Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, курсовая работа
Вышесказанное предопределило выбор темы. Цель данной работы: дать общую характеристику банковской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками.
Введение
Понятие и сущность банковской системы
Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками
Заключение
Список литературы
Особенности регулирования банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями устанавливаются специальным законодательством.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо указанных в части первой настоящей статьи банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь вправе осуществлять:
поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;
операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не предусмотренные частью первой настоящей статьи;
финансовую аренду (лизинг);
операции
с использованием банковских пластиковых
карточек, за исключением операции,
указанной в четырнадцатом
консультационные и информационные услуги;
выпуск, продажу покупку, учет, хранение ценных бумаг, выполняющих функции расчетного документа, и иные операции с этими ценными бумагами, а также с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;
перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
охрану принадлежащих банку объектов (денежных средств и иного имущества), а также охрану своих штатных работников;
иную
деятельность, предусмотренную
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять страховую деятельность в качестве страховщиков.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательством Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).
О видах банковских операций сказано в ст.15 БК РБ «Виды банковских операций»:
Банковские операции могут быть активными, пассивными или посредническими.
Под
активными банковскими
Под
пассивными банковскими операциями
понимаются операции, направленные на
привлечение денежных средств банками
и небанковскими кредитно-
Под
посредническими банковскими
Второй уровень банковской системы в Беларуси представлен 28 банками. В настоящее время в банковской системе государства почти 80% составляет государственный капитал. В соответствии с Концепцией развития банковской системы на 2001 – 2010 гг. был взят курс на снижение доли государственной собственности в банковской системе. К 2010 г. Планируется снижение этой доли до 50%. Контрольные пакеты акций государство планирует сохранить лишь АСБ «Беларусбанк», АОА «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк» и ОАО «Белинвестбанк». Доля иностранного капитала в уставных фондах банков, зафиксированная в Основных направлениях денежно – кредитной политики Республики Беларусь на 2003 г., утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2002г., составляет 8,9%.
В основу организации деятельности банковской системы положены следующие принципы ст. 13 БК РБ «Принципы банковской деятельности»:
-
обязательность получения
Лицензии на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Банк приобретает право на осуществление банковских операций со дня получения лицензии, выданной Национальным банком.
Лицензии выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций. При отзыве, приостановлении, а также восстановлении действия лицензии на осуществление банковских операций в указанном реестре делается соответствующая запись.
Реестр лицензий на осуществление банковских операций подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются Национальным банком в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
За выдачу лицензии на осуществление банковских операций взимается плата в размере, определенном Национальным банком. Плата за выдачу лицензии на осуществление банковских операций поступает в доход республиканского бюджета.
-
независимость банков в своей
деятельности, невмешательство
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей деятельности. Вмешательство государства, его органов и должностных лиц в деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь.
На банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены функции агента валютного контроля и контроль за ведением клиентами кассовых операций.
Не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации функции контроля за:
осуществлением клиентами лицензируемых видов хозяйственной деятельности;
своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, обязательных платежей и иных платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и её размерами;
соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.
Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций.
Банки
могут выполнять поручения
Национальный банк и банки организуют свою деятельность с применением кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем без их регистрации в государственном органе, определенном законодательством Республики Беларусь.
-
регулирование деятельности
В целях подержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков следующие экономические нормативы;
минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка;
предельный размер неденежной части уставного фонда;
нормативы ликвидности;
нормативы достаточности капитала;
максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов);
максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;
максимальный размер крупных рисков;
норматив участия банка в инвестиционной деятельности;
норматив валютного риска (открытой валютной позиции);
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
максимальный размер собственных вексельных обязательств;
максимальный размер привлеченных средств физических лиц.
Национальный банк устанавливает для небанковских кредитно-финансовых организаций экономические нормативы в зависимости от перечня осуществляемых ими банковских операций.
Национальный банк устанавливает методики определения собственных средств, активов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетов международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
О
предстоящем изменении
Национальный банк вправе дополнительно устанавливать иные экономические нормативы в целях ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица-учредители (участники) банка, имеющие более пяти процентов акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета (комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка.
К инсайдерам также относятся лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с инсайдерами, бывшие инсайдеры, а также юридические лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с учредителем (участником) банка.
-
обязательность соблюдение
В целях обеспечения финансовой надежности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых устанавливаются Национальным банком. Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов по степени их надежности, определяя к погашению сомнительные и безнадежные активы, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков по ним с отнесением этих убытков на расходы до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным банком.
Банк обязан соблюдать устанавливаемые в соответствии с настоящим Кодексом экономические нормативы, заперты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. Банк обязан организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объёмам проводимых банковских операций.