Павловская реформа
22 января 1991 г. началась
последняя советская денежная
реформа, получившая название "павловской"
в честь ее создателя, министра
финансов, а впоследствии премьера
правительства СССР Валентина
Павлова. Это была конфискационная
денежная реформа, которая преследовала
цель избавиться от "лишней"
денежной массы, находившейся в наличном
обращении, и хотя бы частично решить проблему
дефицита на товарном рынке СССР. Формальной
причиной для проведения реформы была
объявлена борьба с фальшивыми рублями,
якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.
22 января 1991 года Михаил
Горбачев подписал Указ "О прекращении
приема к платежу денежных
знаков Госбанка СССР достоинством
50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении
выдачи наличных денег со вкладов граждан".
О подписании Указа было сообщено в программе
"Время", когда практически все финансовые
учреждения и магазины уже были закрыты.
В соответствии с Указом Президента СССР
с 0 часов 23 января 1991 г. был прекращен прием
во все виды платежей денежных знаков
Госбанка СССР образца 1961 г. и обмене их
на денежные знаки других достоинств и
на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства
образца 1991 г., а также введены ограничения
в первом полугодии 1991 г., начиная с 23 января
1991 г., выдачи наличных денег со вкладов
граждан в учреждениях Сберегательного
банка и всех других банков максимальной
суммой 500 рублей в месяц". По заявлениям
властей, эта мера должна была заморозить
нетрудовые доходы, средства спекулянтов,
коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые
деньги, а в результате сжать денежную
массу и остановить инфляцию. Инициатором
конфискационной денежной реформы был
министр финансов СССР Валентин Павлов,
который еще летом 1990 г. секретной запиской
довел до сведения президента СССР Михаила
Горбачева и председателя Совета министров
СССР Hиколая Рыжкова свои соображения
в пользу обмена 50 и 100 рублевых купюр образца
1991 г. По его сведениям, крупнокупюрные
советские денежные знаки в большом количестве
сконцентрировались за рубежом и в руках
теневого капитала. 14 января 1991 года, незадолго
до начала денежной реформы, Валентин
Павлов был назначен председателем Совета
министров (правительства) СССР. Таким
образом, было официально закреплено стремление
руководства страны к реформированию
финансовой и политической системы. По
условиям реформы, обмен изымаемых купюр
сопровождался сильнейшими ограничениями:
граждане могли обменять 50- и 100-рублевые
купюры на новые только в течение трех
суток - с 23 по 25 января. Поменять деньги
после указанного срока можно было только
по решению специальных комиссий. Обменять
можно было только наличными сумму не
более 1000 рублей на человека - возможность
обмена остальных купюр рассматривалась
в специальных комиссиях до конца марта
1991 г. В Сбербанке со вклада можно было
получить только 500 руб. новыми, кроме того,
был установлен порядок оплаты товаров
и услуг в безналичном порядке без ограничения
сумм. С целью проведения реформы были
выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца
1991 года. Купюры образца 1991 г. достоинством
1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены
позже. Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей
образца 1961 г. и все имевшие хождение советские
монеты продолжили обращение наравне
с новыми, образца 1991 г. Новая купюра 25
рублей не выпускалась. Также Госбанком
СССР были выпущены новые монеты образца
1991 года, отличающиеся от прежних размеров
номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый
сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей,
50 рублей (биметалл). Поскольку обмен денег
проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах
моментально выстроились длинные очереди.
Обмен осуществлялся также по месту работы
граждан и на почте. Реформа ударила по
тысячам людей, державшим рубли и "в
чулке", и в Сбербанке. Рухнули состояния
в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.
Между тем менее чем за две недели до этого,
10 января 1991 г., на заседании Верховного
Совета Валентин Павлов опроверг слухи
о грядущей реформе. После завершения
обмена крупных денег Павлов выступил
в печати с обвинениями в адрес западных
банков в скоординированной деятельности
по дезорганизации денежного обращения
в СССР.
В результате реформ планы
правительства реализовались лишь
частично: конфискационная процедура
позволила изъять из обращения 14 миллиардов
наличных рублей (приблизительно 10,5 % от
всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных
к изъятию 81,5 миллиардов). 2 апреля 1991 года,
были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные
товары, транспорт, коммунальные услуги.
В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ"
подвели итоги всего 1991 года и выяснили,
что с учетом "павловской" реформы
цены за год выросли в 7,8 раза. При этом
наибольший вклад в ценовую гонку внесли
отнюдь не рыночные факторы, а различного
рода форс-мажорные обстоятельства, такие
как обмен купюр и официальные заявления
о предстоящих катаклизмах в денежном
обращении. Произошло падение жизненного
уровня населения. К концу 1991 г. экономика
СССР оказалась в катастрофическом положении.
Ускорялось падение производства. Национальный
доход по сравнению с 1990 г. уменьшился
на 20%. Дефицит государственного бюджета,
т. е. превышение государственных расходов
над доходами, составлял, по разным оценкам,
от 20% до 30% валового внутреннего продукта
(ВВП). Нарастание денежной массы в стране
грозило потерей контроля государства
над финансовой системой и гиперинфляцией,
т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая
могла парализовать всю экономику.
3 Денежные реформы
в России
Денежная реформа
1993 года
С переходом к рыночной
экономике в основу экономической
программы Правительства Российской
Федерации с 1992 года заложена
концепция количественной теории денег.
Этим объясняется та легкость, с которой
пошло Правительство России на либерализацию
цен в 1992 году, не создав для этого соответствующих
условий. В этот период времени на состояние
денежной системы в России стали сказываться
процессы, связанные с распадом СССР. С
января 1992 года во всех государствах бывшего
СССР начал формироваться острейший дефицит
денежных знаков для обслуживания денежного
оборота. Едва начав выходить из кризиса
наличности, вызванного спонтанным принятием
в январе 1992 года Кабинетом Министров
СССР решения об изъятии из обращения
денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей
образца 1961 года, банки столкнулись с последствиями
перехода Российской Федерации к политике
либерализации цен. Это потребовало единовременного
многократного увеличения денежной массы
в обращении. С Госбанком СССР указанное
решение Правительства Российской Федерации
не прорабатывалось и не согласовывалось.
Поэтому соответствующая денежная масса
в нужное время не была изготовлена, что
привело к дефициту наличных денег в России,
а по цепной реакции во всех республиках бывшего
Союза.
Кризис с денежной наличностью
совпал по времени с платежным
кризисом вследствие осуществления
жесткой денежно-кредитной политики
в России, а вслед за ней и
в других государствах бывшего Союза.
Немаловажное значение имело и падение
уровня дисциплины в межбанковских отношениях
при осуществлении расчетов. Появление
стремительно развивающейся сети коммерческих
банков повлекло за собой прекращение
функционирования надежно контролировавшей
межбанковские расчеты системы учета
межфилиальных оборотов. Ненадежность
системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты
наличными. Это усугубляло дефицит денежной
наличности, усложняло решение проблем
неплатежей. В феврале 1993 года в обращение
стали поступать денежные билеты Банка
России образца 1993 года. Они не поставлялись
в банки других государств рублевой зоны.
Но к середине 1993 года большинство государств
бывшей рублевой зоны перешло к созданию
собственных денежных систем, было принято
решение о прекращении обращения на территории
Российской Федерации денежных билетов
Госбанка СССР и Банка России образца
1961-1992 гг. и использования в России с 26
июля 1993 года только банкнот образца 1993
года.
Денежная реформа
1998 года
Замедление спада в экономике
в 1996-1997 годах вызвало принятие Правительством
Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации решения о деноминации
рубля и переходе к новому масштабу цен.
Старые деньги обменивались на новые в
соотношении 1000 : 1. Денежная реформа не
предполагала ни конфискации в каком бы
то ни было виде, ни ограничений, ни собственно
обмена наличных «старых» денег, которые
по-прежнему выполняли свою функцию и
участвовали в обороте.
С 1 января 1998 года
введены в обращение банкноты
образца 1997 года достоинством 5, 10,
50, 100, и 500 рублей и металлические монеты
достоинством 1 ,5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.
В ходе реформы нарицательная стоимость
российских денежных знаков и масштаб
цен изменялись в масштабе 1000: 1 (одним
рублем становится тысяча рублей, обозначенная
на «старой» купюре, одной копейкой монета в десять рублей). К окончанию
процесса деноминации было изъято более
шести миллиардов банкнот (в четыре раза
меньше, чем в 1993 году). Однако в середине
августа 1998 года финансовая ситуация в
стране существенно обострилась. Под воздействием
мирового финансового кризиса, отлива
из страны спекулятивных иностранных
капиталов, падение курсов ценных бумаг
на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической
политики властей создалась угроза обвальной
девальвации рубля. Государство оказалось
перед лицом структурного разрыва между
наличными ресурсами и непомерным бременем
платежей по внутренним и внешним обязательствам.
Обязательства коммерческих банков перед
иностранными кредиторами достигли 16
млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с
золотовалютными резервами Банка России.
Катализатором негативных процессов в
экономике стали непродуманные по своим
последствиям решения Правительства Российской
Федерации и Банка России от 17 августа
1998 года. Произошло совмещение девальвации
рубля, скачка цен, паралича банковской
системы, резкого падения доверия со стороны
потенциальных кредиторов и инвесторов,
значительного снижения поступлений как
импортных, так и производимых внутри
страны товарных ресурсов. На современном
этапе острейшей проблемой является устойчивость
денежной системы России. Пройдя множество
испытаний, включая дефолт, современный
вид денежная система приобрела в результате
деноминации 1998 года, и вполне успешно
существует и по сей день.
Вывод
Денежные реформы - это
упорядочение денежной системы изменения
стоимости или замены обращающейся
денежной единицы, проводимое государством
для восстановления равновесия между
денежной и товарной массой. Денежные
реформы позволяют быстро стабилизировать
денежное обращение стран после
войн, революций и других катаклизм.
Необходимость проведения денежной
реформы в каждой стране обуславливается
различными причинами, в частности:
- экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;
- политическими, связанными с изменением политического устройства или созданием нового государства;
- созданием наднациональных денежных единиц или объединением национальных денежных единиц.
Для успешного проведения
денежной реформы необходимы определенные
политические и экономические предпосылки,
позволяющие кардинально улучшить
экономические процессы в стране,
функционирование финансовой и банковской
систем.
Общими предпосылками
успешного проведения денежной реформы
для всех стран являются:
- политическая стабилизация в стране; рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;
- создание условий для развития национальной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;
- увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;
- восстановление доверия к банкам и привлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;
- наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы.
Библиографический
список:
- Большая Советская энциклопедия.
- Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2003. Гл. 14
- Лившиц А. Я., Москва, 1991 г.
- Родионов С.С. Бабичева Ю.А. “денежно-кредитное регулирование”, М., 1999 г.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: под ред.проф. Л.А. Дробозиной 2003г.