Человек в мире экономики. Модели человека в экономических теориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ.

Файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 606.25 Кб (Скачать)

В случае органической' рациональности, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - американские экономисты А.Алчиан, Р.Нельсон, С.Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями - выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчерки­вал, что «... моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рациона­лизировать свое поведение.

Итак, описанная выше модель «экономического  человека» в ее классическом варианте предполагает рационально мыслящего, т. е. максимизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых. Г. Саймон иронически замечал: «...его рациональность (т. е. традиционного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так далеко, что распространяется и на спальню: как полагает Гарри Беккер, «он будет ночью читать в постели только при условии, если ценность его чтения (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены».

Анализ экономического поведения  человека затрудняется и неэкономическим  компонентом в мотивации его  деятельности (альтруизмом, религиозными установками и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого увеличивается  с развитием человеческого общества. Совершенствование модели «homo economicus» предполагало учет неполной информированности экономических агентов, равно как и ограничения, накладываемые на их поведение юридическими и моральными нормами. Моделирование человека Хайек Ф. Пагубная самонадеянность.

Ко во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.

Второе направление присуще  кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и  основаны на уже известной нам  гипотезе ограниченной рациональности. Один из наиболее известных представителей неоинституционализма, американский экономист  Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».

В частности, стимулы включают в  себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения  престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой  модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта (под которым понимаются калькулирующие способности человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами. При этом интересы отдельных групп могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.

В этих моделях общество имеет более  сложную структуру, для поддержания  которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства  в экономические отношения.

Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для  нее характерно изменение мотивации  деятельности по сравнению с моделью  «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность ).

Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной  из которых является потребность  в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода  духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального  человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми  связями и размытыми, нежесткими границами между социальными  общностями.

Заслуживает упоминания и такая  специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающая основные черты  экономического поведения человека (так называемого «совка») в командно-административной системе хозяйства.

Эта модель характеризуется, прежде всего, раздвоенностью целевой функции  экономического поведения индивида, определяемого стремлением к  личному благосостоянию. Труд на государство  сопровождается жесткими ограничениями  и уравнительностью государственного распределения его результатов. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки  хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие  на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются им специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, для обмана, приписок и  др. Создается благоприятная почва  для оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение», или «оппортунизм» в экономической  теории означает экономическую недобросовестность, представление заведомо искаженной или неполной информации контрагентом обменной сделки. Американский экономист  Оливер Уильямсон определяет оппортунизм  как «преследование личного интереса с использованием коварства, включающего  просчитанные усилия по сбиванию с  правильного пути, обману, сокрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации». Примечательно, что оппортунизм  в ко­мандной экономике был вполне рациональной, разумной формой поведения, поскольку сама система отторгала тех экономических агентов, которые руководствовались принципами честности, открытости, предсказуемости в своих действиях. Тут уместно привести высказывание видного представителя психоанализа, немецкого ученого Эриха Фромма: «...функция разума состоит в том, чтобы служить искусству жить». Искусство выживания в условиях диктата государства, всеобщего дефицита товаров и услуг заставляло граждан советского общества проявлять чудеса изворотливости в уходе от формальных правил как в области трудовой деятельности, так и в сфере распределения и потребления благ. Правилом, а не исключением в командной экономике были проявления группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным, что являлось естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.

Неэффективному труду на государство  противостоял «труд на себя» как  в легальной (индивидуальная трудовая деятельность, работа в кооперативах, на садовых участках и др.), так  и в нелегальной сферах (теневой  экономике). Здесь наблюдалась рационализация трудовых и иных затрат в целях  максимизации получаемого дохода. В  сферах работы «на себя» появлялись способность рисковать, активное стремление к поиску новой информации, установлению деловых контактов, к дифференциации производственной деятельности.

Раздвоенность целевой функции  «советского экономического человека»  не только снижала общую эффективность  функционирования экономики, но и вызывала губительные нравственные издержки. Имитация трудовой деятельности подменяла  собой действительные трудовые усилия. Не случайно в эпоху командной  экономики распространена была поговорка, отражающая взаимоотношения индивидуума  и государства: «Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем!». До сих пор многие страны с переходной экономикой, в  том числе и Россия, испытывают огромные трудности, связанные с  укоренившейся привычкой людей  к нерыночному поведению. Нерыночное поведение - это поведение хозяйственных  субъектов, сформированное институтами  административно-командной системы: приверженность патернализму со стороны  государства, экономическая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответственности и т. п.

Интересно, что сама раздвоенность  целей «homo soveticus» была порождена неистребимыми чертами человека, представленными в модели «homo economicus». Ведь даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной  системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума  в получении выгоды. Универсальность  этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике.1 Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о количестве желаемых детей в семье, совершение преступлений, принятие решений о продолжении образования и др., где прослеживается проблема рационального выбора. Исполь­зование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».

Такова краткая характеристика основных моделей человека в экономической  теории. Носящие в целом абстрактный  характер, эти модели отражают в  обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в  хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать  роль человека в экономике на различных  стадиях развития цивилизации, но и  формировать наиболее оптимальные  направления в экономической  политике, прогнозировать с достаточной  степенью вероят­ности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного общества и механизма принятия индивидуальных и общественных (коллективных) решений.

2) В чём расхождение во взглядах на богатство и роль государства в экономике межд. меркантилистами, физиократами, представителями английской политической экономике и представителями неоклассического направления экономической теории.

Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика. Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

Меркантилисты придавали большое  значение в регулировании хозяйственной  жизни страны государственной власти. В этом выражалась действительная, объективная роль государственной власти в деле создания капиталистического базиса в недрах разлагающегося феодального строя.

Физиократия - в переводе с греческого, означает “власть природы”.

Физиократы изучали влияние  природных явлений на экономику  общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Постоянно воспроизводимые богатства  сельского хозяйства служат основой  для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.

Разное определение и понимание  основ экономики является главной  причиной разительного расхождения  во взглядах между меркантилистами  и физиократами. Для меркантилистов основой экономики является торговля, для физиократов - сельское хозяйство. Объединить эти два понятия невозможно, а значит, невозможно и  прийти к  общему взгляду на суть экономики  как науки в целом.

 

В отличие от меркантилистов и физиократов  А. Смит и его последователи (представителями английской политической экономики) утверждали, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство создается трудом представителей всех профессий. Экономический мир - огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество между производителями с целью получения прибыли, накопления капитала. Все это и приводит к росту богатства страны.

 Необходимость естественной  свободы, при которой роль государства  минимальна, т.е. безусловный экономический  либерализм. Действие "невидимой  руки".

Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить  сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).

Информация о работе Человек в мире экономики. Модели человека в экономических теориях