Динамика макроэкономических показателей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

В январе 2012 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 34,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3,6%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен его рост на 5-5,5%. Динамика производства валового внутреннего продукта представлена следующими данными:

Оглавление

Макроэкономические показатели. Динамика макроэкономических показателей в Республике Беларусь:………3
Основные макроэкономические показатели……………………………………......3
Макроэкономические показатели Республики Беларусь…………………………6
1.3 Макроэкономический прогноз на 2012г…………………………………………….9
Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор………………………………9
Доходы населения. Денежные и натуральные, номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения……………………………………………………………..12
3.1 Определение, формы и факторы влияния…………………………............................12
3.2 Неравенство в распределении доходов……………………………………………....13
4. Практическое задание…………………………………………………………………………..14
5. Список использованной литературы…………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

часть2.docx

— 290.70 Кб (Скачать)

 

Платежный баланс: В 2012 г. отрицательное сальдо уменьшится до USD 2.5 млрд, или 4.7% ВВП. Прогнозируется, что в 2012 г. ожидается рост ПИИ, вызванный продажей государственной собственности (доли государства в предприятиях). Ожидается, что положительное сальдо капитального и финансового счета без учета изменений резервных активов составит USD 6.9 млрд в 2011 и USD 7.7 млрд в 2012 г.

 

 

  1. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор.

 

Современная банковская система  – это система с частичным  резервным покрытием. Резервы состоят из депозитов, размещенных банками в центральные банки, и наличных средств, которые физически находятся в банке. Резервы для банков являются активами, а для центрального банка – пассивами, поскольку банки в любой момент могут потребовать оплатить их, и центральный банк обязан удовлетворить это требование. Общая сумма резервов может быть разбита на две категории: резервы, которые банки держат по требованию центрального банка (обязательные резервы), и дополнительные резервы, которые банки держат по собственному усмотрению (избыточные резервы). Объем обязательных резервов определяется с помощью нормы обязательных резервов (r) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15 % для разных стран и банков.

Центральный банк может увеличить  резервы банковской системы и, соответственно, предложение денег двумя способами: предоставив коммерческим банкам кредит и скупив государственные облигации. Обе эти операции являются активными  статьями баланса центрального банка, и изменение их одновременно изменяет величину резервов банковской системы.

Кредитные операции коммерческих банков также изменяют объем денежного  предложения: оно увеличивается, когда  банки выдают ссуды, и сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды. В этом случае происходит кредитная (депозитная) мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Рассмотрим этот процесс более подробно. Предположим, что депозиты банка «А» выросли на 1000 денежных единиц (д. е.). Для того, чтобы в любой момент можно было бы выдать деньги вкладчику, нет необходимости держать всю сумму вкладов в банке. Для этого достаточно только части, которая называется обязательными резервами. Возьмем для нашего случая резервную норму, равную 20%, тогда размер ссуды, которую данный коммерческий банк может выдать заемщику, будет определяться суммой избыточных резервов как разность между суммой депозитов и суммой обязательных резервов: 1000 – 200 = 800 (д. е.). Таким образом, банк «А» увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800 + 1000 = 1800. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, т.е. банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.

Однако на этом процесс  роста денежного предложения  не заканчивается. Тот, кто взял деньги в ссуду, будет их тратить, покупая  что-либо, а тот, кто продает, будет  получать деньги и класть их в коммерческий банк, пусть в нашем примере  это будет банк «Б». При резервной  норме 20%, банк «Б» в резервах будет  оставлять 160 единиц (20% от 800 д.е.), а остальные 640 д. е. (это избыточные резервы банка «Б») использовать для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц. Банк «В», куда могут попасть эти деньги в процессе использования кредита заемщиком банка «Б», добавит еще 512 единиц (избыточные резервы банка «В») и т.д. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (1000 д.е.) не будет использована банковской системой в качестве резервов. В нашем условном примере сумма новых денег будет равна:

1000·· (1+(1 – 0,2)+(1 – 0,2)2 +(1 – 0,2)3 +…) = 1/0,2 × 1000.   (5.1)

В общем виде дополнительное предложение денег (DМs), возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита, будет равно:

,     (5.2)

где r – обязательная резервная норма;

D – первоначальный депозит.

Коэффициент 1/r называется банковским (депозитным) мультипликатором или мультипликатором денежной экспансии, который показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчете на одну денежную единицу.

Независимо от того, направляет ли банк свои избыточные резервы на предоставление кредитов, или на покупку  ценных бумаг, его роль в процессе создания новых денег (депозитов) не меняется.

Существуют два вида изъятия  денег у банков, которые уменьшают  способность банковской системы  к созданию денег.

  1. Утечка наличных денег, т.е. далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются обратно в банки на депозиты, часть их продолжает циркулировать в форме наличных денег. Кроме того, клиенты банков могут брать наличные деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.
  2. Избыточные резервы. Чем больше размер обязательных резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредита, а, следовательно, и количество новых денег.

Более общая модель предложения  денег строится с учетом роли центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов  банковской системы в наличность. Хотя центральный банк в состоянии  контролировать денежную базу (МВ), он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домашние хозяйства и фирмы решают, какая часть МВ должна существовать в виде наличности. Кроме того, центральный банк заинтересован в управлении не резервами как таковыми, а, скорее, совокупной денежной массой (М1, М2 и другими денежными агрегатами). Поэтому уместней пользоваться мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором (m), который связывает денежную базу с денежным агрегатом (например, М1):

,      (5.3)

т.е. денежный мультипликатор – это отношение предложения  денег к денежной базе. Его можно  представить как отношения наличность – депозиты и наличность – резервы:

.      (5.4)

Разделим числитель и  знаменатель правой части уравнения (5.4) на D (депозиты) и получим:

,      (5.5),

где c – C/D;

r – r /D.

Величина «c» – «наличность – депозиты» – определяется, главным образом, поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Величина «r» – зависит от нормы обязательных и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег  можно представить как:

.      (5.6)

Таким образом, предложение  денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег  при увеличении денежной базы на единицу.

Важным свойством денежного  мультипликатора является то, что  он меньше банковского. Данное обстоятельство связано с тем, что при превращении  какой-либо части прироста денежной базы в наличные деньги, она не будет  участвовать в процессе многократного  расширения депозитов, т.е. только часть  прироста денежной базы будет участвовать  в данном процессе. Прирост денежного  предложения при заданном увеличении денежной базы будет меньше, чем  в простой модели.

Центральный банк может контролировать предложение денег, прежде всего, путем  воздействия на денежную базу. Изменение  денежной базы, в свою очередь, оказывает  мультипликативный эффект на предложение  денег. Таким образом, процесс изменения  объема предложения денег можно  разделить на два этапа:

  1. первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
  2. последующее изменение предложения денег через процесс мультипликации в системе коммерческих банков.

К факторам, определяющим величину денежного мультипликатора и, соответственно, предложения денег, относятся следующие: норма обязательного резервирования и коэффициент «с» – отношение «наличность – депозиты». Эти показатели и денежное предложение находятся в  обратной зависимости, а также незаимствованная денежная база (разность между денежной базой и объемом кредитов, выданных центральным банком, это наиболее контролируемая часть денежной базы) и объем рефинансирования. Эти показатели  прямо оказывают влияние на денежное предложение.

Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом  наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих  депозиты, порождает мультипликативный  эффект.

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы населения. Денежные и натуральные, номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения.

 

 

 

3.1 Определение,  формы и факторы влияния.

 

Доходы  населения являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни  в стране. Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

Доходы населения  представляют собой сумму натуральных  и денежных поступлений. Денежные доходы весьма разнообразны по форме – заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажи личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы – это в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией.

Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары и услуги и налогами.

Доходы могут легитимными, то есть получаемыми законным путем, или  нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном  порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимными.

На уровень доходов населения  непосредственное влияние оказывает  состояние экономики страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем  нельзя исключать также влияния  на уровень доходов населения  индивидуальных свойств людей, имеющих  существенное значение для труда  и трудовых отношений, особенно их работоспособности  и трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности  к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих  влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения  и удачи.

С другой стороны, доходы сами оказываются  фактором многих социальных явлений, в  частности, влияющим на занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек  может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать  профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.

 

 

 

3.2 Социальная справедливость и кривая Лоренца.

 

 

Доходы  являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

 

С одной  стороны, население любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов; с другой – общий объем  доходов также неравномерно распределяется по группам населения.

Для измерения уровня неравенства  в распределении доходов используются так называемые кривые Лоренца и  индексы Джини.

 

Кривые Лоренца – это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

 

Методика построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего, «ранжируются»  граждане или домохозяйства в  соответствии с уровнем полученного  ими годового дохода. Граждане или  домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных  групп (по двадцать процентов в каждой группе) либо на десять децильных групп (по десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход  каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы  доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы граждан  или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим итогом». На график сначала  наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы, затем  – точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей  за ней группы и т.д., вплоть до нанесения  последней точки, соответствующей  доли суммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже сто процентов). Соединив все  точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов  доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся точкой, соответствующей  ста процентам доходов и ста  процентам населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение  доходов в стране. Чем сильнее  изогнута кривая Лоренца, тем менее  равномерным является распределение доходов в стране.

Информация о работе Динамика макроэкономических показателей в Республике Беларусь