Частная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:20, доклад

Краткое описание

Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.

Оглавление

Введение
Сущность частной собственности
а) Понятие частной собственности
б) Отношения собственности в свете исторической диалектики.
Регулирование прав частной собственности
а) Права собственника: потенциальные и реальные
б) Общественные ограничения
в) Самоограничение прав
Государственное регулирование
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

chassob.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

В каждом государстве  экономические отношения собственности  вообще и собственности граждан в частности приобретают соответствующее правовое регулирование, которое осуществляется преимущественно нормами гражданского права. В таком случае следует говорить о праве собственности граждан. При этом в гражданско-правовой науке принято разграничивать право собственности в объективном и субъективном значении.

Так, в объективном значении право частной собственности граждан — это совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют принадлежность гражданам имущества потребительского и финансово-производственного назначения и обеспечивают собственникам-гражданам осуществление права владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом на свое усмотрение, использовать его для любых целей, если другое не предусмотрено законом.

Право частной  собственности граждан в субъективном значении — это предусмотренное и гарантированное законом право собственника-гражданина осуществлять владение, пользование и распоряжение надлежащим ему имуществом на свое усмотрение и с любой целью, если другое не предусмотрено законом.

В частной собственности  граждан могут быть любые объекты  лично-потребительского и производственного  назначения, результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено  законом. Фактически в собственности  граждан может быть то же имущество, которое и в собственности юридических лиц, за определенными исключениями. Однако использование этого имущества в предпринимательской деятельности возможное с соблюдением специальных правил о предпринимательстве. За действующим законодательством Украины, состав и количество имущества может ограничиваться в частной собственности граждан лишь законом.

Как вытекает с содержания ст. 13 Конституции Украины и ст. 9 Закона Украины "О собственности", не могут находиться в собственности  отдельных граждан объекты права исключительной собственности народа Украины, к которым относятся земля (за исключением земельных участков определенного размера), ее недра, воздушное пространство, водное и прочие естественные ресурсы его континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Каждое государство имеет право  определять объекты, которые из соображений  государственной безопасности или  по других причинам не должны находиться в собственности тех или иных субъектов правоотношений или должны приобретаться с соблюдением специальных правил. Поэтому Постановлением Верховной Рады Украины "О праве собственности на отдельные виды имущества" от 17 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 22 апреля 1993 г., 15 июля 1994 г., 24 января 1995 г.) был утвержден Перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины и Специальный порядок приобретения права собственности гражданами на отдельные виды имущества, изложенные соответственно в дополнениях № 1 и № 2.             

В этот перечень входят:

1. Оружие, боеприпасы (кроме  охотничьего и пневматического  оружия, указанной в Дополнении  № 2, и боеприпасов к ней,  а также спортивного оружия и боеприпасов к ней, которые приобретаются общественными объединениями с разрешения органов внутренних дел), боевая и специальная военная техника, ракетно-космические комплексы.

2. Взрывные вещества  и средства взрыва. Все виды  ракетного топлива, а также специальные материалы и оснащение для его производства

3. Боевые ядовитые  вещества.

4. Наркотические, психотропные, сильнодействующие отравляющие  лечебные средства (за исключением  получаемых гражданами по назначению  врача).

5. Противоградовые установки.

6. Государственные эталоны  единиц физических величин.

7. Специальные технические  средства негласного получения  информации (указанные средства  не могут также находиться  в собственности юридических  лиц негосударственных форм собственности).

8. Электрошоковые устройства и специальные средства, которые применяются правоохранительными органами, кроме газовых пистолетов и револьверов и патронов к ним, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия.

Относительно видов  имущества, для которых устанавливается специальный порядок обретения гражданами права собственности, то в Дополнении № 2, в частности, отмечаются: огнестрельное охотничье оружие, газовые пистолеты и револьверы и некоторые виды пневматического оружия; памятки истории и культуры; радиоактивные вещества. Такие виды имущества могут быть приобретены лишь при наличии соответствующего разрешения (органов внутренних дел. Министерства культуры, государственных органов по ядерной и радиационной безопасности и т.п.).

