Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа
Термин «монополия» происходит от греческих слов: «моно» - один, «полио» - продаю. Однако этот термин в настоящее время рассматривается и более широко. В экономической литературе существуют два подхода при определении монополии: расширенная и суженная трактовки.
Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия определяется как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать контрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.
Вопрос 3. Чистая монополия, показатели монопольной власти 3
3.1. Чистая монополия 3
3.2. Показатели монопольной власти 6
Вопрос 13. Экономические ресурсы и факторы производства 11
Список литературы 15
В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется:
IL
= (Pm
Если умножить числитель и знаменатель на Q (объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку - TR):
IL
= [(Pm
В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, то есть не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка (CR).
Рассчитывается
как процентное отношение реализации
(поставки) продукции определенным числом
крупнейших продавцов к общему объему
реализации (поставки) на данном товарном
рынке:
CR
= [(V1 + V2 + …
+ Vn ) / Vm] ∙100
(%),
где CR – коэффициент рыночной концентрации;
V1,V2, … ,Vn - объемы производства (поставки) продукции на рынок 1-ым. 2-ым, … n-ым производителем;
Vm
– общий объем реализации (поставки) на
данном товарном рынке.
Можно
(что аналогично) определить CR по
сумме долей рынка, занимаемых определенным
числом форм:
CR
= Д1 + Д2 + Д3
+ … + Дn,
где Д1, Д2, Д3, Дn – доли рынка 1-го, 2-го, 3-го, n-го производителя (поставщика).
Доля
i-го производителя (поставщика) определяется
процентным отношением объема производства
(поставки) его продукции на рынок (Vi
) к общему объему товара на рынке:
Дi
= Vi ./
Vm.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (СR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (СR-25) крупнейших продавцов.
Если
мы имеем ряд продавцов, ранжированный
по их доли продаж на рынке Д1,
Д2, Д3, .., Д25,
то:
(СR-3) = Д1 + Д2 + Д3;
(CR-4) = (СR-3) + Д4;
(CR-6) = (СR-4) + Д5 + Д6;
(СR-8) = (СД-6) + Д7 + Д8;
(СR-10) = (СR-8) +Д9+Д10;
(СR-25)
= (СR-10) + Д11 + Д12
+ ... + Д24 + Д25.
Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых. Например, на рынке присутствует один производитель, тогда СR = 100%; на рынке присутствуют два производителя с равными рыночными долями, и тогда СR = 100%; на рынке присутствуют четыре производителя с долями: 1) –70%, 2) – 20%, 3) – 7%, 4) – 3%, и тогда СR = 100%.
Более
четкую картину относительно степени
монополизации дает такой показатель,
как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана)
– HHI (IHH). Назван
в связи с фамилиями предложивших его
ученых. Этот показатель определяется
как сумма квадратов долей, занимаемых
на рынке всеми действующими на нем продавцами:
IHH
= S12 + S22 + S32
+ … + Sn2,
где IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана;
S1 – удельный вес самой крупной фирмы;
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
…
Sn
– удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH = 10000 (S1 = 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH = 5000 (502 + 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH = 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398.
В
соответствии с различными значениями
коэффициентов концентрации и индексов
Герфиндаля - Гиршмана выделяются три
типа рынка:
I тип - высококонцентрированные рынки:
при 70% < CR-3 < 100%;
2000
< IHH < 10000;
II тип - умеренно концентрированные рынки:
при 45% < CR-3 < 70%;
1000
< IHH < 2000;
III тип - низкоконцентрированные рынки:
при CR-3 < 45%;
IHH
< 1000.
Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).
Индекс
Линда определяет степень неравенства
между лидирующими на рынке продавцами
товара. Рассчитывается по формуле:
L = 1
/ [K (K – 1)] ∙
где K - число крупных продавцов (от 2 до N);
Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей K-i;
i
- число ведущих продавцов среди K крупных
продавцов.
Qi =
(Ai/i) / (Ak - Ai/K – i),
где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;
Ak
- доля рынка, приходящаяся на K
крупных продавцов.
Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для K=2, K=3 и так далее до тех пор, пока LK+1 > LK , то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L.
«Граница» считается установленной при достижении значения LK минимального значения по сравнению с LК+1.
Приведем условный пример расчета индекса Линда.
На
федеральном рынке бытовых
Их доля на рынке составляет (в %): Хозяйствующий субъект №1 – 15,7; №2 – 14,5; №3 – 11,9; №4 – 9,3; №5 – 8,8; №6 – 8,8; №7 – 7,3; №8 – 6,5; №9 – 4,2; №10 – 3,6; №11 – 2,7; №12 – 2,7; №13 – 1,4; №14 – 1,1; №15 – 0,07.
На
первые 7 хозяйствующих субъектов
приходится 76% рынка. Это дает основание
подозревать наличие олигополии. Для определения
ее границы был проведен расчет по приведенной
выше формуле. Для наглядного восприятия
формулы приводим расчет L2 и
L3.
k=2, i=1:
Q1 = (15,7/1) / [(15,7 + 14,5) - 15,7)/2-1] = 1,08;
L2
= [1/2(2-1)] ∙ 1,08 = 0,54.
k=3, i=1:
Q1
= (15,7/1) / [(15,7+14,5+11,9) - 15,7)/3-1] = 1,19.
k=3, i=2:
Q2 = [(15,7+14,5) /2] / [(15,7+14,5+11,9) - (15,7+14,5)] /4-1 = 1,19;
L3
= [1/3(3-1)] ∙ (1,19+1,27) = 0,41.
В данном случае расчет был проведен до k=10. Получены следующие показатели:
L2 = 0,54;
L3 = 0,41;
L4 = 0,35;
L5 = 0,30;
L6 = 0,25;
L7 = 0,225;
L8 = 0,208;
_________
L9 = 0,216;
L10 = 0,188.
Нарушение непрерывности произошло при k=9. Следовательно, олигополию образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Характер олигополии – «расплывчатая»1.
Расчет
данных показателей степени
Вопрос
13. Экономические
ресурсы и факторы
производства
Основной
целью общественного
Рассмотрим сущность и основные виды экономических ресурсов.
Экономические ресурсы общества имеют следующую элементную структуру (таблица 1).
Таблица 1
Структура
экономических ресурсов
Экономические ресурсы | |
Вид ресурсов | Содержание |
Естественные ресурсы | Представляют собой природные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения руд черных и цветных металлов, минералов, каменного угля, нефти, газа, воды и др.). Среди ресурсов выделяют возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся леса, рыбные запасы; к невозобновляемым - каменный уголь, залежи нефти, газа |
Инвестиционные ресурсы | Инвестиции - это долгосрочные вложения государственного пли частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли. Инвестиции подразделяют на физические и финансовые. Физические инвестиции (капитальные вложения, то есть вложения в основной капитал) ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала. Финансовые инвестиции рассматриваются как вложения денежных средств в ценные бумаги. Их часто называют портфельными инвестициями. Совокупность практических действии но реализации физических и финансовых инвестиции называется инвестиционной деятельностью или инвестированием, а осуществляющие инвестиции лица — инвесторами |
Человеческие ресурсы | Характеризуются численностью населения, уровнем его образования, половозрастной структурой. Человеческие ресурсы - основа формирования трудовых ресурсов. В их состав включается население, которое достигло трудоспособного возраста и обладает необходимым физическим развитием и профессиональными (интеллектуальными) способностями. Определенная часть человеческих ресурсов обладает предпринимательской способностью. Согласно данным, в обществе количество людей, обладающих предпринимательской способностью, составляет порядка 5-10 %. Плата за предпринимательство — прибыль |