Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:45, реферат
Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ.
В случае органической' рациональности, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - американские экономисты А.Алчиан, Р.Нельсон, С.Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями - выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчеркивал, что «... моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.
Итак, описанная выше модель «экономического человека» в ее классическом варианте предполагает рационально мыслящего, т. е. максимизирующего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых. Г. Саймон иронически замечал: «...его рациональность (т. е. традиционного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так далеко, что распространяется и на спальню: как полагает Гарри Беккер, «он будет ночью читать в постели только при условии, если ценность его чтения (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены».
Анализ экономического поведения
человека затрудняется и неэкономическим
компонентом в мотивации его
деятельности (альтруизмом, религиозными
установками и др.), т. е. компонентом,
удельный вес которого увеличивается
с развитием человеческого
Ко во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Один из наиболее известных представителей неоинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».
В частности, стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта (под которым понимаются калькулирующие способности человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами. При этом интересы отдельных групп могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.
В этих моделях общество имеет более
сложную структуру, для поддержания
которой в состоянии равновесия
требуется вмешательство
Третье направление
Новую модель отличают многообразие
и динамизм потребностей, главной
из которых является потребность
в свободе самовыражения, установления
связей с другими людьми, свобода
духовного самоопределения, свободного
выбора типа культуры и общественно-политических
взглядов. Эта модель социально-индивидуального
человека предполагает общество, основанное
на демократических и
Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономического поведения человека (так называемого «совка») в командно-административной системе хозяйства.
Эта модель характеризуется, прежде всего,
раздвоенностью целевой функции
экономического поведения индивида,
определяемого стремлением к
личному благосостоянию. Труд на государство
сопровождается жесткими ограничениями
и уравнительностью государственного
распределения его результатов.
Поэтому здесь доминируют стремления
к минимизации трудовых затрат, господствуют
иждивенческие настроения, нередки
хищения государственного имущества,
преобладает ожидание скромного, но
твердого гарантированного вознаграждения
не за результаты труда, а за само присутствие
на рабочем месте. Интеллектуальные
способности работника
Неэффективному труду на государство
противостоял «труд на себя» как
в легальной (индивидуальная трудовая
деятельность, работа в кооперативах,
на садовых участках и др.), так
и в нелегальной сферах (теневой
экономике). Здесь наблюдалась
Раздвоенность целевой функции
«советского экономического человека»
не только снижала общую эффективность
функционирования экономики, но и вызывала
губительные нравственные издержки.
Имитация трудовой деятельности подменяла
собой действительные трудовые усилия.
Не случайно в эпоху командной
экономики распространена была поговорка,
отражающая взаимоотношения индивидуума
и государства: «Вы делаете вид,
что нам платите, а мы делаем вид,
что работаем!». До сих пор многие
страны с переходной экономикой, в
том числе и Россия, испытывают
огромные трудности, связанные с
укоренившейся привычкой людей
к нерыночному поведению. Нерыночное
поведение - это поведение хозяйственных
субъектов, сформированное институтами
административно-командной
Интересно, что сама раздвоенность целей «homo soveticus» была порождена неистребимыми чертами человека, представленными в модели «homo economicus». Ведь даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике.1 Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, как принятие решений о количестве желаемых детей в семье, совершение преступлений, принятие решений о продолжении образования и др., где прослеживается проблема рационального выбора. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».
Такова краткая характеристика основных моделей человека в экономической теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного общества и механизма принятия индивидуальных и общественных (коллективных) решений.
2) В чём расхождение во взглядах на богатство и роль государства в экономике межд. меркантилистами, физиократами, представителями английской политической экономике и представителями неоклассического направления экономической теории.
Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика. Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.
Меркантилисты придавали большое значение в регулировании хозяйственной жизни страны государственной власти. В этом выражалась действительная, объективная роль государственной власти в деле создания капиталистического базиса в недрах разлагающегося феодального строя.
Физиократия - в переводе с греческого, означает “власть природы”.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.
Разное определение и
В отличие от меркантилистов и физиократов А. Смит и его последователи (представителями английской политической экономики) утверждали, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство создается трудом представителей всех профессий. Экономический мир - огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество между производителями с целью получения прибыли, накопления капитала. Все это и приводит к росту богатства страны.
Необходимость естественной
свободы, при которой роль
Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками).
Информация о работе Человек в мире экономики. Модели человека в экономических теориях