Изъятие перечисленных  видов имущества из числа объектов права частной собственности граждан отнюдь нельзя рассматривать как ограничение прав собственника, поскольку пребывание такого имущества в собственности граждан наносило бы вред государству, обществу, отдельным гражданам, противоречило бы в многих случаях принципам международного права. Из таких соображений приведенный перечень в будущему может пополняться.

Особым объектом права  есть земля. Как известно, в период существования СССР действовал принцип  абсолютной государственной монополии на землю. Земля, ее недра, воды и леса составляли исключительно собственность государства и предоставлялись только в пользование. В Декларации о государственном суверенитете Украины такие объекты были провозглашены собственностью ее народа. Соответственно в Земельном кодексе Украины от 18 декабря 1990 г. (в первоначальной редакции) и Законе Украины "О собственности" сформировался новый правовой институт, который устанавливал условия и порядок предоставления земли гражданам в пожизненное унаследованое владение, которое, однако, не приобрел необходимой правовой завершенности в связи с введением Законом от 30 января 1992 г. рядом с государственной коллективной и частной формы собственности на землю. Поэтому к Земельному кодексу Украины 18 марта 1992 г. были внесенные важные изменения и дополнение, которые формально удостоверило полноценность института права частной собственности в Украине.

Земельным законодательством  устанавливается специальный правовой режим относительно условий обретения  права собственности на земельные участки и осуществление гражданами прав собственника, ограничиваются их размеры, которые обусловлены особенностями такого объекта права собственности и его значением в обществе. Эти особенности состоят в потому, что объектом права собственности есть не земля вообще как физический объект материального мира, а земельный участок как правовая категория с четко очерченными границами. В отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник имеет право осуществлять любые действия (изменять местонахождения, потреблять, даже уничтожать ли портить), земельный участок может использоваться лишь соответственно ее целевому назначению (для сельскохозяйственного производства, застройки и т.п.), собственник не должен наносить ей вреда, уничтожать ли портить ее под страхом применения к нему санкций.

Учитывая общенародные интересы, ограниченность размеров земельных  ресурсов границами территории Украины, законодатель предусмотрел определенные размеры земельных участков, которые  могут находиться в частной собственности граждан. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность земельные участки, размер которых может не превышать 50 га сельскохозяйственных угодий и 100 га всех земель (ст. 52 Земельного кодекса Украины). Соответственно земельному и приватизационному законодательству гражданам Украины предоставлено право получить безвозмездно в собственность земельные участки таких размеров: до 0,6 га — для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов; до 0,25 га — в сельских населенных пунктах, до 0,15 га — в поселках городского типа (членам коллективных сельхозпредприятий — до 0,25 га, в городах — до 0,1 га) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений; до 0,12 га — для ведения садоводства; до 0,1 га — для индивидуального дачного строительства; до 0,01 га — для строительства индивидуальных гаражей.

В некоторых случаях  граждане могут иметь в собственности  земельные участки свыше площади, которая передается им безвозмездно. Так, они могут приобрести у местных советов народных депутатов земельные участки в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства свыше 50 га за соответствующую плату (ст. 18 Земельного кодекса). В данном разе законодатель не устанавливает определенных ограничительных размеров земельных участков. Не установленные они и относительно тех участков, которые приобретаются гражданами за соглашениями у других собственников.

Указами Президента Украины "О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства" от 15 ноября 1994 г. и "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям" от 12 августа 1995 г. предусмотрены возникновения права собственности на землю на основании паевания земель сельскохозяйственных коллективных предприятий, сельскохозяйственных коллективов, сельскохозяйственных акционерных обществ и других сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы которых изъявили желание получить землю в собственность.

Соответственно этим указам после принятия решения местными советами народных депутатов о передаче в коллективную собственность земли  органы землеустройства осуществляют ее деление на земельные части (паи) без выделения их в натуре (на местности). При этом каждому члену таких предприятий выдается сертификат на право частной собственности на земельную часть (пай) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении. Каждому члену сельхозпредприятия предоставлено право беспрепятственного выхода из него и безвозмездного получения в частную собственность своей земельной части (пая) в натуре, которая удостоверяется государственным актом на право частной собственности на землю.

