Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие экономической цикличности;
Определить виды циклов, их фазы;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности 6
1.1 Экономический цикл: определение, фазы, виды 6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории 9
2 Концепции государственного антициклического регулирования 14
2.1 Неокейнсианский подход 14
2.2 Монетаристский подход 17
3 Особенности циклического развития Республики Беларусь 21
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей 21
3.2 Экономический цикл и экономическое развитие Беларуси 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Э.Хансен рассматривает механизмы опережения и опоздания, как причины инвестиционной неравномерности. Это происходит вследствие того, что один из взаимосвязанных факторов отклоняется от равновесного положения, а другие факторы реагируют на это с опозданием.
Учёный разграничивает автономные и стимулированные инвестиции. На его взгляд автономные инвестиции вызываются в первую очередь научно-техническим прогрессом, демографическими сдвигами, изменяющими положения на рынке труда, открытием новых месторождений. Они не зависят от текущей хозяйственной конъюнктуры, в то время как стимулированные инвестиции зависят напрямую от хозяйственных конъюнктур и прироста дохода.[3]
Принцип мультипликатора Кейнса Э. Хансен дополняет идеей акселератора. Эффект акселератора был впервые описан в начале XX в. французским экономистом Альбером Афтальоном. Акселератор - числовой множитель, на который каждая единица приращенного дохода увеличивает инвестиции, представлена формулой (1)
|
(1) |
Примечание – Источник:[15,c.127]
где — акселератор;
Y — прирост национального дохода;
I — прирост инвестиций.
Модель экономического цикла Э. Хансена учитывает действие и мультипликатора, и акселератора. Её можно представить следующим образом: научно-технический прогресс вызывает в какой-либо отрасли некоторый объем автономных инвестиций, в результате новых инвестиций через механизм мультипликатора происходит рост дохода и занятости, - полученный прирост дохода через механизм акселератора, в свою очередь, вызывает еще больший прирост стимулированных инвестиций, отражена формулой (2)
|
(2) |
Примечание – Источник:[15,с.
где – мультипликатор
Однако цепная реакция наращивания инвестиций и дохода не обеспечивает вечного подъема. Рано или поздно подъем себя исчерпает; произойдет поворот к спаду. Э. Хансен объясняет механизм поворота экономики от подъема к спаду двумя причинами:
Исчерпание автономных инвестиций связано со снижением предельной эффективности капиталовложений, вызываемой перенакоплением капитала; с увеличением нормы процента на стадии подъема и ростом цен на инвестиционные товары. Второй причиной является сокращение предельной склонности к потреблению по мере роста дохода: на стадии подъема доход увеличивается, склонность к потреблению падает, склонность к сбережению растет, что приводит к уменьшению величины мультипликатора.[12,200c.]
Поворот к спаду происходит тогда, когда автономные инвестиции прекращаются, доход уменьшается не только на их сумму, но и на сумму стимулированного ими потребления и стимулированных инвестиций (мультипликатор и акселератор действуют в это время в обратном направлении). Однако через определенное время на стадии спада накапливается поток научно-технических усовершенствований, дающий толчок новым автономным инвестициям. К тому же на стадии спада норма процента снижается, цены на инвестиционные товары уменьшаются, что также способствует увеличению автономных инвестиций. Происходящее на стадии спада уменьшение дохода сопровождается ростом предельной склонности к потреблению, мультипликатор увеличивается, происходит рост дохода и занятости, что через эффект акселератора вызывает рост стимулированных инвестиций, т.е. начинается новый подъём.
Помимо теории циклов Э.Хансен рассмотрел направления государственного антициклического регулирования. Одним из направлений он считает бюджетное регулирование как средство смягчения спадов, увеличения занятости, стимулирования роста производства. При этом предполагается маневрирование государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. В период подъема государственные расходы ограничиваются, накапливается бюджетный излишек. А в период замедления экономического развития или спада сокращение деловой активности компенсируется увеличением инвестиций государства, несмотря на возможный бюджетный дефицит. По способу осуществления эта политика является дискреционной, реализуется через изменение Конгрессом налоговых ставок и объема правительственных расходов.
Ослаблению циклических колебаний должна способствовать и система встроенных стабилизаторов (прогрессивный подоходный налог, система страхования от безработицы, поддержание цен на фермерскую продукцию). Растущие на стадии подъема доходы будут облагаться налогами по повышенным ставкам. В результате частично сократится эффективный спрос, подъем несколько притормозится, а в бюджете образуется излишек поступлений. На стадии спада доходы сократятся и будут облагаться налогами по пониженным ставкам. В итоге доля доходов, остающаяся в распоряжении людей, относительно возрастет; что будет поддерживать спрос. А государство в этот период за счет накоплений в бюджете во время подъема будет поддерживать спрос с помощью государственных закупок, системы общественных работ и т. д. Точно так же выплаты пособий по безработице в период спада поддерживают спрос, в периоды же подъема занятость увеличивается, безработные находят работу, перестают получать пособие и платят налоги с заработной платы, пополняя бюджет. Таким образом, целью использования системы встроенных стабилизаторов является изъятие с рынка части эффективного спроса в период подъема и перенесение его на стадию спада. Она автоматически реагирует на изменение экономического положения, не требует сознательного управления. Однако эта система может лишь сгладить циклические колебания, но не способствовать, переходу от депрессии к росту доходов и занятости.[15,129c.]
Еще одной разновидностью инструментов антициклической политики являются автоматические меры компенсации. Их механизм включается в случаях достижения экономикой критических рубежей, например, превышения безработицей отметки 7 %. Тогда без дополнительного согласования с Конгрессом должно происходить снижение нормы процента, общее понижение налоговых ставок, снижение нормы обязательных резервов для коммерческих банков, увеличение размеров ссуд, предоставляемых федеральным правительством, скупка Федеральной резервной системой государственных облигаций на открытом рынке и т. д. На стадии же превышения инфляцией определенного уровня принимаются меры противоположного характера.
Со второй половины 70-х — начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к государственному регулированию экономики. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.
Всё это по-новому поставило вопрос об оптимальном соотношении государственного регулирования и стихийных силах рынка. Очевидно, что именно в этот период и произошло «неоклассическое возрождение».
Одними из представителей «неоклассического возрождения» стали монетаристы. Наиболее видными экономистами этого течения считаются К.Бруннер, Д.Мейзельман, А.Шварц, И.Фишер. Основные теоретические положения монетаризма сформулировал Милтон Фридмен.
В своём развитии монетаризм прошёл несколько этапов:
Первый этап (конец 50-х – начало 60-х гг.) – разработка нового варианта количественно теории денег с выведением стабильной функции спроса на деньги.
Второй этап (60-е гг. – начло 70-х гг.) – анализ роли денег в промышленном цикле, спор с кейнсианцами о природе инфляции и её последствиях для экономики, идея о существовании «естественного уровня безработицы».
Третий этап (середина 70-х гг.) – разработка практических рекомендаций и их осуществление в хозяйственной политике.[15,164c.]
М.Фридмен и А.Шварц в работе "Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960 гг." пишут о выявленной ими закономерности, согласно которой темпы роста денежной массы, находящейся в обращении, связаны с движением цикла, упреждая общие темпы развития делового цикла. Исследования Фридмена и Шварца открыли взаимосвязь между темпами роста денежной массы и точками экстремумов в деловом цикле. В периоде 1908 по 1916 г. рост предложения денег начинал возрастать приблизительно за 12 месяцев до наступления пиков циклов. Подобно этому рост предложения денег начинал увеличиваться до момента достижения дна делового цикла. В пределах одного делового цикла взаимная связь денежной массы и абсолютного уровня цен не является столь тесной, как в долгосрочных временных интервалах.
В изменившейся экономической обстановке монетаристы переключают внимание на спрос на кассовые остатки и потребность в деньгах со стороны конкретных экономических агентов. И если Кейнс считал, что спрос на ликвидные остатки меняется в зависимости от психологических изменений настроения хозяйствующих субъектов, то Фридмен полагает, что спрос на деньги даже в неблагоприятных условиях относительно стабилен. Он выделяет две категории экономических агентов: домашние хозяйства, для которых деньги — одна из форм хранения богатства, и капиталистические фирмы, для которых деньги — источник производственных услуг. Вместе с тем следует подчеркнуть, что при подсчете спроса на деньги принимаются во внимание лишь укрупненные показатели. В той же работе "Монетарная история Соединенных Штатов..." Фридмен и Шварц предлагают рассматривать деньги "как предмет роскоши" и говорят об их неодинаковой роли в различных циклических колебаниях. Так, в долговременных колебаниях деньги — "старший партнер", а в краткосрочных и слабых — "равный партнер". Следовательно, они указывают на необходимость различать функции денег в разные временные периоды.[3]
Монетаристы фиксируют внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как на определяющей функции цен, доходов и занятости. Монетаризм — это современная количественная теория, которая модернизировала классическую количественную теорию: скорость обращения денег монетаристы рассматривают как переменную величину, а не как константу, как рассматривали её классики. Монетаристская теория позволяет предсказать поведение этой переменной. Процентная ставка (норма процента) и ожидаемый темп инфляции, с точки зрения монетаристов, основные факторы, определяющие скорость обращения денег. Однако монетаристы осознают относительность подобного заявления, они понимают под этим постепенность изменения указанной переменной.[11,229c.]
Кроме того, современный монетаризм
допускает асинхронность
Другой американский монетарист, Ирвинг Фишер, определяет уровень цен, пропорцию обмена между потребительскими товарами и неразменными деньгами, а сами деньги, по его мнению, нейтральны в этом обмене: результат увеличения денежной массы проявляется в пропорциональном изменении уровня цен. Фишер вывел уравнение экономического равновесия, представлена формулой (3).
|
(3) |
Примечание – Источник:[3]
где М — масса денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
Р — средневзвешенная цена;
Q — выпуск продукции.
Строго говоря, представления о равновесии у кеинсианцев и монетаристов различаются не столь уж заметно — это различие состоит в подходе к достижению равновесия. Кейнсианцы считают, что достижение равновесия возможно через государственное стимулирование эффективного спроса. Монетаристы же категорически отвергают этот путь и предлагают идти к стабильности через освобождение от регулирования и оздоровление денежного обращения.
Если Кейнс утверждал, что потребление зависит в основном от текущего дохода, то Фишер установил, что оно определяется доходами, которые потребитель ожидает получить в течение всей своей жизни. Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного дохода (склонность к потреблению — постоянная величина).
По мнению М. Фридмена, государству следует полностью отказаться от макроэкономического регулирования занятости с помощью бюджетных и кредитных рычагов. При необходимости колебания вокруг естественного уровня безработицы следует корректировать методами микроэкономической политики - совершенствования информации о вакансиях, развития системы переквалификации. регулирования гарантированного минимума заработной платы. Главной заботой государства должно стать поддержание темпа роста цен на сравнительно низком уровне.[15,171c.]
В своей книге «Капитализм и свобода» Фридмен решительно осуждает политику социального маневрирования. Расширение масштабов деятельности государства, его вмешательство в процессы производства и распределения он расценивает как величайшую угрозу для капитализма, сползание к социализму, ограничивающему свободу принятия решений отдельными индивидами. Рамки государственной деятельности следует жестко ограничить «установлением, оценкой и применением правил игры». Для справедливого распределения дохода необходимо предоставить эту функцию «рыночной площади», где она будет осуществляться беспристрастно, без вмешательства властей. Социальные программы, возникшие как составляющие «нового курса» Рузвельта и расширившиеся в период «государства всеобщего благоденствия», следует решительно ликвидировать.[11,231c.]
Таким образом, можно сказать, что монетаризм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Монетаристы считали, что рыночная экономика не требует государственного регулирования, и за государством следует оставить регуляцию лишь денежного обращения. А также следует исключить или уменьшить роль налогового и бюджетного регулирования. Они предложили заменить краткосрочные кейнсианские расчёты, на долгосрочную политику, рассчитанную на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Информация о работе Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь