Деньги и инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги "родила" торговля, а поскольку торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........2
1. Деньги………………………………………………………………………….3
1.1. Возникновение денег……………………………………………………...3
1.2. Виды денег…………………………………………………………………4
1.3. Функции денег……………………………………………………………..5
1.4. Теория денег……………………………………………………………….7
2. Денежный рынок…………………………………………………………….9
2.1. Структура денежной массы………………………………………………9
3. Спрос и предложение денег………………………………………………..11
3.1. Равновесие денежного рынка……………………………………………12
4. Инфляция как экономическое явление, ее классификация…………...14
4.1. Причины и социально-экономические последствия инфляции………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всём остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов.

2.1. Структура денежной массы

В денежной массе можно условно выделить две части:

- Активные деньги – средства, которые постоянно находятся в обращении, обслуживают сделки и розничный товарооборот.

- Пассивные деньги – средства, находящиеся в накоплениях, сбережениях, а также в остатках на расчетных счетах банковских клиентов.

Активные деньги еще называют деньгами для сделок. Это наличные и безналичные денежные средства, выполняющие функции средств обращения и платежа в процессе совершения сделок купли-продажи.

В пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя прямо использовать в качестве средства обращения и платежного средства. К ним можно отнести денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладов в банках, краткосрочные государственные облигации, депозитные сертификаты и т.д.

Таким образом, в денежную массу включают и ликвидные активы, которые потенциально способны обеспечить процессы обращения и платежа.

Ликвидность - "возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости" (Сакс Дж. Д., Ларрен Б. Макроэкономика: глобальный поход. М.: 1996. с.258).

Для оценки денежной массы используют ее объем в стоимостном выражении и группу качественных показателей.

Длительное время объем денежной массы жестко привязывался к золотому запасу страны. Денежной единице соответствовало определенное количество золота.

С отменой золотомонетного стандарта обеспечением объема денежной массы служит товарная масса и финансово-экономические активы.

Для качественной оценки денежной массы в странах с рыночной экономикой используют специальные денежные агрегаты.

Денежный агрегат - это статистический показатель, характеризующий объем денежной массы. В каждый агрегат входит определенный вид денег, определенные активы.

Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности.

Все принятые денежные агрегаты образуют иерархическую систему, в которой каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.

 

 

3. Спрос и предложение денег.

Итак, в макроэкономике существует постоянное динамическое взаимодействие между спросом на деньги (на М0 и на М2)13 и предложением денег. Предложение денег – это их количество, которое реально находится в обращении в каждый данный момент времени. Независимо от того, регулируется ли эта величина через «денежную базу» (т.е. куплю-продажу облигаций или других валютных ценностей) или через учетную ставку, количество денег в каждый данный момент есть величина конкретная и вполне осязаемая[3].

Теперь уточним, что имеется в виду под спросом на деньги. Ранее была приведена простая формула, которая ставит спрос на деньги в зависимость от объема национального продукта (в реальном измерении), уровня цен и скорости обращения денег. Но эту формулу необходимо скорректировать и дополнить. Из обзора функций денег мы видели, что реальные деньги – наличные и кредитные – требуются в двух случаях:

а) как деньги в функции средства обращения и платежа;

б) как денежный капитал для инвестиций (мы отвлекаемся от функции мировых денег). Поскольку одни и те же деньги могут использоваться для обеих целей, между ними существует конкуренция. Деньги как капитал приносят доход (в виде процентов, дивидендов и прироста капитальной стоимости). Деньги как запас наличных не приносят доход, но имеют иные компенсирующие полезности. Они служат источником расплаты по текущим закупкам или долгам, которым наступает срок платежей, а также средством страхования от неожиданных событий, имеющих отрицательные финансовые последствия. Резерв наличных денег увеличивается при нежелании идти на риск возможных потерь от сомнительных инвестиций и при стремлении осуществлять расчёты наличными для сокращения налогового бремени. В современной российской действительности существует и «отрицательная полезность» рублей, которые могут обесцениться от инфляции, быть заменены бартером, суррогатами, иностранной валютой. Все это сокращает стимулы к поддержанию кассовой наличности в рублях.

3.1. Равновесие на денежном рынке

Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Равно­весие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы[4]. Графически равновесие на денежном рынке достигается при пересечении кривых спроса на деньги Dm и их предложения Sm. Предположим, что правительство и цен­тральный банк страны проводят политику неизменной денежной массы. График предложения денег Sm будет иметь вид вертикаль­ной прямой.

Точка пересечения графиков спроса на деньги и денежного предложения определяет цену равновесия и равновесный объем.

Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке r0 и массе денег Qm0.

Равновесная ставка процента — цена, уплачиваемая за ис­пользование заемных денег. При данном предложении денег, увеличение спроса на них повышает ставку ссудного процента. И наоборот, при неизменном спросе на деньги увеличение де­нежного предложения снижает ставку ссудного процента, а со­кращение денежного предложения ее повышает.

Предположим, что процентная ставка повысилась до r1. По­скольку предложение денег неизменно по отношению к процент­ной ставке, то оно не изменится. Спрос же на деньги упадет. В этих условиях люди будут стремиться освободиться от лишних денег. Так как альтернативой деньгам служат ценные бумаги, то спрос на них возрастет и превысит предложение, что вызовет по­вышение цен на ценные бумаги и снижение процентной ставки. Падение процентной ставки повлечет за собой увеличение спро­са на деньги. До тех пор пока процентная ставка выше r0, эти процессы будут понижать ее уровень и в конечном итоге уравня­ют величины спроса и предложения денег (Dm = Sm).

Предположим, что процентная ставка упала до r2. Предложе­ние денег останется неизменным. Спрос на них увеличится. В этих условиях люди будут освобождаться от ценных бумаг. Так как альтернативой им служат деньги, то спрос на них возрастет и превысит предложение денег. Это вызовет падение цен на цен­ные бумаги и рост процентной ставки. Рост процентной ставки повлечет за собой падение спроса на деньги. До тех пор пока процентная ставка ниже r0, эти процессы будут повышать ее уро­вень и в конечном итоге уравняют величины спроса и предложе­ния денег (Dm = Sm).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Инфляция как экономическое явление.

Инфляция – это рост общего уровня цен. Инфляция отражает нестабильность экономики страны и является важнейшим экономическим параметром, который характеризует общее состояние экономики страны.

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательской способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведёт к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода[5].

В международной практике различают:

-        нормальную инфляцию – ниже 3%;

-        ползучую инфляцию (высокую), равна 510%;

-        галопирующую – 10-100%;

-        гиперинфляцию – свыше 100%.

Для развитых стран мира характерна небольшая инфляция, обычно не превышающая 3%. В 1990-2005 гг. развитые страны в качестве приоритетной цели денежно-кредитной политике ставили (и по-прежнему ставят) достижение низкого уровня инфляции. На втором плане оставались даже такие показатели, как денежные агрегаты или валютные курсы. Инфляционное таргетирование (inflation targeting) – это политика достижения заданного уровня инфляции.

Опыт развитых стран показал, что других экономических целей при высокой инфляции, т.е. без относительно стабильных цен, достичь невозможно.

Для развивающихся стран характерна более высокая инфляция, отражающая общую неустойчивость их экономик. Инфляция в этих странах лежала в 2005-2007 гг. в широких пределах: 3-30% (в России в 2005 г. – 11,9%, в 2006 г. – 9,7%).

Инфляцию необходимо учитывать:

-        в расчётах будущих денежных потоков ( в том числе наращенных сумм денег);

-        при расчётах реальной эффективности (доходности) финансовой операции;

-        при сравнительном анализе (выборе) реальных инвестиционных проектов (при расчётах нормы доходности или дисконтной ставки).

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признаётся неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напряжение в обществе.

Грань между приведёнными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательской способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопление с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.

В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примерно гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны. В германии после первой мировой войны цены в 1923 г. возросли в 1,3 трлн раз (при провендении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок).

В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонов форинтов[6].

В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России.

4.1. Причины инфляции.

Инфляция спроса. При превышении спроса на товары (в условии дефицита товаров) над предложение цены будут расти. Инфляция спроса может быть вызвана чрезмерными расходами, обусловленными наличием излишней денежной массы у населения. Основной рецепт борьбы – сдерживание роста реального уровня заработной платы (количества денег у населения) рост объема производства.

Рост издержек производства. Рост издержек производства, например в связи с ростом цен на ресурсы, приводит к росту рыночных цен. Для устранения этого механизма инфляции необходимо поддерживать условия равной конкуренции, экономическую свободу, регулировать цены монополий.

Уменьшение совокупности предложения. Фирмы, например монополии, могут снизить объем производства и, соответственно, предложение товаров на рынке. Тем самым они могут вызвать рост цен. Рецепты борьбы – применение антимонопольного законодательства.

Опережающее повышение доходов населения. Повышение заплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, например по требованию профсоюзов или решению правительства, приводит к росту издержек производства и росту цен на товары. Методы снижения роли этого механизма – ограничение неоправданного роста доходов населения.

Нарушение механизма предложения. Внезапно могут быть нарушены условия поставки ресурсов, сырья, как это произошло во время скачки цен на сырую нефть в 1979-1980 гг. Рост цен на сырьё вызывают рост цен на товары.

Инфляция ожидания. В условиях постоянной инфляции предприниматели учитывают в своих прогнозах и планах и фактически поддерживают рост цен своей ценовой политикой. Борьба с этим видом механизма инфляции сводится к жестокой и последовательной экономической политике, направленной на снижение уровня инфляции, к созданию условий для конкурентных рынков.

Информация о работе Деньги и инфляция