Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – изучение на уровне теории структуры, сущности и функций центральных банков. И анализ проблем и перспектив развития Национального Банка Республики Беларусь, на основании рассмотрения центральных банков различных регионов мира и Республики Беларусь.
Введение …………………………………………….……….……….….…4
Классификация, сущность функции и операции центрального банка……………………………………………………………………..5
1.1 Классификация центральных банков…………….…...….……….6
1.2 Сущность функции и операции центральных банков.......…..…..7
1.2.1Функции центральных банков……………...………….....…..8
1.2.2Проведение денежно кредитной политики……..….….……10
1.3 Взгляды экономистов на функции центральных банк…............13
Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь…………….15
2.1Центральный банк ФРГ (Бундесбанк)……………………….…..15
2.2Федеральная Резервная Система США………………………….17
2.3Национальный Банк Республики Беларусь……………….……..20
2.3.1История банковской системы Республики Беларусь……...20
2.3.2Функции и основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь…………21
2.3.3Организация банковского надзора…………...……………..24
2.3.4Операции на открытом рынке……………………..………..26
Заключение………………………………………………………….….….29
Список использованных источников……………..…………
Крах Бретон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине семидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.
С середины семидесятых годов господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского монетариста Фридмена, которая является теоритической основой денежно-кредитного регулирования экономики.
Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, проведения антиинфляционной политики.
Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежной массой, то есть в проведении «гибкой» денежно-кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присуще запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства. В связи с этим монетаристы считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы в обращении – не более 3-5% в год. По мнению Фридмена ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.
Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают против антициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению, государственное регулирование спроса нарушает действие стихийных рыночных сил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризм выступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики – контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, то есть уров- нем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Что касается политики обязательных минимальных резервов, то ее требования используются практически во всех промышленно развитых странах. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист Самуэльсон считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
2.Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь
2.1 Центральный банк Федеративной Республики Германия (Бундесбанк)
Закон, учредивший новый федеральный эмиссионный банк Федера- тивной Республики Германия, был принят бундестагом 4 июля 1957 г. и вступил в силу 1 августа 1957 г. Банк Германии (немецкий федеральный банк) заменил бывшую систему центральных банков, которая включала в се- бя Банк немецких земель, девять центральных банков земель и Центральный Берлинский банк. В результате их слияния образовался единый центральный банк - Deutsche Bundesbank.
Бундесбанк имеет следующие административные органы:
Юридические права и обязанности банка направлены на регулирование денежного обращения и кредита посредством:
Пока федеральное правительство не переехало в Берлин, штабквартира Бундесбанка находится во Франкфурте-на-Майне.
Учетная ставка банка. Переучетная ставка Бундесбанка применяется к приемлемым коммерческим бумагам в пределах лимитов переучета, устанавливаемых банком. Казначейские также могут быть учтены, однако немецкие банки, как правило, предпочитают продавать их Бундесбанку путем операций на открытом рынке. Сверх лимита учитывают такие инструменты, как первоклассные векселя денежного рынка, акцептованные банком со сроком погашения не более 45 дней; векселя немецких экспортеров, выпущенные в рамках квоты переучета, установленной Бундесбанком для Экспортного банка в целях средне- и долгосрочного кредитования экспорта, а также ссуды под ценные бумаги с небольшой премией, превышающей учетную ставку для приемлемых бумаг. Немецкие банки сочетают инвестиционные, брокерские и чисто банковские функции, а также покупают акции предприятий немецкой промышленности. В качестве членов фондовых бирж, банки выступая как брокеры, осуществляют львиную долю фондовых операций, в основном не на биржах, а между банками.
2.2 Федеральная Резервная Система США
В начале ХХ века в США имелось не менее пяти тысяч эмиссионных банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банк- ноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законным платежным средством).
Сегодня банковская система США состоит из:
- Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка;
- Коммерческих банков;
- Инвестиционных банков;
- Сберегательных банков;
- Ссудосберегательных ассоциаций.
Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части – властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:
- Национальные банки;
- Банки штатов – членов ФРС;
- Банки – не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
- Банки – не члены
ФРС, чьи вклады не
Национальные банки
С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости, стабильность покупательской способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем в законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.
С годами были приняты
поправки к акту о Федеральной
резервной системе. ФРС
Поскольку прочная финансовая структура является важной составной частью эффективной денежно-кредитной политики и растущей и процветаю- щей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях).
Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту систему как «независимую внутри правительства». ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.
Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У совета есть функции в области национального платеж- ного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых сенатом. Полный срок работы члена совета – 14 лет. И сем сроков органи- зованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год. Нель- зя быть повторно назначенным после полного срока работы.
Председатель и вице-
Операции на открытом рынке
являются главным инструментом, используемым
ФРС в осуществлении
Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федера- льных банков. В 25 городах были организованы филиалы резервных банков.
Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 дирек- тора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех дирек- торов класса С, которые тоже представляют общественность.
ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитам получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям.
Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства.