Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:26, реферат
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение.
I. Рынок труда и его структура:
Сущность и специфика рынка труда.
Структура рынка труда.
Особенности рынка труда в России.
II. Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины и основные формы безработицы.
2.3. Факторы, способствующие безработице в
России
2.4. Методы борьбы с безработицей.
2.5. Социальные последствия безработицы в
России.
III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию
рынка труда.
3.2. Федеральная служба занятости России.
3.3. Биржи труда.
Заключение.
Библиографический список.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения
свободы труда необходимо окончательно
избавиться от рудиментов тоталитарной
эпохи (прописки, спецучета кадров,
административных ограничений приема
и произвольных увольнений наемных
работников). Ввести в действие регуляторы
свободного рынка труда. Среди них
принципиально важны
Давно пора
заменить архаичные и неэффективные
формы законодательного регулирование
труда, например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и
ее индексации, которые из инструментов
социальной защиты на практике, в ситуации
бюджетного дефицита, превращаются в
государственные нормы
Предстоит
признать приоритет социального
партнерства по закону над государственным
управлением трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить
роль государства в обеспечении
занятости, включая отказ от глобальных
федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной
и экономической «защищенности»
от безработицы. Для этого необходимо
создать независимую от правительства
и местной администрации
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако,
в последнее время
По мере углубления реформ число
безработных должно возрастать в
прямой пропорции с повышением эффективности
производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать
структурную безработицу в
2.5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.
При анализе безработицы в РФ
можно выявить следующие негати
Оценивая, безработицу как потери
общества, следует отметить также
следующие факторы
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.
Безработные представляют собой резерв
незанятой рабочей силы, которую
можно задействовать при
Наличие
безработицы усиливает агрессию
профсоюзов и их требования повышения
заработной платы, и тем самым
усиливает стимулы
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики. [7,c.123]
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
Политика
регулирования рынка как
Государство
на рынке труда
Социальная поддержка
Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров
Развитие гибкого рынка труда,
правовое обеспечение
Рис. 3.1. Направления государственной политики на рынке труда.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
К методам воздействия на занятость можно отнести:
Типы государственного воздействия на занятость:
3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
В
настоящее время в России сложился
ряд направлений в
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.2).[6,c.206]
Служба занятости
Организация общественных работ
и временной занятости
Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости.
3.3. БИРЖИ ТРУДА
Содействие территориальной и профессиональной мобильности
Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения
Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах