Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа
В данной работе я преследовала следующие цели:
рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
проанализировать истоки этого явления в России;
рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.
рассмотреть безработицу в Пермской области
Введение 3
Глава 1. Безработица (измерение, структура, типы). Причины возникновения безработицы и ее последствия.
Общие сведения о безработице, типы 4
Причины возникновения безработицы 9
Глава 2. Способы регулирования занятости и последствия безработицы
2.1 Способы регулирования занятости 12
2.2 Последствия безработицы 14
Глава 3. Безработица в современной России
3.1 Причины возникновения безработицы в России 16
3.2 Возможные пути решения проблем безработицы 23
3.3 Безработица в Пермской области 29
Заключение 41
Список используемой литературы 44
На 31-й территории области по итогам 2004 года отмечен рост численности зарегистрированных безработных. Наиболее заметным он был в Красновишерском (441 чел.), Суксунском (231 чел.) и Осинском (186 чел.) районах.
Вместе с тем, снижение численности безработных по отношению к началу года отмечено на 7-ми территориях области, особенно значительным оно было в Верещагинском районе (116 чел.), Губахе (91 чел.), Березниках (81 чел.).
Уровень безработицы
В течение 2004 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по области возрос и составил на конец отчетного периода 1.3% к численности экономически активного населения.
По уровню безработицы на 1 января 2005 года можно выделить 3 группы территорий: с уровнем безработицы ниже среднеобластного - до 1.3%, выше среднеобластного менее чем в 2 раза - от 1.3 до 2.6% и выше среднеобластного более чем в 2 раза - свыше
2.6%.
На конец отчетного периода распределение территорий относительно среднеобластного уровня безработицы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года изменилось в сторону увеличения количества территорий с уровнем безработицы выше среднеобластного более чем в 2 раза: на 1.01.2004 г. уровень безработицы ниже среднеобластного имели 11 территорий, выше среднеобластного до 2 раз - 17 территорий, выше среднеобластного более чем в 2 раза - 10 территорий.
По итогам 2004 года уровень безработицы в Пермской области продолжает быть ниже среднероссийского и среднего по Приволжскому федеральному округу, среди областей и республик округа область находится на 3-м месте после Оренбургской и Нижегородской областей.
Конъюнктура рынка труда
В течение 2004 года в территориальные ЦЗН поступило 101.8 тыс. вакансий, общее же число вакансий, которыми располагали ЦЗЧ, с учетом имевшихся на начало года, составило 108.3 тыс.единиц.
По формам собственности на предприятия государственного сектора приходилось 42.5% общего количества вакансий, заявленных в течение отчетного периода, на негосударственный сектор - 57.5%.
В отраслевом разрезе вакансий, заявленных в течение отчетного периода, приходилось: 22.4% - на промышленность; на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и науку - 21.1%; 11.5% - на торговлю и общественное питание; 9.0% - на строительство; управление - 5.7%; сельскохозяйственное производство - 5.7%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 5.5%.
На 1 января 2005 года в СЗН области было зарегистрировано 7.2 тыс. вакансий. Около 65.5% вакансий, имеющихся в ЦЗН области на I января 2005 года, приходилось на рабочие профессии (год назад - 67.9%), а доля рабочих в общей численности обратившихся в ЦЗН в течение отчетного периода составила 43.8 % (год назад - 40.1%), т.е. профессиональный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда сохраняется.
Объемы высвобождения
Наибольшая численность
Эффективность использования (заполнения)
вакансий (отношение числа
Показатель качества организации работы по учету вакансий (отношение трудоустроенных к количеству снятых в течение отчетного периода вакансий) составил в целом по области 76.9%.
Основные показатели деятельности Департамента ФГСЗН по Пермской области
Основой деятельности Департамента ФГСЗН по Пермской области в течение 2004 года является областная целевая программа содействия занятости населения Пермской области на 2003 — 2005 годы, утвержденная Законом Пермской области № 665-129 от 20.03.2003 г., и письмо Минтруда № 1082-МТ от 24.02.2004 г. «О контрольных показателях по численности участников мероприятий по содействию занятости населения и объемах финансирования пособий по безработице и социальных выплат безработным гражданам на 2004 год».
На реализацию государственной политики занятости в 2004 г. Департаментом было израсходовано средств федерального бюджета на сумму 299,3 млн.руб., из них на реализацию программ активной политики занятости - 54,4 млн.руб., на социальную поддержку безработных граждан - 244,9 млн.руб. Кроме того, на реализацию основных мероприятий по содействию трудоустройству дополнительно было привлечено средств областного, местных бюджетов и работодателей на сумму 22,5 млн.руб.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
По состоянию на 1 января 2005 г. из 18.2 тысяч безработных пособие по безработице было назначено 17.1 тыс.чел.; доля имеющих право на пособие ("истинно безработных") с начала года возросла и составила 94.1%.
В декабре 2004 года 43.1% безработных получали пособие в минимальном размере (20% и 30% от прожиточного минимума - соответственно 537 и 805 руб.), т.е. доля этой категории безработных по сравнению с началом года существенно возросла (было 18.8%), что может быть связано с ростом в составе безработных удельного веса выпускников, освобожденных из УИН и незанятого населения. На выплату пособий по безработице израсходовано средств федерального бюджета 197,4 млн. руб.
ТРУДОУСТРОЙСТВО. В течение 2004 года при содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 77.7 тыс.чел., из них 52.7 тыс.чел. - незанятые трудовой деятельностью. 24.5 тыс.чел. - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, а 0.5 тыс.чел. - занятые трудовой деятельностью. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы трудоустройства в целом снизились на 13.1%. а по незанятому населению- на 3.4%.
Эффективность трудоустройства - доля трудоустроенных в общей численности состоящих на учете ищущих работу граждан - составила 61 %, в общей численности незанятых граждан - 51.7%. а безработных -41.1%.
До присвоения статуса безработного было трудоустроено 26.9 тыс. человек или 51.1% от общей численности трудоустроенных незанятых граждан (год назад - 49.8%). т.е. возможности трудоустройства ищущих работу незанятых граждан в первые 10 дней после обращения в службу занятости улучшились. Наиболее эффективно организована работа по трудоустройству незанятого населения до присвоения статуса безработного в Кунгуре (в этот период нашли работу 59.0% от числа обратившихся незанятых граждан), Соликамске (52.2%) и Чайковском (52.0%).
Эффективность трудоустройства безработных по территориям наибольшей была в Кишертском (59.8%), Сивинском (57.9%) и Ильинском (57.7%) районах.
Из общего числа трудоустроенных работу на условиях временной занятости получили 33.9 тыс. чел., из них несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет 24.5 тыс. чел. Израсходовано средств федерального бюджета на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 9,2 млн. руб., привлечено средств областного и местного бюджетов, а так же средств работодателей на сумму 5.7 млн. руб.
ПЕРЕОБУЧЕНИЕ. В течение 2004 года областной службой занятости было направлено на профессиональное обучение 9448 чел. (15.1% от общей численности безработных). В целом численность направленных на переобучение оказалась на 14.8% меньше соответствующего периода прошлого года. Основными категориями направленных на профобучение, как и ранее, являлись женщины (65.3%) и молодежь в возрасте 16-29 лет (65.1%). Закончили переобучение по направлениям СЗН (в т.ч. начавшие обучение в предыдущий период) 9408 человек. (2003 год - 11013 чел., снижение на 14.6%).
Среди территорий, как и ранее, выделяются Пермь (направлено на переобучение 3069 человек), по городам области - Березники (565 чел.), Кунгур (463 чел.), а по сельским районам - Чернушинский (312 чел.), Пермский (281 чел.), Оханский (197 чел).
