Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы – изучить особенности безработицы в переходной экономике, в частности в Республике Беларусь, описать теоретические основы понятия безработицы и оценить уровень безработицы в странах СНГ и Беларуси, проанализировать методы преодоления безработицы в Беларуси.
Задачи:
- выявить сущность и причины безработицы;
- систематизировать классификацию безработицы;
- определить уровень безработицы в странах СНГ;
- проанализировать тенденции безработицы в Республике Беларусь;
- выявить основные программы государств по преодолению безработицы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы безработицы как экономической категории………....6
1.1 Сущность и причины безработицы…………………………………………….6
1.2 Классификация безработицы………………………………………………….10
2 Особенности безработицы в переходной экономике…………………………14
2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………………..14
2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг……………….17
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………………….20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

безработица 2011.doc

— 806.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 31 с., 3 табл., 21 источник, 2 приложения

 

БЕЗРАБОТИЦА, УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, СТРУКТУРНАЯ, ФРИКЦИОННАЯ, ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА.

 

Объект исследования – безработица в переходной экономике.

Предмет исследования – сущность, виды, причины безработицы, оценка и анализ уровня безработицы в странах СНГ и Республике Беларусь, пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

Цель работы: раскрыть теоретические основы понятия безработицы и проанализировать уровень безработицы в странах СНГ и Беларуси, оценить методы преодоления безработицы в Беларуси.

Методы исследования: анализ и синтез, графический метод, экономико-статистические методы.

Исследования и разработки: определены основные виды безработицы, рассмотрены уровни безработицы в странах СНГ, проанализирована безработица Республики Беларусь, определены основные пути преодоления безработицы.

Элементы научной новизны: обоснованы пути преодоления безработицы, обобщены сведения о программах по ликвидации безработицы в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: деятельность социальных служб, более глубокое изучение проблемы безработицы при изучении курса «макроэкономика».

Экономическая и социальная значимость: реализация предложений позволит снизить уровень безработицы  Республике Беларусь и помочь в социальной защите безработных.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


ABSTRACT

 

 

Course work: 31 pages, 3 tables, 21 source, 2 аppendices

 

UNEMPLOYMENT, THE LEVEL OF UNEMPLOYMENT, STRUCTURAL, FRICTION, CYCLICAL UNEMPLOYMENT.

 

Object of study - unemployment in transition economies.

Subject of investigation - nature, types and causes of unemployment, assessment and analysis of unemployment in the CIS and the Republic of Belarus, ways to overcome unemployment in the Republic of Belarus.

Objective: To reveal the theoretical foundations of the concept of unemployment and analyze the level of unemployment in the CIS countries and Belarus, to evaluate methods for overcoming unemployment in Belarus.

Methods: Analysis and Synthesis, a graphical method, the economic and statistical methods.

Research and development: identifies the main types of unemployment, unemployment rates are considered in the CIS countries, unemployment is analyzed Belarus, identified the main ways to overcome unemployment.

Elements of scientific innovation: overcoming unemployment justified, summarizes the programs to eliminate unemployment in the Republic of Belarus.

Realm of the possible practical applications: the activities of social services, a deeper study of the unemployment problem in the study course "macroeconomics."

Economic and social importance: implementation of the proposals will reduce unemployment and help the Republic of Belarus in the social protection of unemployed.

The author of confirms that it reduced the analytical material properly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of methodological and methodical aspects and concepts accompanied by references to their authors.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..5

1   Теоретические основы безработицы как экономической категории………....6

1.1 Сущность и причины безработицы…………………………………………….6

1.2 Классификация безработицы………………………………………………….10

2        Особенности безработицы в переходной экономике…………………………14

2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………………..14

2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в  2000-2011 гг……………….17

2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………………….20

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………...28

Приложение А Численность незанятого населения СНГ на 1-ое полугодие 2011 года…………………………………………………………………………………..30

Приложение Б Реализация активных мер политики занятости…………………31
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Безработица наносит немалый урон жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Поэтому данная тема очень актуальна, ведь в любой стране мира существует безработица, а значит и существуют связанные с ней определенные проблемы: недопроизводство товаров и услуг, потребность выплат по безработице, затраты на борьбу с безработицей, привлечение дополнительных средств для переподготовки безработных и т.д.

Цели работы – изучить особенности безработицы в переходной экономике, в частности в Республике Беларусь, описать теоретические основы понятия безработицы и оценить уровень безработицы в странах СНГ и Беларуси, проанализировать методы преодоления безработицы в Беларуси.

Задачи:

- выявить сущность и причины безработицы;

- систематизировать классификацию безработицы;

- определить уровень безработицы в странах СНГ;

- проанализировать тенденции безработицы в Республике Беларусь;

- выявить основные программы государств по преодолению безработицы.

Объектом исследования является безработица.

Предмет исследования – особенности безработицы в переходной экономике.

При исследовании использовались следующие методы: анализ и синтез, графический метод, экономико-статистические методы.

