Чистая монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Термин «монополия» происходит от греческих слов: «моно» - один, «полио» - продаю. Однако этот термин в настоящее время рассматривается и более широко. В экономической литературе существуют два подхода при определении монополии: расширенная и суженная трактовки.
Расширенная трактовка монополии сводит ее к понятию экономической привилегии вообще, проявляющейся в самых различных сферах деятельности. При таком подходе монополия определяется как преимущественное, нередко исключительное, право в какой-либо сфере деятельности государства, ведомства, предприятия, позволяющее им навязывать контрагентам особые условия взаимоотношений, выгодные для монополиста.

Оглавление

Вопрос 3. Чистая монополия, показатели монопольной власти 3
3.1. Чистая монополия 3
3.2. Показатели монопольной власти 6
Вопрос 13. Экономические ресурсы и факторы производства 11
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

КР Микроэкономика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      В условиях совершенной конкуренции  МС = P. Следовательно,  IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

      Подсчитать  такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется:

IL = (Pm

АС) / Pm.

      Если  умножить числитель и знаменатель  на Q (объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку - TR):

IL = [(Pm

АС)∙Q] / Pm.∙ Q = π / TR.

      В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, то есть не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

      Другим  показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка (CR).

      Рассчитывается  как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке: 

      CR = [(V1 + V2 + … + Vn ) / Vm] ∙100 (%), 

где  CR – коэффициент рыночной концентрации;

      V1,V2, … ,Vn - объемы производства (поставки) продукции на рынок 1-ым. 2-ым, … n-ым производителем;

      Vm – общий объем реализации (поставки) на данном товарном рынке. 

      Можно (что аналогично) определить CR по сумме долей рынка, занимаемых определенным числом форм: 

CR = Д1 + Д2 + Д3 + … + Дn, 

где  Д1, Д2, Д3, Дn – доли рынка 1-го, 2-го, 3-го, n-го производителя (поставщика).

      Доля i-го производителя (поставщика) определяется процентным отношением объема производства (поставки) его продукции на рынок (Vi ) к общему объему товара на рынке: 

Дi = Vi ./ Vm. 

      Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (СR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (СR-25) крупнейших продавцов.

      Если  мы имеем ряд продавцов, ранжированный  по их доли продаж на рынке Д1, Д2, Д3, .., Д25, то: 

          (СR-3) = Д1 + Д2 + Д3;

          (CR-4) = (СR-3) + Д4;

          (CR-6) = (СR-4) + Д5 + Д6;

          (СR-8) = (СД-6) + Д7 + Д8;

          (СR-10) = (СR-8) +Д9+Д10;

          (СR-25) = (СR-10) + Д11 + Д12 + ... + Д24 + Д25. 

      Данный  показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых. Например, на рынке присутствует один производитель, тогда СR = 100%; на рынке присутствуют два производителя с равными рыночными долями, и тогда СR = 100%; на рынке присутствуют четыре производителя с долями: 1) –70%,            2) – 20%, 3) – 7%, 4) – 3%, и тогда СR = 100%.

      Более четкую картину относительно степени  монополизации дает такой показатель, как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана) – HHI (IHH). Назван в связи с фамилиями предложивших его ученых. Этот показатель определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами: 

IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2, 

где    IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана;

      S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

      S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

      

      Sn – удельный вес наименьшей фирмы. 

      Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH = 10000 (S1 = 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH = 5000 (502 + 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH = 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398.

      В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка: 

      I тип - высококонцентрированные рынки:

      при 70% < CR-3 < 100%;

      2000 < IHH < 10000; 

      II тип - умеренно концентрированные рынки:

      при 45% < CR-3 < 70%;

      1000 < IHH < 2000; 

      III тип - низкоконцентрированные рынки:

      при CR-3 < 45%;

      IHH < 1000. 

      Еще одним показателем, применяющимся  для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).

      Индекс  Линда определяет степень неравенства  между лидирующими на рынке продавцами товара. Рассчитывается по формуле: 

L = 1 / [K (K – 1)] ∙

, 

где     K - число крупных продавцов (от 2 до N);

      Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей K-i;

      i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов. 

Qi = (Ai/i) / (Ak - Ai/Ki), 

где     Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;

      Ak - доля рынка, приходящаяся на K крупных продавцов. 
 

