Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:43, реферат
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э., в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).
1. Основные черты средневековой философии…………………………...3
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм……………………………...5
3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского……7
Список литературы………………………………………………………….....10
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Основные черты средневековой
философии…………………………...3
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм……………………………...5
3. Человек и его история в учениях А. Августина
и Ф. Аквинского……7
Список литературы……………………………………………………
1. Основные черты средневековой философии
Средневековой теологической философией
называется ведущее философское
направление, распространенное в Европе
в V – ХVI вв., которое признавало Бога
в качестве высшего существующего начала,
а весь окружающий мир – Его творения.
Теологическая философия начала зарождаться
еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на
основе раннего христианства, ересей и
античной философии и достигла высшего
расцвета в V – XIII вв. н.э., в период между
распадом Западной Римской империи (476
г.) и началом эпохи Возрождения.
Наиболее яркими представителями средневековой
теологической философии являлись: Тертуллиан
Карфагенский (160-220), Август Блаженный
(354-430), Боэций (480-524), Фома Аквинский (1225-1274),
Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Уильям
Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).
Основополагающими догматами средневековой
философии и теологии являлись догмат
творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
- Бог сотворил окружающий мир из ничего;
- творение мира есть результат акта Божественной
воли;
- мир сотворен благодаря всемогуществу
Бога;
- природа не может творить сама себя;
- единственным творческим началом во
Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и все проникающ;
- подлинным бытием является только Бог;
- сотворенный Богом мир не есть подлинное
бытие, он вторичен по отношению к Богу;
- поскольку мир не обладает самодостаточностью
и возник по воле другого (Бога), он непостоянен,
изменчив и временен;
- нет четкой границы между Богом и Его
творением.
Согласно догмату откровения:
- мир можно познать, только познав Бога;
- Бог недоступен для познания;
- несмотря на то, что Бог непознаваем,
Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию
о себе) через откровение – Библию;
- единственный способ познания Бога и
всего сущего – толкование Библии;
- Бога можно познать лишь сверхъестественным
путем, благодаря особой способности человека
– вере.
Особое место в средневековой теологической
философии занимает проблема добра и зла.
Средневековая теологическая философия,
в отличие от античной практически не
противопоставляет материю и идею (форму),
материализм и идеализм.
Значение средневековой теологической
философии для последующего развития
философии в том, что она:
- стала связующим звеном между античной
философией и философией эпохи Возрождения
и нового времени;
- сохранила и развила ряд античных философских
идей, поскольку возникла на основе античной
философии христианского учения;
- способствовала расчленению философии
на новые сферы (помимо онтологии учения
о бытии, полностью сливавшегося с античной
философией, выделилась гносеология –
самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма
на объективный и субъективный;
положила начало появлению в будущем эмпирического
(Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического
(Декарт) направлений философии как результатам
соответственно практики номиналистов
опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного
интереса к проблеме самосознания (Я –
концепция, рационализм);
- выдвинула идею оптимизма, выразившегося
в вере в победу добра над злом и в воскрешении.
2. Проблемы бытия.
Номинализм и реализм
Центральными проблемами средневековой
философии можно назвать проблему соотношения
веры и разума, которая легко интерпретируется
как проблема соотношения философии и
теологии, спор об универсалиях и различные
способы доказательства бытия Бога.
Схоластика –
господствующий тип средневековой теологической
философии, отличительными чертами которого
являлись оторванность от реальной действительности,
замкнутость, консерватизм, крайний догматизм,
полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям, схематичность, назидательность,
учительство.
Название «схоластика» произошло от латинского
слова schola (школа), поскольку данный тип
философии несколько столетий преподавался
в школах и университетах Европы. Таким
образом, схоластика представляла собой
не столько науку, занимающуюся творческим
поиском, сколько застывшую школьно-университетскую
дисциплину, имевшую цель философски обосновать
религиозное учение и догматы Церкви (за
что получила прозвище «Философия – служанка
богословия»).