Лишь 0.6% закончивших профобучение были вынуждены вновь обратиться в службу занятости и вторично получили статус безработного. Поэтому повышение профессиональной мобильности безработных по-прежнему имеет наиболее высокую значимость среди направлений деятельности службы занятости и является одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости на ближайший период. На финансирование профессионального обучения израсходовано средств федерального бюджета на сумму - 30.9 млн. руб.
Кроме того, специалисты Департамента и территориальных ЦЗН оказали услуги по профессиональной ориентации 60.9 тысячам граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Израсходовано средств федерального бюджета 557.0 тыс. руб.
ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И САМОЗАНЯТОСТИ На обучение основам предпринимательства было направлено 1901 человек (2003 г. -2234 чел.).
Закончили обучение 1916 человек. Участниками программы содействия самозанятости стали 249 безработных. Израсходовано средств федерального бюджета 736,0 тыс.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов на сумму 1.1 млн. руб.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ. В целом по области в организованных органами самоуправления и предприятиями совместно со службой занятости общественных работах приняли участие 9698 человек, что ниже соответствующего периода прошлого года на 29.3%. Из них в соответствии с действующим законодательством для 1479 человек общественные работы являлись подходящей работой, в связи с чем они были сняты с учета как трудоустроенные, 8219 человек были направлены на общественные работы без снятия с учета, т.е. с сохранением статуса безработного. Особенностью проведения общественных работ в отчетном году по сравнению с предыдущим было увеличение периода участия в них безработных граждан, поэтому при увеличении общих объемов финансирования данной программы отмечено сокращение численности ее участников. Наиболее массовый характер имели общественные работы в Перми (в них участвовало 2445 чел.), Березниках (444 чел.), Краснокамске (323 чел.), а по районам - в Ильинском (353 чел.), Кишерт-ском (326 чел.), Карагайском (286 чел.). На проведение общественных работ израсходовано средств федерального бюджета 7,7 млн.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов, а также средств работодателей на сумму 12.5 млн. руб.
ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ. На досрочную пенсию в течение 2004 года было выведено 948 человек (2003 г. - 506 чел.). Наибольшее количество безработных выведено на досрочную пенсию в Перми (302 чел.) и Кунгуре (52 чел.). Израсходовано средств федерального бюджета га выплату пенсий 17,8 млн. руб.
В программе социальной адаптации приняли участие 2225 безработных, испытывающих трудности в поиске работы. Израсходовано средств федерального бюджета 143,1 тыс.руб.
В целом итоги 2004 года показали, что напряженность на регистрируемом рынке труда области несколько возросла, причиной чего является сохранение низкого уровня жизни значительной части населения на фоне постоянного роста цен, в особенности коммунальных услуг. Основным контингентом клиентов ЦЗН по-прежнему являются низкоконкурентные слои населения, однако в отчетном году отмечено значительное увеличение доли лиц, возвращающихся в состав экономически активного населения после длительного периода незанятости. Сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы и напряженности на рынке труда. Основные усилия Департамента ФГСЗН по Пермской области и территориальных ЦЗН в 2004 году были направлены на повышение эффективности взаимодействия с работодателями но программам трудоустройства безработных и незанятого населения, развитие программ повышения конкурентоспособности населения на рынке труда и привлечение дополнительных источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения.
Заключение
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.
Наше исследование показало, что в целом можно признать определенный успех в решении проблем безработицы в России. Если за 1992 (окт.) - 1999 (фев.) гг., т.е. практически за девять лет, безработица возрастала в среднем за месяц на 88 тыс. чел., то в 1999 (фев.) - 2002 (нояб.) гг. она сокращалась в среднем за месяц на 14,6 тыс. чел. Следовательно, "скорость" ликвидации безработицы превышала "скорость" ее сокращения на 30,2%. За 1999-2002 гг. численность безработных сократилась с 9,1 млн чел. до 6,1 млн, т.е. в 1,5 раза.