Частная собственность и свобода предпринимательства в рыночной и переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики частной собственности и предпринимательства, особенности формирования и институционализации этих феноменов и роль государства в этом процессе.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Частная собственность, её виды, место и роль в рыночной и переходной экономике…………………………………………………………………………4

2 Содержание, признаки, виды и цели предпринимательства……………….14

3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь в современных условиях….……………………………………………………...24

4 Государственная поддержка предпринимательской деятельности и её перспективы………………………………..…………………………………….27

Заключение …………………………………………………………...................31

Список использованных источников ………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАНОВО 3.docx

— 112.89 Кб (Скачать)

• формирование разветвлённой системы  подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны. [16]

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий  могут быть реализованы при скорейшем  переходе на нетрадиционные формы привлечения  инвестиций, обеспечивающие перелив  капитала, накопленного в сфере услуг  и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства. 

В республике должно предусматриваться  дальнейшее совершенствование системы  налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских  структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих  предприятиях, в том числе и  в сфере бытовых услуг населению. 

Все эти меры могут значительно  усилить общественный интерес к  предпринимательской деятельности в целом, а также к таким  её отраслям, как бытовые услуги для населения. 

По прогнозным оценкам, в ближайшей  перспективе повысится удельный вес занятых в сфере предпринимательства  в 1,5 раза. К 2010 году вклад в ВВП  республики малого и среднего предпринимательства достиг 20-25%. 

В этих условиях ожидается значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где темпы  роста реализованной продукции  на 1-2 пункта будут превышать её рост в негосударственном секторе  в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция  обуславливается спецификой малых  организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для  государства направлениях. 

По экспертным оценкам, ожидается  повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном  секторе экономики с 21% до 30% в 2012 году, что значительно улучшит конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках. 

Начиная с 2001 года, ежегодно выполняются и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. 

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий  на рынке кредитных ресурсов в  силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также  целевое финансирование высоко эффективных  программ и проектов, позволяющее  раскрыть внутренний потенциал малых  предприятий. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Государственная поддержка предпринимательской деятельности и её перспективы

В республике гарантируется:

-право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

-защита прав и законных  интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с  законодательством страны и договорами;

-научно-техническая и  правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

-страхование предпринимательского  риска;

-запрет вмешательства  собственника и любого третьего  лица в деятельность предпринимателя  после заключения с ним контракта,  кроме случаев, предусмотренных  в контракте.

Для повышения эффективности и  широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Причины, по которым небольшие предпринимательские  коллективы (без специальных мер  государственной поддержки) не могут  быть равноправными и равносильными  конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

-их производственная и техническая  привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали или оказывают услуги;

-зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий  от предпринимателей, могут ущемлять  их в выделении финансовых  ресурсов;

-неустойчивость получаемых доходов  вследствие небольших объёмов  производства и ориентации на  изменчивую рыночную конъюнктуру  и т.п.

Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана  Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа  включает:

-создание целостной системы  правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и  других условий для развития  предпринимательства;

-организацию методического и  кадрового обеспечения предпринимательской  деятельности;

-меры по привлечению иностранных  инвестиций в экономику республики.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются  за счёт:

-средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций  и предпринимателей, временно передаваемых  фонду для осуществления уставных  задач;

-ассигнований из республиканского  бюджета;

-банковских процентов за использование  временно свободных средств фонда;

-иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет:

-финансирование разработок и  реализацию программ, связанных  с развитием предпринимательской  деятельности;

-финансовую поддержку территориальных  программ развития предпринимательства,  непосредственное инвестирование  частной инициативы и другие  виды финансовой поддержки предпринимательства;

-установление и развитие взаимовыгодных  контактов с аналогичными фондами  и другими организациями зарубежных  стран.

Вмешательство государственных или  иных органов либо их должностных  лиц в деятельность предпринимателя  не допускается, кроме как по установленным  законодательством основаниям и  в пределах компетенции указанных  органов. Предприниматель имеет  право обращаться в суд или  хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными  и правомерными актов государственных  и иных органов либо действий должностных  лиц, касающихся его деятельности.

Убытки, причинённые предпринимателю  в результате выполнения указаний государственных  или иных органов возмещаются  этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией. [8]

Сегодня в Беларуси 72 тысячи малых  предприятий, основанных частным сектором экономики, около 6 тысяч средних  предприятий и 218 тысяч индивидуальных предпринимателей. Около 9% ВВП республики даёт малый бизнес. В налоговых  поступлениях свыше 16% поступает исключительно  из малого бизнеса — от индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. То есть эта цифра показывает, что  почти в 2 раза больше собирается налогов, чем нужно было бы собирать, нет  стимулирования.

Главным предпринимателем Беларуси было и остаётся государство. Это и  является одной из главных проблем  современного состояния предпринимательства  Беларуси. И как только появляется какая-то выгодная ниша — то ли продажа  медикаментов, то ли деревообработка  — государство тут же берет  этот процесс на контроль. Разрушает  частный сектор экономики своей деятельностью — финансирует крупные предприятия, создаёт им льготы. И занимает доминирующую нишу на рынке.

Опросы показывают, что 70% белорусских  предпринимателей так или иначе  участвуют в благотворительной  деятельности: помогают спортивным клубам, детям, школам. Белорусские предприниматели  создали 12 частных ВУЗов.

Об этой стороне предпринимательской  деятельности белорусы мало знают. Тому две причины. Если что-то делается, то всегда в средствах массовой информации упоминается роль государственных  структур в этом и не упоминаются  предприниматели. [14]

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в  прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и  приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования  макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы. 

Согласно прогнозу международных  организаций ожидается ускорение  глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП  с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах.

Производство ВВП на душу населения  в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности  до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в  том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся  странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России –  с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США). 

Для того, чтобы идти в ногу с  мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные  стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров.

Бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий  для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. 

Одним из важнейших направлений  налоговой реформы является упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. 

Стратегические цели денежно-кредитной политики в настоящее время –обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. 

Важнейшими направлениями ценовой  политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку  экономики, создание условий для  повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и  регулируемых цен.

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения  новых технологий. 

Государственная политика поддержки  малого и среднего предпринимательства  будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому  развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской  деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых  городских поселениях и сельской местности.

К 2012 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигла 25 процентов. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современное состояние экономики  Республики Беларусь свидетельствует  о незавершенности трансформационных  процессов (сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная  система хозяйствования). Сегодняшнюю  экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения  проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более  уверенно и с меньшим количеством  остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической  и социальной сферах изначально опирались  на набравшую достаточный ход  реформу на уровне предприятий, включая  формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников  и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.

Информация о работе Частная собственность и свобода предпринимательства в рыночной и переходной экономике