Для схоластики характерно восприятие
Библии как жесткого нормативного текста,
абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида:
- сверхъестественное, даваемое в откровении,
то есть то, что имел в виду Бог, закладывая
ту или иную мысль в Библии;
- естественное, отыскиваемое человеческим
разумом, то есть то, что сумел человек
«расшифровать» из текста Библии, как
он понял идеи Бога.
В этой связи схоласты вели многочисленные
споры, написали сотни философских томов,
в которых пытались правильно понять идеи
Бога, спрятанные за строчками Библии.
Причем предметом данных споров и изысканий
становилась не суть идей Бога, а правильность
и четкость понятий, определений, формулировок,
иначе говоря, внешняя, формально-логическая
сторона религиозного учения.
В средневековой теологической философии
(схоластике) выделяются два противоположных
направления – номинализм и реализм.
Реализм – направление
теологической философии, сторонники
которого считали подлинно существующими,
т.е. подлинным бытием не сами вещи, а их
общее понятие – универсалии, по смыслу
реализм близок к учению Платона о «чистых
идеях», воплощением которых являются
реальные вещи.
Видными представителями реализма были
Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от
лат. nomen – имена) – направление теологической
философии, сторонники которого считали
реально существующими лишь сами конкретные
вещи, в то время как общие понятия (универсалии)
воспринимали как имена вещей. По смыслу
номинализм близок учению Аристотеля,
отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
реально существующими «индивидуумы»
- определяемые материальные вещи. Согласно
номиналистам универсалии существуют
не до, а после вещей, а вещи познаются
чувственным опытом, здесь познание как
таковое – всегда продукт познающей души;
предмет интуитивного познания и представление
об этом предмете – это две разные реальности,
а отсюда следует вывод, что возможно получить
интуицию также и того, что реально не
существует. Лишь одна реальность дана
уму так, как она существует сама по себе
– это сам ум. Согласно Николаю из Отрекура,
как от существования одной вещи нельзя
заключить к существованию другой, ибо
вещь никогда не рассматривается в ее
всеобщности, так же невозможно делать
заключение от представления о вещи к
самой вещи: ведь Бог всегда может создать
в душе представление, которому ничего
не соответствует в реальности.
Статус разума, таким образом, мало отличается
в номинализме от статуса воображения:
разум понимается как некая самостоятельная,
субъективная деятельность, лишенная
онтологических корней, лишенная связи
с реальным бытием, а потому противостоящая
ему. Умы больше не рассматриваются как
высшие в иерархии сотворенных сущих.
Ум – это не бытие, а представление, направленность
на бытие, субъект, противостоящий объекту.
Из реальной субстанции ум превращается
в интенциональность. В то же время субъективистские
истолкования духа влекут за собой вывод,
что явления внутренние, психические,
достовернее внешних, физических, поскольку
первые даны нам непосредственно – положение,
чуждое античной философии, но вполне
естественное для августинианской традиции
с ее углубленным интересом к «внутреннему
человеку».
К числу номиналистов принадлежали Росцелин,
Пьер Абеляр, Дунс Скот.
3. Человек и его история
в учениях А. Августина и Ф. Аквинского
Аврелий Августин
Политические взгляды Августина изложены
в работах «О граде Божьем», «О свободной
воле». Все социальные, государственные
и правовые установления предстают как
следствие греховности человека. Греховность
предопределена замыслом творца, наделившего
людей свободной волей. Людей, Августин
разделяет на два разряда (града), одним
из которых предназначено вечно царствовать
с богом, а другим - подвергнуться вечному
наказанию с дьяволом.
Греховность земной государственно-правовой
жизни проявляется в существующих отношениях
управления и повиновения, господства
и рабства. Существующее положение является
естественным; в том числе естественно
рабство, хотя оно и противоречит созданной
богом человеческой природе. Такой порядок
продлится до второго пришествия Христа.
До этого момента Августин берет земные
социально-политические порядки под свою
защиту, но при условии, что они не чинят
препятствий христианской религии и церкви.
Резко противопоставляются «град земной»
- земная деятельность человека, государство,
законы и «град божий» - добродетель. В
граде земном допустимы элементы града
божьего в виде праведных людей, но эти
люди не определяют жизнь града земного.
