Банкротство в России: проблемы и особенности процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследование банкротства в России: проблемы и особенности процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Понятие и причины банкротства в рыночных условиях……………….6
2. Современная процедура банкротства, этапы ее реализации………….10
3. Особенности и проблемы объявления предприятия банкротом……...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 39.70 Кб (Скачать)

6) запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

7) не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если при  этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов;

8) не начисляются  неустойки (штрафы, пени), подлежащие  уплате проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных  обязательств и обязательных  платежей, возникших до даты введения  финансового оздоровления;

9) наступление  иных правовых последствий финансового  оздоровления в соответствии  с Законом №127-ФЗ.

В ходе финансового  оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько  взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и  график погашения задолженности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон № 127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

1) увеличение  уставного капитала должника  за счет взносов участников  и третьих лиц;

2) размещение  дополнительных обыкновенных акций  должника;

3) замещение  активов должника.

 

3. Особенности и проблемы объявления  предприятия банкротом

Закон № 127-ФЗ внес много существенных изменений в правовое регулирование порядка банкротства должника в Российской Федерации.

К принципиально новым моментам правового регулирования порядка  банкротства в Российской Федерации  в соответствии с Законом  № 127-ФЗ от  01.02.2008 относятся следующие:

1) расширен круг лиц, которые  могут быть признаны несостоятельными (банкротами);

2) изменен размер денежного требования  к должнику, при котором может  быть возбуждено дело о признании  должника банкротом;

3) расширен круг лиц, участвующих  в процессе банкротства;

4) изменены процессуальные сроки  при банкротстве;

5) изменился порядок ведения  реестра требований кредиторов, в частности, теперь реестр  требований кредиторов может  вести реестродержатель - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

6) ужесточены профессиональные  требования к арбитражным управляющим,  появились нормы об их ответственности;

7) появились саморегулируемые организации арбитражных управляющих как институт повышения квалификации и контроля за деятельностью арбитражных управляющих;

8) появилась новая процедура  банкротства - финансовое оздоровление;

9) регламентированы новые меры  по восстановлению платежеспособности  должника в рамках внешнего  управления: размещение дополнительных  обыкновенных акций должника  и замещение активов должника;

10) регламентированы особенности  заключения мирового соглашения  во всех процедурах банкротства;

11) регламентированы особенности  банкротства стратегических предприятий  и организаций и субъектов  естественных монополий;

12) упразднена такая процедура  банкротства как добровольное  объявление о банкротстве должника;

13) изменена очередность удовлетворения  требований кредиторов начиная  с требований третьей очереди;

14) введена возможность перехода  от конкурсного производства  к внешнему управлению;

15) иные существенные изменения  и новшества.

Лица, участвующие  в процессе банкротства

Наиболее важные изменения связаны  с расширением круга лиц, участвующих  в процессе банкротства.

Появились следующие процессуальные фигуры:

1) представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного  аналогичного коллегиального органа  управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным  советом) или иным аналогичным  коллегиальным органом управления  должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;

2) представитель собственника имущества  должника - унитарного предприятия  - лицо, уполномоченное собственником  имущества должника - унитарного  предприятия на представление  его законных интересов при  проведении процедур банкротства;

3) представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом  кредиторов участвовать в арбитражном  процессе по делу о банкротстве  должника от имени комитета  кредиторов;

4) представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием  кредиторов участвовать в арбитражном  процессе по делу о банкротстве  должника от имени собрания  кредиторов;

5) административный управляющий  - арбитражный управляющий, утвержденный  арбитражным судом для проведения  финансового оздоровления.

Сроки в процессе банкротства

Рассмотрим направления изменения  сроков в процессе банкротства подробнее.

В Законе № 127-ФЗ появилось много новых процессуальных сроков, которые существенно ограничивают время выполнения отдельных процессуальных действий:

1) срок обращения в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом - по истечение  30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (пункт 2 статьи 7 Закона № 127-ФЗ);

2) срок направления в арбитражный  суд протокола собрания кредиторов - 5 дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 7 статьи 12 Закона № 127-ФЗ);

3) срок представления арбитражным  управляющим в арбитражный суд  информации о реестродержателе - 5 дней с даты заключения договора с реестродержателем (пункт 3 статьи 16 Закона № 127-ФЗ);

4) срок страхования ответственности  арбитражного управляющего - 10 дней  с даты его утверждения арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего (пункт 8 статьи 20 Закона № 127-ФЗ);

5) иные сроки, предусмотренные  действующим законодательством.

