Динамика и структура изменения хозяйственного развития мира во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:09, доклад

Краткое описание

После восстановления разрушенного ВМВ хозяйства в ведущих странах мира в начале 50-х гг. мировое сообщество ринулось в своем развитии вперед, опираясь на развернувшие свои неисчерпаемые потенции НТР. Во-первых, резко ускорились во второй половине ХХ века темпы экономического роста; во-вторых, коренные изменения произошли в структуре национального хозяйства ведущих стран и мировой экономики в целом; в-третьих, происходит своеобразная «кристаллизация» национальных хозяйств в форме региональной международной экономической интеграции (РМЭИ), наконец, начался интенсивный процесс глобализации хозяйственных связей созидающих более или менее органически цельное мировое хозяйство.

Файлы: 1 файл

Динамика и структура изменения хозяйственного развития мира во второй половине ХХ века.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

5. Экономический и Валютный союз (ЭВС). Создается единое экономическое,  валютно-финансовое, правовое и информационное  пространство, независимая система центральных банков во главе с Банком ЕС, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. В 1981 г. Греция, в 1986 г. Испания и Португалия становятся членами ЕС. Одновременно в 1986 и 1992 гг. подвергаются всеобъемлющей переработке упредительные договора сначала в «Единый Европейский акт», а затем в «Маастрихтский договор». Этим создаются условия для образования ЕС и введение единой валюты в рамках Европейского валютного союза (ЕВС). Расширяются права Парламента.

 

6. Политический союз (ПС), результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства, прав граждан государств – членов союза избирать и быть избранными как в национальные, так и в наднациональные органы власти. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан. Вышеназванный переработанный «Маастрихтский договор» полностью реализует этот последний этап региональной интеграции ЕС.

В 1995 г. членами ЕС стали еще 3 страны – Финляндия, Австрия, Швеция. Союз увеличился до 15 стран. Гражданам ЕС гарантируется право на свободу  передвижения и проживания на территории любого государства Союза.

 

В 2002 г. введены в оборот единая валюта ЕС – евро, которая уже  завоевала права устойчивой валюты не только на региональном, но и на мировом  уровне и успешно соперничает  с американским долларом и японский иеной.

 

В мае 2004 г. в состав ЕС были приняты еще 10 стран Центральной и Восточной Европы с относительно низким уровнем общего и экономического развития скорее из политических соображений, чем экономических. Теперь ЕС объединяет и интегрирует 25 стран Европы. К этим странам относятся Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Словения Литва, Латвия, Эстония. Понадобится не одно десятилетие, чтобы приблизиться по уровню развития этим странам к среднему уровню старых членов ЕС. Тем не менее, по случаю начавшихся переговоров с Турцией и ее включении в интеграционный процесс ЕС, Президент Франции Жак Ширак имел все основания заявить: «Евросоюз, население которого составляет 450 млн. человек, становится одной из крупнейших экономических держав, в которой экономический рост и рост инвестиций позволяет решить многие экономические проблемы».

 

Ныне это мощное сообщество, являющееся одним из трех центров развития мировой  экономики, по своему институциональному воздействию на прогресс человечества значительно превосходит и Североамериканское интеграционное объединение НАФТА во главе с США и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) ведомое на паритетных началах Японией и США. Дело в том, что в рамках ЕС создана уникальная система институтов двух типов – межгосударственных и наднациональных. Такой двойной принцип формирования руководящих органов ЕС способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами Европейского Союза в целом. К таким институтам относятся Европейский Парламент, Европейский Совет, Совет министров, Европейская комиссия, Европейский суд, Палата аудиторов (Счетная Палата), Фонд регионального развития, Финансовые инструменты и ресурсы ЕС, Социальный фон, Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, Фонд содействия экономического сближения государств-членов (Фонд сплочения), Европейский Инвестиционный Банк. Вся эта системы институтов ЕС отрабатывается в режиме реального времени, обогащая человеческий опыт всесторонней интеграции на региональном уровне и принесет немалую пользу при создании аналогичных институтов в масштабах региональной и глобальной интеграции.

 

Если уподобить нынешний мир  человечества своеобразному «раствору», где в качестве взвешенных частиц разной величины и притягательной силы выступают 210 суверенных государств, то РМЭИ типа ЕС представляет собой процесс образования «кристаллов», объединяющих десяток-другой таких государств. При этом консистенция самого «раствора» постепенно загустевает и уплотняется, а затем благодаря формированию устойчивых и всесторонних взаимосвязей между интеграционными объединениями со временем станновтся более или менее гармонизированным единым кристаллическим монолитом устройства всего человеческого общества на Земле. В этом монолите, состоящем из множества правильных кристаллических решеток, свое достойное место найдет каждый атом, то есть каждая отдельная человеческая личность, получающая широкие возможности для развития своих прирожденных способностей, талантов и дарований, чтобы самоутвердиться и самореализоваться в полной мере.

 

Помимо уже названных трех, РМЭИ сегодня практически охватили все 210 стран мира, однако подавляющее  большинство этих объединений, к  сожалению, пока не пошло дальше 1–2 этапа интеграции.

 

Глобализация мировой экономики  – сложная и многоаспектная проблема. Помимо уже рассмотренных процессов она включает в себя, так сказать, функциональную интеграцию и создание системы международных организаций (МО). К функциональным аспектам сегодня относятся интернационализация научных и технических исследований. НТР подняла такие сложные пласты проблем науки и техники, которые сегодня не под силу решать отдельным государствам. В мире идет разработка отдельных проектов и направлений исследования, особенно нуждаются в объединении усилий ведущих стран фундаментальные исследования. Расходы на НИОКР растут стремительными темпами. Только за 15 лет (1979–1994 гг.) в 5 странах (США, Япония, Германия, Франция, Англия) они увеличились с 103 до 333 млрд. долларов в год, т. е. в 3,2 раза, в настоящее время они превышают 0,5 трлн. долларов в год.

 

Другой аспект глобализации касается финансовой системы, формирования единого  центра регулирования мировых финансовых потоков кредитных и инвестиционных ресурсов. Ведущую роль здесь играют финансы МНК, накопивших такие резервы  валют, которые в несколько раз превосходят суммарные резервы всех центральных банков мира. Эти гигантские суммы капиталов ищут по всему миру сферы прибыльного приложения, а порой используются в спекулятивных целях, сотрясая всю мировую финансовую систему (пример 1998 г.).

 

Третий аспект функциональной глобализации – это развитие коммуникации и  информатики, опирающиеся на электронную, компьютерную технику и спутниковую  связь. Генеральным направлением технической  и сервисной подготовки информационного  общества (ИО) является всемирный процесс компьютеризации современного общества путем обеспечения служебными и домашними компьютерами каждого рабочего места и каждой семьи. Высшим достижением в этой области является формирование и развитие коммуникационной сети ИНТЕРНЕТ.

 

Международные организации (МО) призваны содействовать становлению, развитию и регулированию отдельных аспектов глобализации прежде всего хозяйственной жизни. В целом МО служат политической и правовой формой сотрудничества государств и обеспечивают это сотрудничество на базе общедемократических принципов международного права, они также являются координационными центрами, на них возлагаются многочисленные функции (арбитражные, следственные, судебные и др.). В последние полвека создана целая система МО, их общая численность превышает 5 тыс., в том числе межправительственных свыше 300.

 

Центром этой системы является ООН (1944 г.), объединяющая ныне 185 стран мира. Ее главная задача – обеспечение  мира и безопасности народов. Проблемы мира и разоружения, вопросы мирного  урегулирования конфликтов; узловые вопросы мировой экономической политики занимают центральное место в деятельности ООН. Первые 15 лет в создании и деятельности МО проходили под эгидой американского превосходства. В 1948 г. образована МО – Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во ВТО – Всемирную торговую организацию. К 1948 г. относится и создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) для реализации плана Маршалла и просуществовавшая до 1961 г.

 

На втором этапе формирования МО (начался с 1961 г.) происходит стремительный  рост числа освободившихся от колониальной зависимости суверенных государств, ставших членами ООН, МВФ, ГАТТ. Вместо ОЕЭС в 1961 г. создана новая организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 24 развитых стран (18 западноевропейских, США, Канада, Япония, Австрия, Новая Зеландия, Финляндия), в 1997 г. к ним присоединились Турция, Мексика, Венгрия, Чехия, Польша. ОЭСР координировала и разрабатывала единую экономическую политику стран с рыночной экономикой. В ОЭСР сформировался крупный высококвалифицированный исследовательский аппарат, готовящий большой объем аналитических и статистических материалов и публикаций, издаваемые 2 раза в год под названием «Экономические перспективы ОЭСР».

 

В 60-е гг. продолжают создаваться новые МО под эгидой ООН, в частности, Конференция  по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) в 1964 г., Организация ООН по промышленному  развитию (ЮНИДО) в 1967 г., в том же году образована МО Программа Развития ООН (ПРООН).

 

В 1975 г. для  оперативного анализа международных  ситуаций была созвано первое совещание  «большой семерки» – США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, с 1996 г. с ним присоединилась Россия. Решения этих совещаний связаны с формированием механизмов поддержания динамического равновесия все более интегрирующейся мировой экономической системы с обеспечением ее устойчивого экономического роста. ВТО, начавшая функционировать с 1995 г. (объединяет 130 стран, представляющих 90% мировой торговли), добилась снижения таможенных тарифов с 40–50% в 1970-е гг. до 8–9% в 1980-е гг., до 3,8% в настоящее время. Поэтому быть ее членом весьма престижно. 30 стран ожидают очереди, чтобы пополнить ее ряды, в том числе Украина и Россия.

 

В последние десятилетия основное внимание уделяется всемерному совершенствованию уже созданных МО.

 

Стремительное наращивание мирового ЭПЧО усилиями главным образом 50 наиболее развитых стран не только приближает нас к  информационному обществу, но и порождает целый ряд глобальных проблем, требующих для своего решения неотлагательного и пристального внимания всего мирового сообщества, огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К числу этих проблем относятся сохранность мира, ликвидация наиболее опасных видов оружия, резкое сокращение расходов на новое вооружение; оздоровление экологии; существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциалов; освоение космоса и ресурсов мирового океана; многократное сокращение в темпах развития и уровне ВВП на душу населения между верхними и нижними 20 процентами населения планеты; решительная борьба с наиболее опасными видами болезней.

 

Таким образом  созидание глобальной экономики, как  видим, приобретает постепенно всеохватывающий  характер, который в последнем счете сформирует мировой совокупный потенциал человечества, соответствующий по своей универсальности и зрелости будущему информационному, коммунистическому, ноосферы обществу. Прочный каркас такого потенциала в виде мощного мирового экономического потенциала воздвигается уже сегодня и с каждым новым десятилетием приобретает все более отчетливые и зримые черты.


Информация о работе Динамика и структура изменения хозяйственного развития мира во второй половине ХХ века