Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель работы – проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики частной собственности и предпринимательства, особенности формирования и институционализации этих феноменов и роль государства в этом процессе.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Частная собственность, её виды, место и роль в рыночной и переходной экономике…………………………………………………………………………4
2 Содержание, признаки, виды и цели предпринимательства……………….14
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь в современных условиях….……………………………………………………...24
4 Государственная поддержка предпринимательской деятельности и её перспективы………………………………..…………………………………….27
Заключение …………………………………………………………...................31
Список использованных источников ………………………………………….33
• формирование разветвлённой системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны. [16]
Предпосылки к росту производственной
активности малых и средних предприятий
могут быть реализованы при скорейшем
переходе на нетрадиционные формы привлечения
инвестиций, обеспечивающие перелив
капитала, накопленного в сфере услуг
и торговли. При этом должна быть
обеспечена ориентация, прежде всего,
на освоение ресурсосберегающих и наукоемких
технологий, а также на создание
благоприятных условий
В республике должно предусматриваться
дальнейшее совершенствование системы
налоговых льгот и льгот по
бюджетным и банковским кредитам
и других мер по формированию стартового
капитала вновь создаваемых
Все эти меры могут значительно
усилить общественный интерес к
предпринимательской
По прогнозным оценкам, в ближайшей
перспективе повысится удельный
вес занятых в сфере
В этих условиях ожидается значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где темпы роста реализованной продукции на 1-2 пункта будут превышать её рост в негосударственном секторе в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция обуславливается спецификой малых организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для государства направлениях.
По экспертным оценкам, ожидается повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном секторе экономики с 21% до 30% в 2012 году, что значительно улучшит конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках.
Начиная с 2001 года, ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий. [7]
4 Государственная поддержка предпринимательской деятельности и её перспективы
-право граждан и юридических
лиц заниматься
-защита прав и законных
интересов всех
-научно-техническая и
правовая поддержка
-страхование
-запрет вмешательства
собственника и любого
Для повышения эффективности и
широкого распространения
Причины, по которым небольшие
-их производственная и
-зависимость от кредитных
-неустойчивость получаемых
Учитывая эти и другие обстоятельства,
в Республике Беларусь разработана
Государственная и региональные
программы поддержки
-создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;
-организацию методического и
кадрового обеспечения
-меры по привлечению
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
-средств министерств и
-ассигнований из
-банковских процентов за
-иных поступлений и доходов.
Фонд осуществляет:
-финансирование разработок и
реализацию программ, связанных
с развитием
-финансовую поддержку
-установление и развитие
Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности.
Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний государственных или иных органов возмещаются этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией. [8]
Сегодня в Беларуси 72 тысячи малых предприятий, основанных частным сектором экономики, около 6 тысяч средних предприятий и 218 тысяч индивидуальных предпринимателей. Около 9% ВВП республики даёт малый бизнес. В налоговых поступлениях свыше 16% поступает исключительно из малого бизнеса — от индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. То есть эта цифра показывает, что почти в 2 раза больше собирается налогов, чем нужно было бы собирать, нет стимулирования.
Главным предпринимателем Беларуси было и остаётся государство. Это и является одной из главных проблем современного состояния предпринимательства Беларуси. И как только появляется какая-то выгодная ниша — то ли продажа медикаментов, то ли деревообработка — государство тут же берет этот процесс на контроль. Разрушает частный сектор экономики своей деятельностью — финансирует крупные предприятия, создаёт им льготы. И занимает доминирующую нишу на рынке.
Опросы показывают, что 70% белорусских предпринимателей так или иначе участвуют в благотворительной деятельности: помогают спортивным клубам, детям, школам. Белорусские предприниматели создали 12 частных ВУЗов.
Об этой стороне предпринимательской деятельности белорусы мало знают. Тому две причины. Если что-то делается, то всегда в средствах массовой информации упоминается роль государственных структур в этом и не упоминаются предприниматели. [14]
В Основных положениях Программы социально-
Согласно прогнозу международных
организаций ожидается
Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того, чтобы идти в ногу с
мировыми тенденциями, Беларусь должна
максимально использовать свои сильные
стороны (потенциальные конкурентные
преимущества): выгодное экономико-географическое
и геополитическое положение; развитые
системы транспортных коммуникаций
и производственной инфраструктуры;
значительные земельные, водные, лесные
ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых; относительно развитый научно-технический
потенциал; достаточно мощную строительную
базу; высокий образовательный
Бюджетно-налоговая политика направлена
на создание макроэкономических условий
для стимулирования экономического
роста и структурной
В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы является упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
Стратегические цели денежно-кредитной политики в настоящее время –обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Важнейшими направлениями
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
К 2012 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигла 25 процентов. [8]
Заключение
Современное состояние экономики
Республики Беларусь свидетельствует
о незавершенности