Денежная система в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.
Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 – 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.

Файлы: 1 файл

денежная система в РБ посл.docx

— 82.33 Кб (Скачать)

 

Политическое  решение об объединении денежных систем двух государств искусственным  образом пролонгировало обращение  российского рубля в качестве второй валюты до 1994 года. По разным причинам это объединение не состоялось, и  в мае 1994 года Национальный банк Республики Беларусь постановил признать белорусский  рубль в качестве единого платежного средства на территории страны, а в  наличном обороте – расчетный  билет. В продолжение, постановлением Кабинета Министров и Национального  банка проведена десятикратная  деноминация белорусского рубля, в  результате чего денежные операции упорядочились  и упростились. Позднее, августовский дефолт 1998 года и последовавшие за ним инфляционные процессы потребовали  проведения повторной деноминации 1 января 2000 года в 1000 раз. С этого  момента в денежном обращении  страны появляются современные деньги, имеющие хождение до сегодняшнего дня, с той лишь разницей, что продолжавшаяся инфляция требовала периодического выпуска банкнот более высокого достоинства. Наряду с бумажными  деньгами ограниченное хождение в настоящее  время имеют металлические деньги, однако их роль в денежном обращении  не стоит преувеличивать - они эмитируются  небольшими партиями и имеют скорее историческое и нумизматическое  значение. Несмотря на уменьшение в  денежном обороте доли наличных денег, в Республике все еще небольшой  удельный вес денег с функциями  исключительно платежа - кредитных  денег и, в особенности, их наиболее современных разновидностей – кредитных  карточек и электронных денег. Приведенные  особенности денежного обращения  в нашей стране обусловлены существовавшими  проблемами в экономике и ее реальном секторе, порожденными распадом СССР, когда низкий уровень производства и товарооборота не стимулировал развитие денежных систем вообще и  кредитных денег в частности. Подобные проблемы характерны для всех стран с переходной экономикой. Еще  одна особенность денежной системы  республики – высокая централизация  в управлении денежным обращением, реализующаяся посредством контрольных  функции Центрального банка и  ряда правительственных органов  – министерств и ведомств (например, Государственного казначейства при  министерстве финансов). Эта особенность  также характерна для стран с  переходной экономикой, в недавней истории которых велика роль централизованного управления денежным обращением.

Юридическое закрепление белорусского рубля  в качестве национальной валюты было проведено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь». Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законах «О национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» от 14.12.1990 г., а также «Банковском кодексе Республики Беларусь» от 25 октября 2000 г.

 

2.4 Функции Национального Банка  Республики Беларусь

 

Национальный  банк является центральным банком и  государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено  исключительное право эмиссии банкнот  и монет на территории страны. Эмитируемая  национальная денежная единица является единственным законным платежным средством  на территории республики. Национальный банк Республики Беларусь также определяет достоинство (номинал), меру веса, изображение  и другие характеристики белорусского рубля, на него возложены функции  изготовления, хранения и обновления денег. Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции Национального  банка Республики Беларусь:

  1. Осуществляет эмиссию денег.
  2. Регулирует денежное обращение.
  3. Регулирует кредитные отношения.
  4. Организует функционирование платежной системы Республики Беларусь.
  5. Является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование.
  6. Осуществляет валютное регулирование.
  7. Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством.
  8. Выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

В целях  организации оборота наличных денег  Национальный банк устанавливает:

- порядок ведения кассовых операций, порядок работы с наличностью, формы отчетности и сроки ее представления, меры ответственности за нарушения в сфере наличного обращения;

- правила хранения, инкассации и перевозки наличности и ценностей;

- правила осуществления эмиссионных операций;

- правила определения признаков платежности наличных денег, порядок их замены и уничтожения.

 

2.5 Основы денежной политики  в Республике Беларусь, ее эффективность  и современное состояние финансовой  системы

 

Денежная  политика, суть которой сводится к  регулированию макроэкономики и  контролю объема денежной массы, находится  в рамках общей экономической  политики государства. В этой связи  промежуточными целями денежной политики являются:

- экономический рост и сведение безработицы к минимуму;

- стабильность цен и контроль над инфляцией;

- устойчивость национальной валюты и платежного баланса.

Основополагающая  цель денежной политики Республики Беларусь - помощь экономике в достижении высокого уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежная политика состоит  в изменении предложения с  целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости  населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения  во время спада производства для  поощрения расходов, а во время  инфляции, наоборот, уменьшает предложение  для ограничения расходов. При  выработке денежно-кредитной политики белорусское государство исходит  из следующих основополагающих посылов:

  1. Стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы обеспечивать максимальное смягчение негативных влияний возможных реформ.
  2. Производственный комплекс республики составляют предприятия, относящиеся к наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности. Эта технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов. Модернизация ее требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей.