      Индекс  Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для K=2, K=3 и так далее до тех пор, пока LK+1 > LK , то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L.

      «Граница» считается установленной при достижении значения LK минимального значения по сравнению с LК+1.

      Приведем  условный пример расчета индекса  Линда.

      На  федеральном рынке бытовых холодильников  действует 15 хозяйствующих субъектов.

      Их  доля на рынке составляет (в %): Хозяйствующий субъект №1 – 15,7; №2 – 14,5; №3 – 11,9; №4 – 9,3; №5 – 8,8; №6 – 8,8; №7 – 7,3; №8 – 6,5; №9 – 4,2; №10 – 3,6; №11 – 2,7; №12 – 2,7; №13 – 1,4; №14 – 1,1; №15 – 0,07.

      На  первые 7 хозяйствующих субъектов  приходится 76% рынка. Это дает основание подозревать наличие олигополии. Для определения ее границы был проведен расчет по приведенной выше формуле. Для наглядного восприятия формулы приводим расчет L2 и L3. 

      k=2, i=1:

      Q1 = (15,7/1) / [(15,7 + 14,5) - 15,7)/2-1] = 1,08;

      L2 = [1/2(2-1)] ∙ 1,08 = 0,54. 

      k=3, i=1:

      Q1 = (15,7/1) / [(15,7+14,5+11,9) - 15,7)/3-1] = 1,19. 

      k=3, i=2:

      Q2 = [(15,7+14,5) /2] / [(15,7+14,5+11,9) - (15,7+14,5)] /4-1 = 1,19;

      L3 = [1/3(3-1)] ∙ (1,19+1,27) = 0,41. 

      В данном случае расчет был проведен до k=10. Получены следующие показатели:

      L2 = 0,54;

      L3 = 0,41;

      L4 = 0,35;

      L5 = 0,30;

      L6 = 0,25;

      L7 = 0,225;

      L8 = 0,208;

      _________

      L9 = 0,216;

      L10 = 0,188.

      Нарушение непрерывности произошло при  k=9. Следовательно, олигополию образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Характер олигополии – «расплывчатая»1.

      Расчет  данных показателей степени монополизации  рынка (монопольной, рыночной власти) необходим при проведении антимонопольной политики для выявления доминирования на соответствующем товарном рынке и принятия соответствующих мер [5]. Чижова 
 
 
 

Вопрос 13. Экономические  ресурсы и факторы  производства 
 

      Основной  целью общественного производства является удовлетворение потребностей людей. В свою очередь удовлетворение этих потребностей определяется располагаемыми экономическими ресурсами. В связи с этим противоречие между максимальным удовлетворением общества и ограниченностью экономических ресурсов вызывает проблему выбора наилучшего из возможных вариантов использования ресурсов.

      Рассмотрим сущность и основные виды экономических ресурсов.

      Экономические ресурсы общества имеют следующую  элементную структуру (таблица 1).

      Таблица 1

Структура экономических ресурсов 

Экономические ресурсы
Вид ресурсов Содержание
Естественные  ресурсы Представляют  собой природные ресурсы (пахотные земли, леса, месторождения руд черных и цветных металлов, минералов, каменного угля, нефти, газа, воды и др.). Среди ресурсов выделяют возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся леса, рыбные запасы; к невозобновляемым - каменный уголь, залежи нефти, газа
Инвестиционные  ресурсы Инвестиции - это  долгосрочные вложения государственного пли частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли. Инвестиции подразделяют на физические и финансовые. Физические инвестиции (капитальные вложения, то есть вложения в основной капитал) ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала. Финансовые инвестиции рассматриваются как вложения денежных средств в ценные бумаги. Их часто называют портфельными инвестициями. Совокупность практических действии но реализации физических и финансовых инвестиции называется инвестиционной деятельностью или инвестированием, а осуществляющие инвестиции лица — инвесторами
Человеческие  ресурсы Характеризуются численностью населения, уровнем его образования, половозрастной структурой. Человеческие ресурсы - основа формирования трудовых ресурсов. В их состав включается население, которое достигло трудоспособного возраста и обладает необходимым физическим развитием и профессиональными (интеллектуальными) способностями. Определенная часть человеческих ресурсов обладает предпринимательской способностью. Согласно данным, в обществе количество людей, обладающих предпринимательской способностью, составляет порядка 5-10 %. Плата за предпринимательство — прибыль

Информация о работе Чистая монополия