В указах заложенное определенное внутреннее несогласование, поскольку они предусматривают передачу земли в коллективную собственность и вместе с тем за каждым членом сельхозпредприятия признают право частной собственности на земельную частицу (пай). Это несогласование рожденная определенной мерой содержанием ст. 5 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой субъектами права коллективной собственности являются сельхозпредприятия, а совладельцами — их члены.

В современных условиях распространился оборот ценных бумаг, значение которых в условиях социалистической экономики было минимальной. По Закону Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" ценными бумагами являются денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между лицом, которое их выпустила, и их собственником и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, которые вытекают из этих документов, другим лицам. Указанным законом ценными бумагами, которые могут выпускаться и оборачиваться, признаются акции, облигации внутренних республиканских и местных займов, облигации предприятий, казначейские обязательства Украины, сберегательные сертификаты, векселя, приватизационные бумаги. В юридической литературе называются и другие документы, которые имеют признаки ценных бумаг, а именно: чеки, аккредитивы, сберегательные книжки, лотерейные билеты, страховые полисы. накладные, варанти, коносаменты. Тем не менее, на мой взгляд, не все из перечисленных документов есть полноценными ценными бумагами (в частности, накладные, страховые полисы, именные сберегательные книжки, не разыгранные и проигрышные лотерейные билеты). Ценные бумаги как объекты гражданских прав должны отвечать установленной законом форме, содержать все необходимые для них реквизиты. За действующим законодательством, выпускать ценные бумаги (то есть быть эмитентом) имеют право лишь юридические лица. Однако гражданин может стать собственником любых видов ценных бумаг, как правило, в неограниченном количестве. Возможно также определенное регулирование отношений из приобретения некоторых ценных бумаг, например акций, с установлением тех или других ограничений. Так, приобретать акции акционерного общества закрытого типа могут, как правило, лишь основатели, такие акции не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже.

Гражданин может стать  собственником (совладельцем) целостных  имущественных комплексов предприятий  разных организационно-правовых форм, которые имеют статус юридического лица и осуществляют производственную, коммерческую или другую деятельность с целью получения прибыли. В Законе Украины "О предприятиях в Украине", других законодательных актах и в юридической науке понятия "предприятие" употребляется в понимании субъекта права, а иногда — объекта права. Так, п. 5 ст. 10 указанного закона предприятию как субъекту права предоставляются соответствующие полномочия из распоряжения его имуществом, а в ст. 14 определяются полномочие собственника из управления предприятием как объектом права. Большее того, в некоторых случаях законодатель применяет понятие "собственник имущества предприятия", что может дать основания к выводу о том, что, например, гражданин, который основал частное предприятие, не является его собственником как объекта права, а становится лишь собственником имущества предприятия. Такая позиция законодателя на практике может приводить к определенным недоразумениям. Так, в случае смерти собственника частного предприятия можно приходить к выводу, что наследники приобретают лишь прав на имущество предприятия и не имеют права определять дальнейший статус предприятия как юридического лица. Однако такой вывод был бы лишен правовой логичности и экономической целесообразности. Так или иначе законодатель устанавливает специальный правовой режим имущества предприятия, которое касается порядка обретения, учета, использование и отчуждение этого имущества. Правовой режим имущества предприятия, бесспорно, находится под влиянием уставных положений, определенных собственником-основателем.

Соответственно ст. 49 Закона Украины "О собственности" владение имуществом считается правомерным, если другое не будет установлено  судом, арбитражным или третейским судом. Вместе с тем это означает, что собственник не обязан иметь письменное доказательство принадлежности ему того ли другого имущества, за некоторыми исключениями. Право собственности на отдельные объекты обязательно может подтверждаться специальным документом, в частности свидетельством о праве собственности на жилой дом, свидетельством на наследство, государственным актом на право частной собственности на землю, нотариально удостоверенным договором купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы

Частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами.

Согласно действующему законодательству, физическое лицо в  праве по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Информация о работе Частная собственность