По этой причине используемый правительством «завышенный» уровень официального валютного курса является составным  элементом сложившейся структуры  цен ресурсоемкого производства. Это означает, что денежно-кредитная  политика, а также необходимые  меры по перестройке систем социальной защиты населения, ценообразования  и налоговой должны осуществляться в комплексе, создавать условия  для модернизации производства, достижения нормальных ценовых пропорций на предметы спроса, ресурсы и факторы  производства.

Выводы:

  1. Появление и становление денежной системы Республики Беларусь в значительной степени происходило стихийно, под влиянием политических и экономических катаклизмов, порожденных развалом советской денежной системы и невозможностью ее юридического разделения.
  2. Особенности денежного обращения в Республике Беларусь присущи странам с переходной к рыночной экономикой. Они заключаются в значительной доле наличных денег в обращении, невысокой роли кредитных, как средств платежа, и высокой составляющей государственного администрирования в управлении денежным оборотом. Центральная функция в регулировании денежного обращения отводится Центральному банку Республики Беларусь.
  3. К безусловным успехам функционирования национальной ДС можно отнести достаточно быстрое становление и стабилизацию курса национальной валюты, которая успешно выполняла присущие деньгам функции, повысила доверие к себе, что отразилось в объемах ее накоплений и регрессии теневого рынка валют
  4. Основополагающей целью денежной политики Республики Беларусь является обеспечение экономики надлежащим денежным обращением и его такое регулирование, которое обеспечит высокий уровень производства, полную занятость населения и отсутствие инфляции.

 

2.6 Анализ денежной системы США и Беларуси  

Так в чём же отличие денежной системы Беларуси, её существенные преимущества и недостатки. Для того чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Автор  хотел бы это сделать в сравнении  с денежной системой США. Этот выбор  не случаен. США имеет сильную  рыночную экономику, которая развивалась  не одну сотню лет.  
Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.  
Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.  
           ФРС подотчетна конгрессу США, в отличие от Национального Банка, который подотчетен только Президенту Республики Беларусь.  
Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий Банковский Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года №441-3 (В редакции Законов Республики Беларусь от 11.11.2002 г. №148-З, 17.07.2006 г. №145-З, 26.12.2007 г. №301-3) предоставляет руководству Национального Банка чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы.   
           В настоящее время Национальный Банк Республики Беларусь предоставляет раз в год Президенту Республики Беларусь годовой отчет Национального банка, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики.  
           Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”.  
          Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС.  
          Гибкая денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой.  
          Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:  
- управление национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное состояние в экономике, преследуя полную занятость и стабильные цены;  
          - контроль и регулирование банковских учреждений с целью обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;  
          - поддержание стабильности финансовой системы и сдерживания систематического риска, который может возникнуть на финансовых рынках;  
           - предоставление определенных финансовых услуг правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов; 
           - контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам;  
          - недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”;  
          - дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков);  
          - удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу;  
          - преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств.  
           Национальный банк выполняет следующие функции:  
          - разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь;  
          - обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;  
          - осуществляет эмиссию денег;  
          - регулирует денежное обращение;  
          - регулирует кредитные отношения;  
          - организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;  
           - является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;  
          - осуществляет валютное регулирование;  
          - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;  
          - выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;  
          - осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;  
          - выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам.  
 
          Сравнивая эти два списка функций центрального банка государств, на первый взгляд мы замечаем только несколько сходств. Но на деле сходств между функциями Национального Банка Республики Беларусь и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Национальный Банк Республики Беларусь контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.  
          Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому Национальный Банк Республики Беларусь не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в Беларуси чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций Национального Банка Республики Беларусь.  
Но основной функцией и ФРС США и Национального Банка Республики Беларусь является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:  
          - изменение учетной ставки;  
          - операции на открытом рынке;  
          - изменение нормы резервирования.  
          При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.  
         Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на ускоренное развитие белорусской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт развитых стран и опыт прошлых ошибок.

