Дерево целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс формирования системы целей предприятия и построение «дерева целей», формулировка миссии организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Понятие цели организации, основные характеристики цели……………………………..4

2. Классификация и значимость целей организации. Требования к целям…………………7

3. Построение «Дерева целей» и реализация системы целей………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………………..17

Список используемой литературы……………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Прогнозирование соц.-экономических процессов-ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Третья  фаза.

     Установление  иерархии целей предполагает определение  таких целей для всех уровней  организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить  к достижению общеорганизационных  целей. При этом иерархия должна строиться  как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

     Четвертая фаза.

     Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально  действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через установленные ему персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

     Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют  их вечность и неизменность. Уже  ранее говорилось, что в силу динамизма среды цели могут быть изменены. Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные цели, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения изначально определенных долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. В то же время постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.[1, с. 236] 
 
 

3. Построение «Дерева целей» и реализация системы целей 

     Первый  этап. Разработка целей структурных подразделений.

     От  правильности разработки целей структурных  подразделений зависит успех  выполнения всего долгосрочного  плана фирмы. Осуществление этих целей ориентированно скорее на развитие, чем на достижение результатов.

     Сущность  выполнения данного этапа заключается в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего по горизонтали. Исходя из того, что все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть выбраны главные цели, под которые и предстоит проектировать организацию.

     Для координации  выбранных целей необходима их оценка и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей).

     Второй этап. Доведение выбранных целей до подразделений – обоснование построения дерева целей.

     Сущность  данного этапа заключается в  выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления. В результате такой работы оказывается  возможным построение дерева целей (см. Приложение 1). Оно представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

  1. Общая цель, находящаяся в вершине грифа, должна содержать описание конечного результата.
  2. При развёртывании общей цели в иерархическую структуру целей исходя из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня.
  3. При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения.
  4. Подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг от друга.
  5. Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.

     Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения её менеджмента.

     Дерево  целей строится для каждого уровня управления, а затем производится «сшивание» дерева целей каждого уровня в общее дерево целей организации.

     Третий  этап. Доведение целей до каждого  конкретного исполнителя.

     На  этом этапе прежде всего выясняется возможность реализация сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания  необходимой деятельности потребуется выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя.

     Реальная  работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных совещаниях.

     Четвертый этап. Реализация целей.

     Этот  этап включает:

  • Закрепление целей за каждым исполнителем;
  • Выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей;
  • Установление графика необходимых работ;
  • Контроль выполнения целей во всей системе управления сверху до низу;
  • Своевременность вмешательства в процесс управления на любом уровне управления.

     Пятый этап. Оценка достигнутых результатов.

     Оценка  достигнутых результатов должна производится снизу вверх с выходом на глобальные цели. Обсуждение результатов должно быть произведено неформально с учётом мнения сотрудников организации. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учётом теории экспертных оценок. Результаты обработки доводятся до каждого уровня управления несколько раз, обсуждаются и повторно обрабатываются до получения полного согласия.

     Шестой  этап. Корректировка целей.

     Цели  корректируются после выявления  степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. с учётом достижения целей выбранные ранее цели корректируются. Практически это означает окончание цикла формирования целей.[13, с.215] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Цели  организации описывают конкретное состояние отдельных параметров, которых следует добиться через определенный промежуток времени. Цели бывают долгосрочными и краткосрочными. Цели различаются также по сферам жизнедеятельности организации и уровням иерархии. Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям. Они должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми.

     Установление  целей предполагает прохождение  четырех обязательных фаз:

  1. выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении;
  2. установление общих для организации целей;
  3. построение иерархии целей;
  4. установление индивидуальных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Менеджмент  О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономистъ, 2005-670 с.
  2. Штаффельбах Б. Теоретические основы и функции экономики персонала // Проблемы теории и практики управления.– 1996. – № 5. – С.106.
  3. Галенко В.П.,Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.- М.: Финансы и статистика,1998, 213 с.
  4. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, - 1996. 138с.
  5. Фрейнкман Е.Ю. «Экономика и бизнес». Учебное пособие.-2-е издание перераб. и доп.-М. : «Начала - Пресс», 1995.-160с.
  6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент : учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 416 с.
  7. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 576 с.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 800с.
  9. Основы менеджмента Учебное пособие для ВУЗов. Научный редактор А.А. Радугин М.: Центр, 1998. – 432с.: ил.

10. Фатхутдинов  Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 3-е изд., - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел - Синтез»», 1999. – 416с.

  1. Курс экономической теории./ Под ред. М.Н.Чепурина, - Киров, 1994. - с.233-248.
  2. Негашев Е.В. Анализ предприятия в условиях рынка.: Учеб. пособие. – М.: Высш. Шк., 1997. – 343 с.
  3. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
  4. Дизель П.М., Мак-Клили Р.У. Поведение человека в организации; пер. с англ. - М.: Фонд за экономическую грамотность.-2003.

Информация о работе Дерево целей