Цикличность развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение циклического развития экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выяснить причины возникновения цикличности, типы, фазы.
2.Изучить классификацию теорий экономического цикла.
3.Изучить антициклическое регулирование.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Причины возникновения цикличности, ее типы и фазы………………………………………………………………………. 5
2. Классификация теорий экономического цикла и их сущность…………………………………………...................................... 15
3. Антициклическое регулирование……………………………................ 21
Заключение ………………………………………………………................. 26
Список литературы ………………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Цикличность развития экономики.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Марксистская теория цикла

Марксисты считают, что  формальная, или абстрактная, возможность цикличности заложена в простом товарном производстве и вытекает из функций денег как средства обращения и средства платежа при разрыве актов купли-продажи.

Экономические кризисы  порождают противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов этого производства. По мере накопления капитала, роста производительных сил происходит все большее обобществление производства: формирование индустриальных центров, крупных капиталистических предприятий.

Психологические теории цикла

В развитии психологических  теорий можно выделить три направления. Первое направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. (к нему относятся концепции У.Джевонса и В.Парето), отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивным мотивам в операциях предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, т.е. мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг. В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-психологического воздействия (главную роль играет следование примеру других).

Конец бума наступает  в результате повышения ставки ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен. Кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процентной ставки

Второе направление  психологической теории цикла, возникшее в 20-30-е годы XX в., связано с теорией А.Пигу и Дж. М.Кейнса. Основную причину авторы данной концепции искали в специфике производственных капиталовложений, осуществляемых в условиях распыленности производителей, и связанном с ней “несовершенстве” рыночной информации

Третий вид теории представляет собой “равновесную теорию экономического цикла” Р.Лукаса. Главную роль в этой концепции играет гипотеза о поведении хозяйственных субъектов и особенностях восприятия ими экономической информации.

Центральной идеей равновесной  теории цикла является взаимодействие денежных шоков (т.е. неожиданного роста  массы денег в обращении и  связанного с этим роста цен) и  акселерационного механизма

Понижательная фаза цикла  наступает тогда, когда производители начинают понимать свою ошибку и сокращают производственные мощности и занятость, а так как это происходит на фоне продолжающегося роста цен, то возникает стагфляция.11

 

3. Антициклическое регулирование

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. По мнению Иохина несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Сторонники Кейнса центральным звеном регулирования считают совокупный спрос, тогда как сторонники классиков — совокупное предложение.

Антициклическое регулирование  заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

Однако следует подчеркнуть  два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия в обновление экономического организма народного хозяйства.

Два подхода к антициклическому регулированию

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот.

Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая расходы на активизацию инвестиционной деятельности. В условиях подъема с целью не допустить “перегрева” экономики и тем самым сгладить пик перехода от подъема к спаду применяется тот же инструментарий, но уже с обратным знаком, направленный на сжатие, свертывание совокупного спроса.

Сторонники классического направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.

Ряд других исследователей (С.В.Мочерный, В.Н.Некрасов, В.Н.Овчинников, В.В.Секретарюк) данной проблемы считают, что антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.

В основу антициклического регулирования они помещают антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс. После второй мировой войны в большинстве развитых стран мира были расширены антикризисные меры государства, а также дополнены определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг.

Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлин вполне убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Э.Чемберлин и другие западные ученые указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.

Этой негативной тенденции  может противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался в послевоенный период и способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х в начале 70-х гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли более 10 %.

Учитывая это, в 80-х  гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить  политику “дорогих денег”. Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Преимущество метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса в фазах кризиса и депрессии государство проводит политику “дешевых денег”, снижает ставки налогов на прибыль, заработную плату. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, жилищное строительство, и др.)

В фазе подъема государство  увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного “перегрева” экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема — 10-24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла.

Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

Антициклическое регулирование в современных условиях также обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем: 1) современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей); 3) если во время кризисов в прошлом происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует; 4) современные экологические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема; 5) в отличие от стихийного характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию; 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов.

В заключение следует  заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.12

 

Заключение

Так как эта проблема достаточно актуальна, особенно в нынешнее время, многие экономические исследователи начали уделять ей большое внимание. Если философов проблема цикличности интересовала на протяжении многих сотен лет, то экономисты начали обращать на нее внимание примерно в начале XIX века. Именно тогда и появились исследования кризисных циклических явлений в экономике.

Циклический характер развития экономики - это глобальный фактор, влияющий на все процессы экономического развития. Поверхностное исследование этой проблемы очень ошибочно, так как циклический характер развития экономики пронизывает все сферы жизнедеятельности человека.

Таким образом, работа по данной проблеме позволяет сделать  следующие выводы:

1. Экономический цикл  является общей чертой практически  для всех областей экономической жизни и для всех капиталистических стран.

К сожалению, подвижность  национального дохода, безработицы, производства, цен и прибылей не столь регулярна, как колебания  маятника или движение планет по орбитам, и нет еще магического средства, чтобы предвидеть поворот в экономической активности.

2. Четыре фазы —  экспансия, вершина процветания,  сжатие и оживление — можно  выделить для анализа, и их  можно отделить от сезонных  колебаний и долговременных тенденций.  В результате этого получаем  модели 8—10-летних больших циклов, коротких малых циклов и длинных строительных циклов, которые подробно описывались экономистами, историками, статистиками.

3. Переходя к теориям,  объясняющим цикл, основное наше  наблюдение заключается в установлении  повышенной амплитуды колебания инвестиций или процесса производства капитальных благ длительного пользования. Многие экономисты признают, что они расходятся в своих представлениях относительно роли внешних и внутренних факторов. Теперь специалисты все больше склоняются к синтезу внешних и внутренних факторов, большое значение придавая техническим нововведениям, численности населения, увеличению территории, открытиям золотых месторождений, с одной стороны, а с другой стороны, экономисты стремятся выяснить, как эти внешние изменения в инвестиционных возможностях модифицируются в силу мультиплицированной, умноженной реакции экономической системы,  кредитной практики банков, приливов оптимизма и пессимизма.

Информация о работе Цикличность развития экономики