Реальная ценность этих сроков для  предприятий и организаций, участвующих  в процессе банкротства, очень высока, так как теперь выполнение вышеперечисленных  процессуальных действий не может быть отложено или затянуто, как это не редко случалось на практике.

На основании положений Закона № 127-ФЗ увеличены следующие сроки:

1) срок рассмотрения дала о  банкротстве - с 3 месяцев (пункт  1 статьи 47 Закона № 6-ФЗ) до 7 месяцев (статья 51 Закона № 127-ФЗ) с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд;

2) срок рассмотрения заявлений  и жалоб арбитражных управляющих  - с 2 недель (пункт 1 статьи 55 Закона  № 6-ФЗ) до 1 месяца (пункт 1 статьи 60 Закона № 127-ФЗ) с даты получения этих заявлений и жалоб арбитражным судом;

3) срок представления возражений  должником по не признаваемым  требованиям кредиторов - с 1 недели  с момента получения соответствующих  требований (пункт 2 статьи 63 Закона  № 6-ФЗ) до 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов (пункт 2 статьи 71 Закона № 127-ФЗ);

4) максимальный срок введения  внешнего управления - с 12 месяцев  (пункт 4 статьи 68 Закона № 6-ФЗ) до 18 месяцев (пункт 2 статьи 93 Закона № 127-ФЗ);

5) иные сроки, предусмотренные  действующим законодательством.

Как видим, увеличены сроки для  выполнения процессуальных действий, что является положительным моментом в правовом регулировании процесса банкротства, так как не позволяет  быстро обанкротить предприятие, которое  еще может восстановить свою платежеспособность.

В соответствии с Законом № 127-ФЗ уменьшены следующие сроки:

1) срок представления плана внешнего  управления в арбитражный суд  - с 6 месяцев (пункт 6 статья 83 Закона  № 6-ФЗ) до 4 месяцев (пункт 5 статьи 107 Закона № 127-ФЗ) с даты введения внешнего управления;

2) иные сроки, предусмотренные  действующим законодательством.

Таким образом, изменения старых и  введение новых сроков в процессе банкротства направлены на общее  увеличение сроков, что на практике может предостеречь от быстрого банкротства  предприятия и организации, которые  еще могут восстановить свою платежеспособность, а также усложнить преднамеренное и фиктивное банкротства.

Финансовое оздоровление

Особое внимание в Законе № 127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства - финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона № 127-ФЗ "Финансовое оздоровление". Согласно статье 2 Закона № 127-ФЗ финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Ходатайствовать о введении финансового  оздоровления перед первым собранием  кредиторов, а в случаях, установленных  Законом № 127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:

1) должник на основании решения  своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником  имущества должника - унитарного  предприятия;

2) учредители (участники) должника;

3) орган, уполномоченный собственником  имущества должника - унитарного  предприятия;

4) третье лицо или третьи лица.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового  оздоровления вышеуказанные лица обязаны  представить ходатайство и прилагаемые  к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом временный управляющий обязан ознакомить кредиторов с этими документами.

Согласно пункту 1 статьи 79 Закона № 127-ФЗ исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено:

залогом (ипотекой);

банковской гарантией;

государственной или муниципальной  гарантией;

поручительством;

иными способами, не противоречащими  действующему законодательству.

Отметим, что в качестве предмета обеспечения исполнения должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут  выступать имущество и имущественные  права, принадлежащие должнику на праве  собственности или праве хозяйственного ведения.

Правовое регулирование обеспечения  исполнения должником обязательств осуществляется на основании соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения  задолженности, заключенным между  лицом или лицами, предоставившими  обеспечение и временным управляющим (административным управляющим) в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Это соглашение предоставляется в арбитражный суд не позднее чем через 20 дней с даты его заключения. По такому соглашению лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств только в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона № 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

На основании статьи 81 Закона № 127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается в следующем:

1) требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей, срок исполнения  которых наступил на дату введения  финансового оздоровления, могут  быть предъявлены к должнику  только с соблюдением порядка  предъявления требований к должнику, установленного Законом № 127-ФЗ;

Информация о работе Банкротство в России: проблемы и особенности процесса