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Наиболее  актуальным направлением развития денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.  
            Постсоветские отношения между Россией и Беларусью всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. Уже поэтому вскоре после распада СССР предпринимались попытки решить "денежный" вопрос. Но всякий раз от объединения денежных систем по тем или иным причинам приходилось воздерживаться. Вот и теперь предполагалось, что еще с 1 января 2008 года наши государства перейдут на использование российского рубля в качестве общего платежного средства. Но переход так и не состоялся, хотя, как не раз заявляли руководители банковских систем наших стран, технически они уже готовы к переходу на общий рубль.  
            В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок. Ведь созданная в 1994 году зона свободной торговли НАФТА не ставит перед собой цель объявить доллар валютой Канады и Мексики. Да и другие объединения (МЕРКОСУР, АСЕАН) функционируют скорее с целью извлечения максимальных преимуществ от взаимной торговли, нежели направляют интеграционные процессы в сторону введения общей денежной единицы. Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.  
            Однако Беларусь – это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР. Так, в Германии уровень безработицы в 1990-е годы стал одним из самых высоких в Европе (10 процентов), рабочая сила из восточных земель начала интенсивно перемещаться в западные, темп развития экономики сократился (0,8 процентов), доходы населения восточной части так и не достигли уровня западной. Объединение сказалось в целом на всем Евросоюзе. Рост бюджетного дефицита в ФРГ ослабил немецкую марку, которая была основой реализации идеи евро. Это привело к спекулятивному давлению практически на все европейские валюты, а затем – к девальвации лиры, фунта, расширению пределов колебаний европейских валютных курсов и выходу Великобритании из европейского механизма обменных курсов.  
           Таким образом, интеграционный процесс между Беларусью и Россией может предполагать две модели развития:  
            1. Путем поэтапного выравнивания экономической базы этих государств для эффективного экономического сотрудничества, которое может предполагать возможность в итоге введения единой валюты.  
            2. Путем введения вначале общей денежной единицы, посредством чего будут создаваться единые экономические условия.  
           Рассмотрим вначале второй вариант, который декларируется в межправительственных соглашениях Беларуси и России. В этом случае необходимо учесть рассмотренный выше опыт объединения Германии. Экономические потенциалы Беларуси и России настолько несопоставимы, что потребуются значительные финансовые вливания со стороны обоих государств для соответствующего экономического выравнивания. Очевидно, что тех двух кредитов, которые Центробанк предоставил Национальному банку для стабилизации курса белорусского рубля в 200 млн. долл. США и 150 млн. долл. (4,5 млрд. р.), явно недостаточно. К тому же они являются целевыми и ограничены рамками девизной политики государства. Одномоментное введение наличного российского рубля на территории Республики Беларусь приведет к неизбежной переориентации бюджетной политики. Кроме того, в результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, а это значит, что белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньше, чем в РФ) просто растворится в российской. К тому же фактически все отношения с международными финансовыми организациями будут вестись исключительно российской стороной, а это, без сомнения, повысит незащищенность белорусских интересов.  
           Таким образом, рассмотренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Денежная единица, вводимая для ускорения экономического выравнивания интегрирующихся стран, на этапе своего безналичного обращения фактически может превратиться и остаться расчетной единицей, не выполняя возложенных на нее обязательств. Искусственно рассчитываемая валюта, не подкрепленная реальными экономическими показателями, фактически уже существовала в рамках СЭВ (переводный рубль) и не привела к сближению экономических систем и введению полноценной валюты.  В связи с этим можно отметить, что эволюционный путь интеграционного развития на основе первой модели является оптимальным, жизнеспособным и наиболее приемлемым для обеих сторон.  
           Это подтверждается тем, что экономические потенциалы Беларуси и России значительно разнятся между собой. В частности, Республика Беларусь более чем в 20 раз уступает Российской Федерации по размерам номинального ВВП, расходов и доходов бюджетов. В 67 раз денежная масса России превышает аналогичный показатель в Беларуси, а международные резервы — в 96 раз. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в Беларуси за 2004 год составило 2717 млн. долл. США, за 2005 — 729 млн. долл. США, за 2006 год — 2617 млн. долл. США, за 2007 год — 4335 млн. долл. США.  
           Прирост индекса потребительских цен в 2004 году составил 14,4 процента, в 2005 году – 8 процентов, в 2006 году – 6,6 процентов, а в 2007 году – 12,1 процента. 
           Были созданы условия для торговли валютой предприятиями и населением на внутреннем рынке. За 5 лет объем сделок на внутреннем валютном рынке увеличился в 6 раз — с 6,17 млрд. до 37,5 млрд. USD. С 5 ноября 2004 г. Беларусь приняла обязательства обеспечения конвертируемости рубля по текущим операциям платежного баланса.  
Глава Национального банка был полон оптимизма и в отношении единой валюты Союзного государства Беларуси и России. В соответствии с межгосударственным соглашением, которое было подписано в 2000 г., планировалось введение российского рубля в качестве единой валюты с 1 января 2005 г. и введение единой валюты Союзного государства с 1 января 2008 г. Как отметил глава Национального банка, “по известным причинам нам не удалось выполнить первую часть соглашения”, и для того чтобы решить эту проблему, после длительных переговоров стороны согласились с тем, на чем настаивала Беларусь: введение единой валюты должно быть заключительным этапом интеграции после создания единого экономического, таможенного пространства, а также равных условий для субъектов хозяйствования и населения наших стран.  С учетом этого в 2005 году была составлена программа совместных действий центральных банков Беларуси и России. Он отметил, что раньше 2008 г. ввести единую валюту будет невозможно даже технически. Если намеченные мероприятия в 2006 г. или в I квартале 2007 г. будут полностью выполнены, то необходимы еще минимум полгода, а еще лучше 9 месяцев для того, чтобы решить технические вопросы и внести изменения в законодательные акты.

Информация о работе Денежная система в РБ