В данной работе использованы труды многих ученых как белорусских, так и зарубежных стран. Для написания работы использованы специальная научная и учебная литература по проблеме безработицы Ю. Г. Одегова, Ю. М. Остапенко, С. Л. Брю, К. Р. Макконелл, а также П. Э. Шлендера – в книгах именно этих авторов более широко раскрыта тема безработицы. Также в работе были использованы аналитико-статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и Статкомитета стран СНГ (более  очно и достоверно отражают основные показатели по странам), данные периодической печати из журналов «Вестник Московского Университета» и «Экономика и общество», сведения Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь», пункты Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011 - 2015 годы, а также Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (в них указаны нормативные положения о труде и занятости в Республике Беларусь).

 


1 Теоретические основы безработицы как экономической категории

 

 

1.1 Сущность и причины безработицы

 

 

Одна из ключевых целей государственной экономической политики любой страны — достижение высокого уровня занятости. Если трудовые ресурсы используются не полностью, значит, экономическая система функционирует неэффективно, не достигает границы своих производственных возможностей, общественный продукт «недопроизводится». Безработица является макроэкономическим процессом, оказывающим существенное влияние на уровень жизни, статус, морально-психологическое состояние  людей.

Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Министерства труда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира  разных объемах, формах и продолжительности.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занято в производстве товаров и услуг. Безработица выступает как вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее как на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах. [1, с. 139-140]

Безработица присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.

Под безработицей часто подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема [2, с. 46].

Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Таким образом, человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит, предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям; постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда); помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе; обращение за помощью к друзьям или родственникам; попытки приобрести или взять в аренду землю, здание, машины или оборудование, финансовые ресурсы, чтобы открыть свое дело и т. п. Помимо этого, по методологии МОТ, к безработным относят и людей, проходящих обучение (переподготовку) по направлению службы занятости.

Согласно Закону «О занятости населения Республики Беларусь» от 1 июля 2006 г., безработица – это «явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу»; безработным является – «трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней» [3].

Существуют и другие определения понятия безработицы, в частности: временная или постоянная незанятость части рабочей силы; превышение предложения труда над спросом на труд; избыточное предложение рабочей силы на рынке труда и т.д.

Население любой страны подразделяется на три большие группы:

- в первую группу входят лица, не достигшие 16 лет (возрастная граница варьируется в связи с принятыми законами различных стран, так, например, в Республике Беларусь разрешено работать с 14 лет), а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. В эту первую группу включены  лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы;

- вторую группу, которая называется “выбывшие из состава рабочей силы”, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать (надомники, учащиеся, пенсионеры), но по какой-то причине не работающие и ищущие работу;

- третья группа - это рабочая сила. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать. [4, с. 159]

Существует также и другая классификация населения, в ней уже выделяются четыре категории: потерявшие ра­боту в результате увольнения; добровольно оставившие работу; при­шедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит прежде всего от фазы экономического цикла.[5, с. 47]

Количественная оценка безработицы осуществляется с помощью ряда показателей. Безработица характеризуется показателями частоты, длительности и уровня.

Частота безработицы устанавливается количеством случаев без­работицы у одного человека за определенный период; ее рост сви­детельствует о низком качестве рабочего места и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую толь­ко могут найти безработные в кризисные периоды.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т. п.

Более наглядными являются удельные показатели, демонстрирующие долю тех, кто не может найти работу, в общей численности желающих работать т.е. показатели уровня безработицы. [5, с. 49-50]

Для получения этих показателей существуют два способа расчета уровня безработицы:

- при помощи показателя общей безработицы. Данные для его определения получают путем систематических массовых выборочных опросов населения, при этом респондент не обязан документально или иным путем подтверждать достоверность ответов. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.1):

 

 

- при помощи показателя регистрируемой (или официальной) безработицы. Его получают на основе обобщения сведений служб занятости. Он  включает трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и готовых приступить к ней. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.2):

 

 

Для пояснения расчета этих показателей выделяются группы населения по экономической активности или неактивности.

К экономически активному населению относят совокупность лиц, потенциально способных и желающих участвовать в производстве материальных благ, оказании услуг и т. д. Среди них выделяют занятое население и незанятое. К занятым относят:

- работающих по найму (полное или неполное рабочее время);

- самозанятых (ведущих предпринимательскую, индивидуальную трудовую деятельность, фермеров, лиц свободных профессий и пр.);

- избранных на должность;

- военнослужащих;

- работников без оплаты на семейном предприятии;

- временно отсутствующих на работе по причине болезни, отпуска, забастовки и т. п.

Безработными считаются:

- потерявшие работу в результате сокращения штата или ликвидации предприятия;

- добровольно оставившие работу;

- пришедшие на рынок труда после длительного перерыва в работе;

- впервые ищущие работу.

К экономически неактивному населению относятся лица:

- неработающие лица моложе трудоспособного возраста;

- учащиеся с отрывом от производства;

- неработающие лица, получающие пенсии по старости и инвалидности;

- ведущие домашнее хозяйство;

- добровольные незанятые (не желающие работать);

- отчаявшиеся в поисках работы. [1, c. 142]

Число безработных в каждый конкретный период развития экономики зависит от различных факторов. На сегодняшний день выделяются следующие причины:

- структурные сдвиги в экономике, которые выражаются в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению изменений рабочей силы;

- изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы;

- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность на все ресурсы, в том числе и на рабочую силу; [6, c. 126]

- свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий;

- сезонные изменения уровня производства в отдельных отраслях экономики;

- переизбыток специалистов одной специальности;

- безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица, которая будет рассмотрена далее);

- количество безработных зависит от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему на него спросу;

- политика правительства и профсоюзов в области труда: повышение минимального уровня заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель труда;

- низкая стоимость рабочей силы (зарплата), которую определяет покупатель (работодатель). В таком случае наемный рабочий не намерен осуществлять за дешево свой товар, и ищет другого покупателя. Во время поиска такого покупателя он остается не занятым в производстве и относится к числу безработных.

Кроме того, уровень безработицы зависит от уровня внутреннего национального продукта (ВНП). Согласно закону Оукена, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7 – 3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал. На основе эмпирических исследований Оукен выявил, что каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт, и напротив, каждое сокращение темпов его прироста на 2 процентных пункта ниже уровня 3%, увеличивает на 1% пункт уровень безработицы. [1, c. 163]

 

 

 

1.2. Классификация безработицы

 

Безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Поэтому большое внимание уделяется анализу видов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность. В большинстве источников упоминаются три вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработи­ца обусловлена движением работников. Например, поиск нового места работы, связанный с переездом на новое место жительства, оконча­нием обучения, с целью получить дополнительные преимущества в условиях найма — оплате труда, режиме работы, перспективах карьеры и пр. Этот вид безработицы связан со свободой выбора профессии, времени и места работы и носит добровольный харак­тер. Считается, что фрикционная безработица не только неизбежна, но и желательна (переход работника на более привлекательную, бо­лее продуктивную работу обусловливает получение обществом большого объема валового национального продукта за счет более рационального распределения трудовых  ресурсов. Она непродолжительна — период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое не превышает месяца. [7, c. 162]

Структурная безработица обусловлена изменениями, происходящими с течением времени в структуре потребительского спроса и технологий производства (в результате таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе исчезает). В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере отвечает на новые изменения в структуре рабочих мест. [7, c. 162] Также причиной данного вида безработицы является структурная несбалансированность рынка труда. Хотя на рынке труда в це­лом спрос на труд и предложение труда могут количественно со­ответствовать друг другу, в отношении регионов, отраслей, отдельных профессий ситуация может быть иной. Наряду с избытком пред­ложения труда в одних регионах, отраслях, профессиональных группах не исключен избыток спроса на труд в других. Иначе го­воря, для ищущих работу имеются вакансии, но по другим про­фессиям, в других отраслях и сферах деятельности или в других городах и регионах страны. Постоянное наличие структурной без­работицы определяется следующими факторами:

- диспропорциями в развитии отраслей и регионов страны;

- особенностями географического распределения рабочих мест;

- научно-техническим прогрессом, предопределяющим воз­никновение одних отраслей и профессий и отмирание дру­гих;

- экономическими процессами на микроуровне, такими, как банкротство одних фирм, сопровождающееся высвобожде­нием кадров, и расширение других.

В некоторые перио­ды, связанные с серьезными структурными изменениями в эко­номике, уровень структурной безработицы существенно возрастает и ее средняя продолжительность достигает от 3 месяцев до 1 года.

[1, c. 135-136]

Фрикционная и структурная безработица признаются неизбеж­ными, а их общий уровень считается естественным уровнем безработицы. Естественная безработица характеризуется наилучшим для развития экономики резервом потен­циальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от из­менения спроса на рынке труда и потребностей производства. Согласно теории М. Фридмана естественная безработица специфична для каждой экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием, при котором ожидаемый уровень инфляции равен действительному её уровню. Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживает инфляцию. В экономике с полной занятостью любой всплеск совокупного спроса оборачивается ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно отреагировать на возросший спрос из-за нехватки ресурсов.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного (в период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционные и структурные; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует) и порождается общим экономическим спадом (кризисом). Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. [7, c. 162] Преодоление циклической безработицы предусматривает развитие производства и создание новых рабочих мест. В литературе встречается много других разновидностей безработицы, характеризующих ее отдельные особенности и стороны: сезонная, технологическая, конверсионная, молодежная, добровольная, вынужденная, явная, скрытая, частичная, институциональная, безработица избыточного предложе­ния, застойная, и др. [1, с. 159-160]

Как разновидность фрикционной выделяют порой сезонную безработицу, характерную для отраслей, спрос на труд в которых колеблется по сезонам года (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, строительство и т. п.). Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

В настоящее время экономисты выделяют и другие виды безработицы: добровольную, вынужденную, технологическую, конверсионную, маргинальную, молодежную и прочие виды.

Добровольная безработица — это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату,
в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин.

Вынужденная безработица (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы.

Технологическая безработица — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Конверсионная безработица связана с сокращением производства
при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Маргинальная безработица — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений не находят спрос на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или
других причин.

Явная безработицаэто безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.

Скрытая безработицаформально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Данный вид безработицы характерен для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные не оплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Частичная безработица — это занятость работника не полный
рабочий день.[5, c. 49]

Институциональная безработица вызвана недостаточно эффективным функционированием инфраструктуры рынка труда (отсутствие, неполная или несвоевременная информация о вакансиях, завы­шенные пособия по безработице, подрывающие стимулы к тру­доустройству, неразвитость программ переподготовки кадров и т. п.).

Безработица избыточного предложения труда возникает в ре­зультате нарушения на рынке труда, если заработная плата по каким-либо причинам (например, в результате деятель­ности профсоюзов, повышения законодательно установленного ее минимума или проведения политики эффективной заработной платы) оказывается больше равновесного уровня, — это безрабо­тица вынужденная, неравновесная.

Застойной безработицей в мировой практике считается та, продолжительность которой свы­ше 18 мес. При безработице этого вида у неработающих лиц наступает полная профессиональная деградация в силу продолжительного отсут­ствия условий для повторения основных трудовых приемов и опера­ций. [1, c. 160]

Обобщив все данные, можно сделать вывод, что безработица это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места; экономической конкуренцией, в частности на рынке труда; спадом производства.

Анализ форм безработицы показывает, что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как циклическую безработицу - как крайне негативное явление. Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов.


2 Особенности безработицы в переходной экономике

 

 

2.1 Оценка безработицы в странах СНГ

 

 

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С безработицей в странах Содружества независимых государств наблюдается сложная ситуация, так как существуют репродуцирующие безработицу специфические факторы, то есть разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что не может не способствовать безработице.

Нынешний период функционирования рынка труда в странах СНГ, сопровождающийся трансформацией общественных отношений и мировым финансовым кризисом, характеризуется некоторыми особенностями, требующими разработки и реализации адекватной государственной стратегии в этой сфере социально-экономической жизни стран. Более того, социальная и экономическая важность обеспечения занятости, особенно в условиях избыточности людских ресурсов на внутреннем рынке труда, настоятельно требует всестороннего анализа и глубокой проработки теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного, эффективного и рационального использования трудовых ресурсов общества. [8, c. 47]

Кроме того следует принять во внимание и некоторые важные особенности рынка труда стран СНГ, для которого характерны:

- отсталая макроструктура занятости, представленная высокой долей работников в материальной сфере, особенно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, и низкой – в сфере услуг;

- низкое качество рабочей силы в связи с более низким, чем в развитых странах, профессионально-квалификационным уровнем;

- отсутствие гибкости рабочей силы, определяемое психологической неподготовленностью к постоянной смене и расширению трудовой деятельности. В условиях, когда теряет значение пожизненная специальность и квалификация, работник вынужден постоянно менять рабочее место;

- неприспособленность большей части населения к межтерриториальной миграции, так как свобода перемещения ограничена отсутствием рынка жилья, институтом прописки и т.д. Все это создает устойчивую сегментацию рынков труда и предопределяет очаги массовой безработицы.

Численность экономически активного населения (занятые и безработные) в странах Содружества в среднем в первом полугодии 2011 года оценивается в 137,5 млн. человек (что составляет примерно половину общей численности населения этих стран), в том числе в России – 75,4, Украине – 22, Казахстане – 8,6, Беларуси – 4,7, Азербайджане – 4,6 миллиона человек. [9]

Уровень занятости экономически активного населения (отношение численности занятых в экономике к экономически активному населению) в I полугодии 2011 года в большинстве стран СНГ находился в пределах 91-95%. Значительная часть занятых экономической деятельностью сосредоточена на крупных и средних предприятиях: в Армении, Казахстане и Таджикистане – 29-40%, Украине – 52%, России - 66%, Беларуси – 70%.

В общей численности работающих на крупных и средних предприятиях удельный вес работников занятых в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, составил от 18% в Кыргызстане до 48% в Беларуси. Доля занятых в сфере услуг в большинстве стран Содружества существенно превышает долю занятых в отраслях материального производства и колеблется в пределах 52-82%.

Численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) в I полугодии 2011 г. в целом по странам Содружества, по оценке, составила 8,6 млн. человек, или 6,3%  численности экономически активного населения, что на 7% меньше, чем в июне 2010 года (9,2 млн. чел., или 6,8%).

По данным последних выборочных обследований рабочей силы общее число безработных по методике МОТ составило в Азербайджане 0,3 млн. человек (5,6%  численности экономически активного населения), Армении – 0,3 (18,7%), Казахстане – 0,5 (5,3%), Кыргызстане – 0,2 (8,6%), Молдове – 0,1 (9,4%), России – 4,6 (6,1%), Таджикистан – 0,2 (11,5%), Украине – 1,9 (8,7%).

Показатели уровня регистрируемой безработицы существенно ниже уровня безработицы, определяемой по методологии МОТ, так как значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет. Кроме того, ряду категорий граждан, ищущих работу (студентам, учащимся, пенсионерам, инвалидам и др.) официально статус безработного не присваивается.

Число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, в большинстве стран значительно ниже общего числа безработных, что обусловлено в основном недостаточной заинтересованностью незанятых граждан в получении официального статуса безработных (небольшой размер пособий, задержка их выплат, сложность регистрации незанятых граждан). Кроме того, в странах СНГ высок уровень неполной занятости, что искусственно завышает удельный вес занятых в общей численности трудоспособного населения.

Средний размер пособия по безработице в июне 2011 года в Азербайджане составил 179 манатов (225 долларов США), Армении – 17305 драмов (46 долларов), Беларуси – 70352 белорусских рублей (14 долларов США), Молдове – 948 лей (81 доллар США), Таджикистане (в мае) – 207 сомони (45 долларов США), Украине – 838 гривен (105 долларов США).

В России на 2010 год минимальный размер пособия по безработице сохранился на уровне прошлого года в размере 850 рублей (в июне он составил 30 долларов США), максимальный – 4900 рублей (175 долларов США). [11]

На регистрируемом рынке труда (по данным служб занятости) на конец июня 2011 года численность безработных в странах Содружества составила 2,3 млн. человек, или 1,7% экономически активного населения, что на 14% меньше, чем на соответствующую дату 2010 года (2,7 млн. или 2,0%). По сравнению с прошлым годом уровень безработицы возрос только в двух странах: в Молдове (на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2010 годом) и в Таджикистане (на 0,4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом).  Более подробно информация о численности безработных представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Численность безработных в странах СНГ за июнь 2011 года

 

Страны

Уровень зарегистрированной безработицы в процентах по годам

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Азербайджан

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,4

1,3

1,2

1,0

1,0

0,9

0,9

Армения

10,7

9,8

9,1

9,8

9,0

7,6

7,2

6,6

6,3

7,1

6,8

6,2

Беларусь

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

0,7

0,7

Казахстан

3,7

2,8

2,6

1,8

1,5

1,2

0,9

0,7

0,6

0,6

0,4

0,7

Кыргызстан

3,1

3,1

3,1

2,9

2,9

3,3

3,5

3,3

2,9

2,6

2,6

2,6

Молдова

1,8

1,7

1,5

1,3

1,5

1,5

1,4

1,4

1,3

2,8

3,1

3,6

Россия

1,4

1,6

2,1

2,3

2,6

2,5

2,3

2,0

2,0

2,8

2,1

1,9

Таджикистан

2,6

2,5

2,6

2,3

2,0

2,1

2,3

2,5

2,1

2,1

2,2

2,6

Узбекистан

0,4

-

-

0,4

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

-

-

0,2

Украина

5,6

4,0

-

3,6

-

4,4

3,8

3,3

4,1

2,6

2,7

2,5

Примечание — Источник [10, c. 332]

 

Число вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, на конец июня 2011 года составило 1,8 миллионов мест, из них 71% приходится на рабочие профессии. В 2010 году на конец июня заявленная потребность в работниках составляла 1,5 млн. человек. Более подробная информация отражена в приложении А.

В целях обеспечения временной занятости и дополнительной поддержки безработных граждан службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ, осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка граждан. [9]

Общим явлением для многих стран СНГ можно назвать сохраняющееся напряженным положение на рынке труда наименее защищенных социальных групп населения – женщин, молодежи, лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Женщины среди ищущих работу при содействии служб занятости на конец 2010 года составили 51-59% в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, 63% и более - в Армении, России и Украине. Удельный вес молодых людей (в возрасте до 29 лет) в численности безработных в 2010 году варьировался от 24-28% в Армении, Казахстане, Украине до 63% в Таджикистане. [9]

 

 

 

2.2 Анализ безработицы в Республике Беларусь в  2000-2011 гг.

 

 

В соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь», безработный – это трудоспособный гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения по его постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней. [3]

Продолжительность безработицы определяется как период времени, на протяжении которого безработный находится в поисках работы. Для безработных, состоящих на учете на конец отчетного периода, продолжительность безработицы определяется с даты их регистрации по конец отчетного периода. Для безработных, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости населения в отчетном периоде, продолжительность безработицы определяется с даты их регистрации по день снятия с учета в связи с трудоустройством.

Концепции, используемые для измерения безработицы в Республике Беларусь, соответствуют стандартам МОТ, но к численности безработных относятся только лица, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения. В Республике Беларусь не проводятся выборочные обследования домашних хозяйств по вопросам безработицы. Информация о численности безработных основана на данных Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и охватывают граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах государственной службы занятости населения.

В соответствии с международными стандартами уровень безработицы рассчитывается как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Экономически активное население определяется как сумма занятого населения и безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. [10, c. 226]

Итак, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в октябре 2011 года  в стране было зарегистрировано 31 500 безработных. Это на 1600 человек  меньше, чем в прошлом году.  Среди безработных преобладают женщины: их численность на 2 300 человек больше, чем численность мужчин. Официально зарегистрированная безработица стабилизировалась на уровне 0,7% от экономически активного населения. За рассматриваемый период самая высокая безработица наблюдалась в 2003 году и составила 3,1% от численности экономически активного населения, когда численность безработных составила 136 100 человек. Самый низкий уровень безработицы наблюдался в прошлом году и составил всего 0,7% при численности безработных 33 100 человек. В этом году, как было отмечено выше, безработица тоже составляет 0,7%, но показатель может измениться в ту или иную сторону к концу года, учитывая довольно сложную текущую экономическую ситуацию нашей страны.  Динамика изменения численности безработных и занятых в экономике представлена в таблице 2.2:

 

Таблица 2.2 – Фактическая численность безработных в динамике за 2000-2011 годах

 

 

Годы

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень зарегистрированной безработицы (в % от экономически активного населения)

 

всего

 

мужчин

 

женщин

2000

95,8

37,6

58,2

1,7

2001

102,9

40,8

62,1

2,3

2002

130,5

47,8

82,7

2,9

2003

136,1

46,1

90,0

3,1

2004

83,0

25,5

57,5

1,9

2005

67,9

21,1

46,8

1,5

2006

52,0

17,7

34,3

1,1

2007

44,1

15,2

28,9

1,0

2008

37,3

14,7

22,6

0,8

2009

40,3

17,3

23,0

0,9

2010

33,1

15,7

17,4

0,7

2011

31,5

14,6

16,9

0,7

Примечание — Источник: собственная разработка автора на основе данных [10, c. 228].

 

Что касается регионов страны, то рекордно высокой уровень официально зарегистрированной безработицы был отмечен в 2002 году в Витебской области - 4,1% к численности экономически активного населения. За период 2000-2011 годов безработица в регионах Беларуси значительно снизилась: в Брестской области - с 2,1% до 0,8%, в Витебской - с 2,4% до 0,9%, в Гомельской - с 2,2% до 0,9%, в Гродненской - с 1,9% до 0,8%, в Минской - с 1,7% до 0,7%, в Могилевской области - с 2,3% до 0,8%. В столице уровень безработицы традиционно самый низкий среди регионов республики, этот показатель снизился с 1,5% на конец 2003 года до 0,3% на октябрь 2011 года.  [12]       

По данным Белстата, средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2011 года составил 82,5 тысячи белорусских рублей (+6,6% к уровню августа 2011 года, 14,4 доллара по курсу Нацбанка Беларуси), или 16,6% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (в августе 2011 года - 16,9%). [14] На октябрь 2011 года пособие по безработице получили 13 987 человек, зарегистрированных безработными. Больше всего безработных получили пособие в 2003 году (когда наблюдался самый высокий уровень безработицы за рассматриваемый период). Более подробно проследить динамку можно в таблице 2.3:

 

Таблица 2.3 – Фактическая численность безработных, получивших пособие по безработице в 2000-2011 годах

 

 

Годы

Численность

зарегистрированных

безработных, которым

назначено пособие по

безработице, человек

всего

мужчин

женщин

2000

37 496

9 327

28 169

2001

42 221

10 962

31 259

2002

59 659

14 965

44 694

2003

61 230

13 962

47 268

2004

38 971

7 915

31 056

2005

37 815

8 523

29 292

2006

27 432

5 818

21 614

2007

23 821

5 004

18 817

2008

17 371

4 189

13 182

2009

19 915

6 036

13 879

2010

14 563

4 569

9 994

2011

13 987

4 320

9 667

Примечание — Источник: собственная разработка автора на основе данных [10, c. 236].

 

В январе-августе 2011 года в режиме вынужденной неполной занятости работали 68,9 тысяч человек или 2% занятых в экономике (в январе-августе 2010 года – 4%). В августе 2011 года по сравнению с июлем 2011 года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), возросла на 10,6% до 6,9 тысяч человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 17,4% до 4,1 тысяч человек.

Общее количество неотработанного времени в январе-августе 2011 года составило 0,6 миллионов человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,3 тысяч человек (в январе-августе 2010 года – 8,1 тысяч человек).

Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней 69,7% приходилось на предприятия обрабатывающей промышленности, на строительные организации – 12,3%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в обрабатывающей промышленности 2,3 тысяч человек, в строительстве – 0,4 тысяч человек. [13]

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец сентября 2011 года условно приходилось 0,5 безработных (на конец сентября 2010 года – 0,6 безработных). Из общего числа вакансий 81,8% предназначены для трудоустройства рабочих. [12]

Исследование численности безработных в Республике Беларусь с помощью экономико-статистических методов на предмет обнаружения ее зависимости от других экономических показателей выявило, что существует достаточно сильная связь между ростом числа безработных и снижением реальной заработной платы. Это позволяет предположить, что достигнутое снижение безработицы - не столько результат расширения спроса на труд в народном хозяйстве, сколько прямого государственного финансирования создания новых рабочих мест. Об этом же свидетельствует связь числа безработных с числом вакансий: их рост на 1% способствует снижению численности безработных на 0,43%. Таким образом, безработица в Беларуси детерминируется во многом монетарными и административными мерами, а не экономическими  закономерностями,  свойственными  рыночной  экономике  [15, с. 117].

Хотя официальные данные выглядят очень оптимистично, следует все же заметить, что ситуация с безработицей в стране не такая радужная. Плавное снижение уровня безработицы в Беларуси с 3,1% в 2003 г. до 0,7%  в 2010 г. может свидетельствовать не о снижении уровня реальной безработицы в стране, а о возможном понижении степени доверия населения к службам занятости, а может быть и о снижении эффективности их деятельности. Кроме того, это может указывать на отсутствие в стране достаточных трудовых ресурсов для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и выхода на среднеевропейский уровень жизни.

В действительности речь идет только лишь о зарегистрированной безработице, которая практически сведена к нулю за счет непривлекательности обращения со стороны населения в службы занятости: низкий уровень пособия, малое количество предложений по переквалификации, по обучению безработных открытию индивидуального предпринимательства или организации собственного малого бизнеса. По подсчетам некоторых экономистов уровень действительной безработицы может достигнуть 5-10%. [16]

 

 

 

2.3   Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

 

 

Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Здесь различают активную и пассивную политику занятости.

К активной политике относятся:

- создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;

- содействие самозанятости населения, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации,  помощь в подготовке бизнес плана, аренде помещений, приобретении оборудования и получении кредитов, замена выплата пособий субсидиями на открытие собственного бизнеса и т. п.);

- содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;

- развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Пассивной же политикой государства считаются следующие меры:

- поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

- субсидирование заработной платы:

     - частично занятых – доплаты до уровня оплаты полностью занятых;

     - для сохранения занятости высококвалифицированных работников – доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей;

    - частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица пенсионного возраста);

- досрочный выход н пенсию лиц, потерявших работу;

- установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;

- выплата пособий по беработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончнии установленного срока его вплаты;

- организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные. [1, с. 172]

Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления по преодолению безработицы:

- разработка комплекса мероприятий по определе­нию, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных пред­приятий;

- разработка комп­лекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка меропри­ятий по кадровому обеспечению реструктури­зации предприятий города; разработка комп­лекса мер поддержки местными органами вла­сти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предприниматель­ства;

- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Главной целью государственной политики в сфере занятости является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Основные усилия направлены на приоритетное создание ра­бочих мест в экспорто-ориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого предпринимательства, повышение каче­ства трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения ра­бочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профес­сиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потреб­ностями реформируемой экономики. [17]

Важная задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого населения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда.

Беларуси необходимо перейти к формированию более динамичного и про­дуктивного рынка труда, провести серьезную реструктуризацию занятости пу­тем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сфере услуг. При этом процессы создания новых и ликвидации неэффективных рабочих мест должны идти примерно с одинаковой скоростью, как это сегодня наблюдается в Словении, Польше, Эстонии. Большим потенциалом, как показывает мировой опыт, обладает малый бизнес [2, с. 24].

Государственная  программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год  предусматривала повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе  определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов  по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

  В рамках реализации Государственной программы   предполагалось решение следующих задач:

- содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

- вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

- интеграция в трудовую сферу целевых  групп       

- населения, нуждающихся в социальной поддержке;

- содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

-  повышение конкурентоспособности рабочей силы,

- снижение дисбаланса между спросом и предложением;

- обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

- обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

  Одним из важнейших приоритетов Государственной программы являлось оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения. [18]

В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства и профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий,  таких,  как «День профориентации молодежи»,  «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи.

По вопросам обеспечения занятости  населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек. 

В рамках повышения престижа рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска.

Вопросы занятости населения, изменений на рынке труда,  материалы о государственных гарантиях в сфере занятости, в том числе о преимуществах  легальной трудовой деятельности  постоянно освещаются  в республиканских  и региональных средствах массовой информации. [17]

Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом было предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Проводились соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве. [2, с. 26]

В общем и целом можно сказать, что власти страны проводили достаточно эффективную политику в сфере занятости населения в 2011 году, по крайней мере, на сегодняшний день процент безработицы составляет 0,7 % (а планировалось 1,2 - 1,5% от численности экономически активного населения), число безработных на одну вакансию снизилось на 0,2 процентных пункта, а устроено на работу безработных, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, на 4% больше, чем в прошлом году, в соответствии с данными приложения Б.  Но ситуация еще может измениться к концу этого года. Следует отметить, что для Беларуси характерно проведение активной политики в сфере занятости населения страны (это заметно из государственных программ по преодолению безработицы, а также и по проводимым мероприятиям, предусмотренным программами).

Также уже разработана Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы.

Мероприятия программы сформированы на основе анализа состояния условий и охраны труда, оценки уровня риска производственного травматизма работников по отраслям и видам производственной деятельности.

Цель Республиканской программы – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков.

Основные задачи Республиканской программы – снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, которые предусматривается решить за счет:

- совершенствования законодательства в области охраны труда с учетом международного опыта;

- внедрения систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию;

- осуществления комплекса мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производств, улучшению условий труда работников;

- совершенствования обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;

- проведения научных исследований и разработок в области охраны труда;

- внедрения современных технологий информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, совершенствования пропаганды охраны труда;

- совершенствования механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и повышении безопасности труда. [19]

В результате выполнения мероприятий Республиканской программы будут созданы реальные предпосылки для улучшения здоровья работающего населения, увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации демографической ситуации в республике. Планируется так же обеспечить снижение:

- коэффициента частоты производственного травматизма (численность потерпевших за один год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих) на 5 процентов;

- профессиональной заболеваемости (число выявленных в течение года случаев профессиональной заболеваемости на 10 000 работающих)  на 5 процентов.

С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса в стране принимается ряд дополнительных мер. Например, предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости от необходимой квалификации). Работодатели обязаны создавать временные рабочие места в рамках организации общественных работ. Гражданам будет оказываться адресная поддержка, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилится государственная поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан. На эти меры из средств бюджета направляется 43,7 млрд. руб. [20]

Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции.

Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.

Безусловно, достижение эффективности по безработице требует определенного вре­мени и дополнительных финансовых средств, но только лишь финансовых мер для решения проблем в этой сфере недостаточно. Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования населения в приоритетных отраслях экономики, повышения конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирования трудовой миграции, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. При этом важно, чтобы государственное регулирование не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций. [2, с. 27]

Таким образом, в странах СНГ существует непростая ситуация из-за специфических факторов, способствующих безработице, а конкретнее из-за разрыва сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР. Но в целом уровень безработицы в СНГ снизился по сравнению  с предыдущим годом, однако все еще есть напряженная ситуация с занятостью женщин и молодежи.

Касательно Беларуси, можно сказать, что официальная зарегистрированная безработица имеет тенденцию к снижению, и причиной тому является эффективная политика государства по занятости населения. Хотя, рассматривая проблему с другой стороны, можно предположить, что это не так, ведь реальный уровень безработицы в стране возможно больше. Низкий размер пособия по безработице не стимулирует граждан обращаться в органы по труду и занятости. И явно прослеживается тот факт, что процент женщин среди безработных больше.

О путях преодоления безработицы в Беларуси следует отметить, что приоритетным видом политики в этом направлении является активная политика. Власти страны проводят довольно действенную политику в сфере занятости населения с 2003 (тогда наблюдался самый высокий уровень безработицы) по 2011 года, по крайней мере, на сегодняшний день процент безработицы составляет 0,7%.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ проблемы безработицы и механизмов ее преодоления показал, что:

1) Безработица это ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

2) Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие.

3) В основном выделяются 3 вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.

4) Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция.

5) Анализ безработицы в странах СНГ выявил тенденцию к снижению уровня безработицы практически во всех странах.

6) Для Беларуси характерен такой вид безработицы, как скрытая. Число незарегистрированных безработных намного больше числа официально регистрируемых.

7) Приоритетным направлением в сфере снижения уровня безработицы в Республике Беларусь является активная политика.

8) Можно утверждать, что пути преодоления безработицы в Республике Беларусь являются эффективными, так как наблюдается постоянное снижение уровня безработицы.

9) Государство должно создавать новые рабочие места и способствовать развитию малого и среднего бизнеса, что позволит не только сократить уровень безработицы и увеличить занятость, а и повысит денежные поступления в казну государства.

10) Нужно разработать законодательные основы и принимать меры по учёту скрытой безработицы и борьбой с нею.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1  Шлендер, П.Э.  Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие / П. Э. Шлендер, В. М. Маслова, Л. С. Сухова; под общ. ред. П.Э. Шлендера. - Москва: Вузовский учебник, 2008. - 300 с.

2  Боровик, В.С. Занятость населения: учебное пособие / В. С. Боровик, Е. Е. Ермакова, В. А. Похвощев; под общ. ред. В. С. Боровик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 230 с.

3  Законодательство о занятости населения в Беларуси: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» // Право: законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.levonevski.net/pravo/temy/tema17/glav/docm0121.html. – Дата доступа: 23.10.2011.

4  Макконелл, К.Р. Экономикс: краткий курс / С.Л. Брю, К.Р. Макконелл. - Москва: ИНФРА, 2008. - 461 с.

5  Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов / Ю. М. Остапенко. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 270 с.

6        Одегов, Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник: для экон. и социально-экон. вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, Н. К. Лунева. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 899 с.

7        Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для студентов экон. вузов/ К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - Москва: ИНФРА-М, 2009. -  915 с.

8        Ашуров, С. Б.    Государственная стратегия регулирования занятости в Республике Таджикистан  / С. Б. Ашуров // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2010. - N 4. - С. 47-55.

9  Статкомитет СНГ (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cisstat.com. – Дата доступа: 19.10.2011

10   Труд и занятость в Республике Беларусь, 2011: статистический сборник / Национальный стат. комитет Республики Беларусь; редкол.: Е.И. Кухаревич (пред.) [и др.]. - Минск:  2011. - 349 с.

11   Всеобщая конфедерация профсоюзов (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vkp.ru/news/index.html. – Дата доступа: 26.10.2011.

12   Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 20.10.2011.

13   БелаПАН: Белорусская информационная компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belapan.com. – Дата доступа: 29.10.2011.

14   Банк Москва-Минск (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmbank.by. – Дата доступа: 25.10.2011.

15   Соколова, Г.   Проблемы регулирования рынка труда в период становления инновационной экономики в Беларуси / Г. Соколова // Общество и экономика. - 2009. - N 3. - С. 115-129.

16   Акулич, В. Снижение уровня безработицы в Беларуси может свидетельствовать о нарастании недоверия населения к службам занятости / В. Акулич // Блоги экономистов Беларуси: Блог экономиста Владимира Акулича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.ekonomika.by/akulich/2011/02/22/снижение-уровня-безработицы-в-белару/. – Дата доступа: 23.10.2011.

17   Указ Президента Республики Беларусь № 417 от 15 сентября 2011 г. // БЕЛТА: Новости Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/articles/officially?cat_id=1470. – Дата доступа: 25.10.2011.

18   Государственная программа занятости населения Республики Беларусь // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog5. Дата доступа: 22.10.2011.

19   Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011 - 2015 годы // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog6. – Дата доступа: 22.10.2011.

20   Пособие по безработице // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/org/5753/attach/1b4933d/index.1.shtml. – Дата доступа: 22.10.2011.

21   Реализация активных мер политики занятости // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija. – Дата доступа: 23.10.2011.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Безработица в странах СНГ на 1-ое полугодие 2011 года

 

Рисунок А - Численность незанятого  населения на 100 заявленных вакансий (человек)

Примечание – собственная разработка автора на основе данных [9].


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Занятость населения Республики Беларусь

 

Таблица Б – Реализация активных мер политики занятости в Республике Беларусь 1995-2011 года

Примечание – Источник: [21].

26

 

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике