будут значительно превышать, особенно на начальном этапе, получаемые от них доходы. Доходность сырьевого сектора со временем может достигнуть предела своего роста, и для дальнейшего наращивания дохода будут необходимы все большие вливания инвестиций, что снизит предельную производительность капитала и отдачу от инвестиций в виде чистой прибыли, получаемой владельцами капитала. Инвесторы в этом случае будут склонны к снижению объемов инвестирования, что соответствует действию рыночных законов. Поэтому описанная ранее перспектива реализуема только в случае дополнительного стимулирования инвестиций в приоритетные отрасли со стороны государства.

Зависимость рынка труда от рынка капитала главным образом выражается в  том, что изменить уровень и структуру  занятости возможно лишь при соответствующем  изменении объема и направлений  вложения капитала. Поэтому государство  заинтересовано в стимулировании инвестиций в соответствующие отрасли для  обеспечения роста занятости  и доходов как залога повышения  уровня благосостояния населения. 
 

 

 

 О дифференциации доходов  населения в Республике Казахстан
Доля  населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, за 2010 год составила 6,5%, что в 5,3 раза меньше в сравнении с 1996 годом
29.04.2011 / экономика
 
www.stat.kz, 28 апреля 
 
Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, за 2010 год составила 6,5%, что в 5,3 раза меньше в сравнении с 1996 годом. 
 
Динамика уровня бедности в Республике Казахстан 
в процентах 
 
 
Сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. В 2010 году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 2,7 раза, в 1997 году превышение составляло 1,4 раза. 
Коэффициент фондов1) за период с 1997 по 2010 годы сократился в 1,8 раза и составил 5,72 раза. Коэффициент Джини2) за период с 1996 по 2010 годы сократился в 1,1 раза: от значения 0,319 до 0,278 и достиг значения умеренного неравенства3). 
Наряду со значительным снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 году снизились показатели глубины и остроты бедности. За период с 1996 по 2010 годы глубина бедности сократилась в 10,4 раза и составила 1,1%, острота бедности сократилась в 17,3 раза и составила 0,3%. 
1) Коэффициент фондов – соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения 
2) Коэффициент концентрации доходов или индекс Джини дает возможность численно оценить степень неравенства населения по доходам. Он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0 – совершенное равенство доходов у всех групп населения, при 1 – совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одному человеку. 
3) Согласно программе Целей развития Тысячелетия значение индекса Джини можно подразделить по следующим значениям: 
от 0,2 до 0,3 – предельное значение умеренного неравенства; 
от 0,3 до 0,4 – заметное неравенство; 
от 0,4 до 0,5 – значение значительного неравенства по доходам в обществе. 
 
Основные индикаторы уровня бедности в Республике Казахстан
Наименование  показателя 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Коэффициент фондов, раз - 10,2 11,3 9,4 8,3 8,8 8,1 7,4 6,8 6,8 7,4 7,2 6,2 5,33 5,72
Коэффициент Джини по 10%-ым группам населения 0,319 0,338 0,347 0,332 0,307 0,339 0,328 0,315 0,305 0,304 0,312 0,309 0,288 0,267 0,278
Глубина бедности, % 11,4 12,1 12,8 13,7 10,3 14,8 13,3 10,2 8,3 7,5 3,9 2,4 2,3 1,3 1,1
Острота бедности, % 5,2 3,1 3,8 5,5 4,0 6,5 5,5 3,9 2,9 2,5 1,3 0,8 0,7 0,3 0,3
 
 
 
Рассматривая региональный аспект уровня жизни за 2010 год, можно отметить число регионов с самым высоким  уровнем бедности, при среднереспубликанском уровне 6,5%: Мангистауская (11,6%), Южно-Казахстанская (11,5%) области и средним уровнем бедности Восточно-Казахстанская (8,4%), Кызылординская (6,7%), Западно-Казахстанская (6,7%), Алматинская (6,6%), Костанайская (6,4%), Актюбинская (6,0%), Атырауская (5,9%) области. 
 
Доля населения, имеющего доходы, использованные на потребление, ниже величины прожиточного минимума 
в процентах 

В январе 2011 года были "подготовлены 16 тематических серий  публикаций по итогам переписи населения 2009 года" (http://www.stat.kz/p_perepis/Pages/default.aspx

).

Читая на досуге сие  увлекательное чтиво, ваш покорный слуга наткнулся на одну занимательную вещь.

В "Доходах и источниках средств существования населения Республики Казахстан

" на стр. 264 пишут,  что люди с "примерным доходом  за месяц 1 млн. тенге и свыше"  живут больше всего в следующих  регионах страны:

  • в г. Алматы - 436 человек;
  • в Атырауской области - 417 человек;
  • в Алматинской области - 398 человек;
  • в Жамбылской области - 169 человек - ???;
  • в г. Астане - 166 человек;
  • в Мангистауской области - 162 человек;
  • а вот в Актюбинской области - 1096 человек -

Информация о работе Доход населения и ее виды