Вражда земного и божьего града перерастает
в борьбу добра со злом. Но Августин до
конца не отвергает земной град, он допускает
существование государства, создающего
условия для движения человека к богу.
Критикуя человеческую власть, Августин,
тем не менее, признавал за избранными
(гражданами небесного града) право господствовать
над грешниками и над всеми противниками,
которых они смогут победить в «справедливой
войне».
Также Августин рассматривает формы человеческой
общности (семья, государство, общность
языка, человеческое общество, и универсальная
общность, объединяющая бога и людей).
Предпочтение отдает множеству малых
национальных государств. Формы правления
различаются Августином в зависимости
от тех обязанностей, которые возлагаются
на верховную власть. Главные среди них
- моральные и религиозные, в т.ч. уважение
к богу и к человеку. Ему не интересны утилитарные
преимущества и неудобства той или иной
формы: несправедливого правителя и несправедливый
народ он называет тираном, несправедливую
аристократию - кликой.
Августин проводит идею господства церкви
над государством, не отождествляет христианскую
общину и государство. Обязанность христиан
по отношению к христианскому правителю
- лояльность, а обязанность церкви - быть
наставницей (для правителя). Право восходит
к божественному вечному закону. Законы
делятся на божественные, естественные
и человеческие.
Фома Аквинский
Аквинский пытается приспособить взгляды
Аристотеля к догматам католической церкви
и таким путем укрепить ее позиции. От
Аристотеля он перенял мнение о том, что
человек по природе есть «животное общительное
и политическое». Люди объединяются в
государства для удовлетворения тех потребностей,
которые поодиночке они удовлетворить
не могут. При этом роль монарха подобна
роли бога: перед тем как управлять, монарх
создает государство, упорядочивает жизнь.
Цель государства – «общее благо», обеспечение
условий для достойной, разумной жизни.
Для реализации этой цели требуется сословная
иерархия, исключение из сферы политики
земледельцев, мелких ремесленников и
торговцев. Высшее сословие правителей
олицетворяет собой государство.
Для доказательства превосходства духовной
власти над светской, Аквинский рассмотрел
3 элемента государственной власти: сущность,
форму и использование. Сущность власти
- это порядок отношений господства и подчинения.
Иногда пользование властью вырождается
в злоупотребление ею. Неправедный приход
к власти и несправедливое правление -
результат нарушения заветов бога и католической
церкви. Чем больше действия правителя
отклоняются от божественной воли, тем
больше прав имеют люди на сопротивление.
Но окончательное решение о необходимости
противостояния тому или иному тирану
принадлежит все же церкви.
Тиранию Аквинский отличал от монархии,
которую считал лучшей формой правления.
Монархия сходна с мирозданием (один бог
- один монарх), с человеческим организмом
(разнообразные части тела направляются
одним разумом).
Словом «закон» Аквинский обозначал самые
различные явления. Все законы связаны
единой субординацией. Вечный закон - универсальные
нормы, общие принципы божественного разума.
Вечный закон тождественен богу, существует
сам по себе, от него производны иные виды
законов. Естественный закон - отражение
вечного закона в человеческом разуме;
он предписывает стремиться к самосохранению
и продолжению рода, искать истину (бога)
и уважать достоинство людей. Конкретизацией
естественного закона служит человеческий
(позитивный) закон. Его предназначение
- силой и страхом принуждать людей к достижению
добродетели. Позитивный закон может меняться.
Акты, противоречащие естественному закону,
не могут считаться позитивными законами.
А божественный закон дан в Библии и необходим
по двум причинам:
1) позитивный закон не способен полностью
истребить зло;
2) люди не могут сами прийти к единому
представлению о правде (якобы из-за несовершенства
человеческого разума).
Список использованной
литературы:
1. Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия»
М.:Проспект,2000
2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции
и новации» М.:ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г. «Основы философии» М.:Политиздат,1988
4. Фролов И.Т. «Введение в философию» Ч-2,
М.:Политиздат, 1989
Информация о работе Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского