Дифференциация доходов населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последних восемнадцати лет, привели к сильному расслоению населения по уровню доходов, и явление дифференциации, таким образом, не просто имеет место, но приняло острое течение. Доходы населения являются важнейшим элементом воспроизводственной системы. Они определяют качество индивидуального воспроизводства, являются стимулом к производительному труду.

Оглавление

Введение
1. Распределение доходов в экономике
1.1 Виды доходов в рыночной жизни общества и источники их формирования
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины
1.3 Различные подходы к справедливому распределению доходов
2. Распределение доходов в экономике России
2.1 Структура доходов населения России
2.2 Неравенство доходов населения России: распространение и причины
2.3 Социальная политика государства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Получается, что  доход индивида во многом зависит  и от того, где проживает человек, какие возможности трудоустройства  и получения образования в  данной территориальной единице, наличие (либо отсутствие) северного коэффициента, возможности работы на месторождениях полезных ископаемых, какие существуют программы местного самоуправления для предоставления рабочих мест молодым специалистам, приток инвестиций в регион и другие территориальные факторы. 

Как уже было сказано выше – в России существенно  отличается уровень жизни и заработной платы в крупных городах и  маленьких городках и селах. Люди, проживающие в сельской местности, практически находятся на самообеспечении, ведут натуральное хозяйство, в селах процветает безработица, пьянство и наркомания. И эта – проблема нашего государства, так как такая ситуация прежде всего вызвана упадком сельского хозяйства, с отсутствием рабочих мест в деревнях. Дело не то чтобы в низких заработных платах в селах, а вообще - в отсутствии рабочих мест! С другой стороны, далеко не каждый деревенский житель может перебраться в город и обеспечить себе нормальный уровень жизни и дохода, так как цены на жилье и на аренду жилья в крупных и средних городах настолько высоки, что миграция оказывается невозможной. Поэтому в сельской местности на территории Российской федерации сформировался устойчивый слой бедности. Необходимо развивать государственные программы по субсидированию сельского хозяйства, льготного налогообложения предпринимателей-фермеров, чтобы постепенно увеличить количество рабочих мест в сельской местности. 

Как же наше государство  может регулировать уровень дифференциации доходов населения? Введение каких  законопроектов способствует снижению социальной напряженности? 

2.3 Социальная  политика государства 
 

Под социальной политикой можно понимать законодательное  установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать  конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.  

Социальная политика государства предполагает наличие: 

1)              общественно поддерживаемой социальной  доктрины (в идеале – сформулированной в официальных программных документах; 

2)              конституционных и законодательных  установлений и конкретизирующих  их нормативных подзаконных актов  по группам и отдельным социальным  обязательствам государства; 

3)              институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства; 

4)              организационной структуры мониторинга  и контроля; 

5)              ресурсов для реализации предыдущих  позиций и для непосредственного  исполнения социальных обязательств государства. 

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. 

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. 

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. 

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 месяц, час работы). 

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда  и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных  уровнях, начиная от предприятий  и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации. 

В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2009 года федеральным законом № 91-ФЗ от 24.06.2008г. вводится новый минимальный размер оплаты труда – 4330 рублей. 

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. 

Всесторонняя  система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких. 

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной  сферы, а также на пенсии, стипендии  и пособия. Для всех остальных  категорий занятого населения государство  регулирует только размер минимальной заработной платы. 

Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий, различных льгот – на проезд, на жилищно-коммунальные услуги, лекарства и пр. Такая система существует и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития. 

Для отнесения  определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). 

В основе применяемого в России с 2007 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. 

В зависимости  от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения  имеет право на получение социальной помощи. При этом практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д. 

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования  величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские  бюджеты населения. 

Практикуются  два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных. 

Нормативные бюджеты  подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей. 

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для  обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. 

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп  населения с разным уровнем обеспеченности: 

I группа –  бедные семьи, душевой доход  в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума; 

II группа –  малообеспеченные семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между стоимостной  оценкой бюджета прожиточного  минимума и стоимостной оценкой  минимального потребительского  бюджета; 

III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета. 

IV группа –  состоятельные семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета; 

V группа –  богатые семьи, уровень дохода  в которых выше рационального  бюджета. 

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения. 

Помимо централизованных законов о поддержке малоимущих слоев населения, существуют региональные программы. Например, снижение платы  за проезд для пенсионеров и инвалидов (действует на территории Кемеровской  области и др. областей), надбавка к заработной плате (губернаторская премия) младшим воспитателям в томской области, жилищные субсидии молодым семьям в томской области, выдача льготных кредитов семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в селах, «корзина продуктов» ежемесячно для инвалидов 1 – 2 групп в г. Томске, льготное налогообложение фермеров в Кемеровской области, губернаторские надбавки к пенсии в Кемеровской обл. и др. Во многом помощь таким группам населения, как пенсионеры, студенты, инвалиды, матери-одиночки зависит от органов местной власти, заинтересованных и сочувствующих, либо наоборот, проявляющим равнодушие к малоимущим. 

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение  неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве. 
 

Заключение 
 

Рассмотрев тему: Дифференциация доходов населения  можно сделать вывод: Несмотря на сдвиги в лучшую сторону, в нашей  стране остается существенным уровень  неравенства доходов населения, превышающий уровни развитых стран  мира. Выявлены основные причины дифференциации доходов населения России, а также дифференциация по сферам профессиональной деятельности и региональная дифференциация. 

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем  действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление различных программ помощи бедным. 

В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере: 

1.              Принятие и неукоснительное соблюдение  реальных бюджетов, как государственных  так и областных, что обеспечит  соответствие реальных и номинальных  заработных плат. 

2. Тщательный  контроль за целевым использованием  средств, выделенных для помощи малоимущим. 

3. Усиление методов  по контролю за рациональным  использованием средств из социальных  фондов. 

3.     Способствование образованию “среднего  класса” путём поддержки мелкого  предпринимательства, а также  бюджетных категорий населения. 

4.     Грамотное налоговое законодательство, чёткий контроль за уплатой  налогов. 

5.     Борьба с “теневой экономикой”,  путём искоренения коррупции  во властных структурах. 

Информация о работе Дифференциация доходов населения в РФ