Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Безработица: понятие, формы и причины. Формы безработицы и их специфика…………..6
Причины безработицы в переходной экономике……………………………………………...8
Закон Оукена……………………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Экономика реферат.docx

— 103.37 Кб (Скачать)

Причины безработицы в  переходной экономике.

Среди множества  проблем, встающих перед любой страной  в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.

Однако, прежде всего, следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная структурная безработица. В России массовая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса  может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к  сфере занятости обязательно  должно сохраняться регулирующее участие  государства.

Успех реформ в  России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных  связей, эффективно найти свое место  в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную  продукцию; конкурентоспособную и  на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные  и не могущие быть долговечными в  рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных, лицензионных и иных барьеров.

Иначе говоря, путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой безработицы  лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения  в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой  ситуации лежало, во-первых, то, что  экономические ведомства и директора  советских предприятий руководствовались  укоренившимся догматом экономической  теории о принципиальной несовместимости  социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания  предприятием различных административно  взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его  деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции  на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п.

Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных  предприятий нередко и по сей  день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут  под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь  оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит  в том, что сам факт перехода к  частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных  значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме  не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам.

Он поразил  не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция  которых нужна обществу, даже остро  необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще  один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.

Многообразие  форм безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку  единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для  решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим  некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту функцию  выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: создание развитого рынка  жилья; увеличение масштабов жилищного  строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1. Создание  условий для роста спроса на  товары. Так как спрос на рынке  труда – производный и зависит  от ситуации на рынках товаров  и услуг, то занятость возрастет,  а безработица упадет в там  случае, если товарные рынки предъявят  больший спрос и для его  удовлетворения надо будет нанять  дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

· поддержка  и поощрение инвестиций в реконструкцию  предприятия с целью повышения  конкурентноспособности продукции.

2. Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше  людей претендуют на рабочие  места, тем легче найти работу  даже при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места  и, более того высвободить дополнительные  вакансии для безработных вполне  реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении  органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли  уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым  служащим пришлось бы искать работу. А  поскольку шансов на трудоустройство  в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

3. Создание  условий для роста самозанятости.  Смысл такого рода программ  состоит в том, что людям  помогают открыть собственное  дело, чтобы они могли прокормить  себя и свою семью, даже если  им не удается найти работу  по найму. В России это реализуется  через программы поддержки малого  предпринимательства.

4. Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто  не хочет брать на работу  из-за падающей производительности  труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто  не хочет брать на работу  из-за низкой квалификации и  отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

· экономическое  стимулирование молодежной занятости;

· создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

· создание центров обучения молодых людей  тем профессиям, шансы на занятость  в которых наиболее высоки.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.

Таким образом, под безработицей понимается временная незанятость экономически активного населения страны.  Выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицы, а также добровольную, вынужденную, скрытую и застойную. Для регулирования уровня безработицы государство использует различные методы в зависимости от формы наблюдаемой в стране безработицы.

Закон Оукена

Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5 %. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Назван по имени американского экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция с множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

(Y − Y * ) / Y * = − Buc

  • Y — фактический ВНП
  • Y* — потенциальный ВНП
  • u— уровень циклической безработицы
  • B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5 %)

По каждой стране в зависимости  от периода будет свой коэффициент  В.

Из формулы следует, что  если циклическая безработица в  стране отсутствует, фактический ВНП  равен потенциальному, т.е. в экономике  задействованы все возможные  производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

(Y− Y0) / Y= − B(u− u0) / (1 − Bu0)

Информация о работе Безработица