Банковсская система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Вышесказанное предопределило выбор темы. Цель данной работы: дать общую характеристику банковской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность банковской системы
Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Особенности регулирования банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями устанавливаются специальным законодательством.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо указанных в  части первой настоящей статьи банковских операций в соответствии с законодательством  Республики Беларусь вправе осуществлять:

    поручительство  за третьих лиц, предусматривающее  исполнение обязательств в денежной форме;

    приобретение  права (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;

    операции (сделки) с драгоценными металлами  и драгоценными камнями, не предусмотренные частью первой настоящей статьи;

    финансовую  аренду (лизинг);

    операции  с использованием банковских пластиковых  карточек, за исключением операции, указанной в четырнадцатом части  первой настоящей статьи;

    консультационные  и информационные услуги;

    выпуск, продажу покупку, учет, хранение ценных бумаг, выполняющих функции расчетного документа, и иные операции с этими  ценными бумагами, а также с  ценными бумагами, подтверждающими  привлечение денежных средств  во вклады (депозиты) и на счета;

    перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;

    охрану  принадлежащих банку объектов (денежных средств и иного имущества), а  также охрану своих штатных работников;

    иную  деятельность, предусмотренную законодательством  Республики Беларусь.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая  деятельность осуществляется для их собственных нужд.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять страховую деятельность в качестве страховщиков.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательством  Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).

    О видах банковских операций сказано  в ст.15 БК РБ «Виды банковских операций»:

    Банковские  операции могут быть активными, пассивными или посредническими.

    Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

    Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств банками  и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

    Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие  осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями.

    Второй  уровень банковской системы в  Беларуси представлен 28 банками. В настоящее время в банковской системе государства почти 80% составляет государственный капитал. В соответствии с Концепцией  развития банковской системы на 2001 – 2010 гг. был взят курс на снижение доли государственной собственности в банковской системе. К 2010 г. Планируется снижение этой доли до 50%. Контрольные пакеты акций государство планирует сохранить лишь АСБ «Беларусбанк», АОА «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк» и ОАО «Белинвестбанк». Доля иностранного капитала в уставных фондах банков, зафиксированная в Основных направлениях денежно – кредитной политики Республики Беларусь на 2003 г., утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2002г., составляет 8,9%.

    В основу организации деятельности банковской системы положены следующие принципы ст. 13 БК РБ «Принципы банковской деятельности»:

    - обязательность получения лицензии  на осуществление банковских операций, ст. 93 БК РБ «Лицензирование банковских операций»:

    Лицензии  на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    Банк  приобретает право на осуществление  банковских операций со дня получения  лицензии, выданной Национальным банком.

    Лицензии  выданные Национальным банком, учитываются  в реестре лицензий на осуществление банковских операций. При отзыве, приостановлении, а также восстановлении действия лицензии на осуществление банковских операций в указанном реестре делается соответствующая запись.

    Реестр  лицензий на осуществление банковских операций подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются Национальным банком в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.

    В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    За  выдачу лицензии на осуществление банковских операций взимается плата в размере, определенном Национальным банком. Плата за выдачу лицензии на осуществление банковских операций поступает в доход республиканского бюджета.

    - независимость банков в своей  деятельности, невмешательство государственных  органов в их работу, кроме  случаев, предусмотренных законодательными актами, ст.19 БК РБ «Взаимоотношения между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством»:

    Банк  и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций,  за исключением случаев, когда оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

    Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей деятельности. Вмешательство государства, его органов и должностных лиц в деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь.

    На  банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены  функции агента валютного контроля и контроль за ведением клиентами  кассовых операций.

    Не  допускается возложение на банки  и небанковские кредитно-финансовые организации функции контроля за:

    осуществлением  клиентами лицензируемых видов  хозяйственной деятельности;

    своевременностью  и правильностью уплаты клиентами  налогов, обязательных платежей и иных платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды;

    соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и её размерами;

    соблюдением клиентами и другими лицами условий  заключенных между ними  договоров.

    Национальный  банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций.

    Банки могут выполнять поручения Правительства  Республики Беларусь, республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, осуществлять операции со средствами республиканского и местных бюджетов и производить расчеты по ним, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для выполнения республиканских и региональных программ.

    Национальный  банк и банки организуют свою деятельность с применением кассовых суммирующих  аппаратов или компьютерных систем без их регистрации в государственном  органе, определенном законодательством  Республики Беларусь.

    - регулирование деятельности банков  Национальным банком и осуществление им банковского надзора ст. 112 «Экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком для банков»:

    В целях подержания стабильности и  устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков следующие экономические нормативы;

    минимальный размер уставного фонда для вновь  создаваемого (реорганизованного) банка;

    минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка;

    предельный  размер неденежной части уставного  фонда;

    нормативы ликвидности;

    нормативы достаточности капитала;

    максимальный  размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов);

    максимальный  размер риска на одного инсайдера  и связанных с ним лиц;

    максимальный  размер крупных рисков;

    норматив  участия банка в инвестиционной деятельности;

    норматив  валютного риска (открытой валютной позиции);

    максимальный  размер риска на одного кредитора (вкладчика);

    максимальный  размер собственных вексельных обязательств;

    максимальный  размер привлеченных средств физических лиц.

    Национальный  банк устанавливает для небанковских кредитно-финансовых организаций экономические  нормативы в зависимости от перечня  осуществляемых ими банковских операций.

    Национальный  банк устанавливает методики определения собственных средств, активов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетов международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

    О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Национальный банк официально объявляет не позднее чем за месяц до введения их в действие.

    Национальный  банк вправе дополнительно устанавливать  иные экономические нормативы   в целях ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

    Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица-учредители (участники) банка, имеющие более пяти процентов  акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета (комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка.

    К инсайдерам также относятся лица, находящиеся в близком родстве  или свойстве с инсайдерами, бывшие инсайдеры, а также юридические  лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в  силу связанности с учредителем (участником) банка.

    - обязательность соблюдение банками  установленных экономических нормативов  для поддержания стабильности  и устойчивости банковской системы ст. 110 «. Обеспечение финансовой надежности банка»:

    В целях обеспечения финансовой надежности банк обязан осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок использования которых устанавливаются Национальным банком. Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов по степени их надежности, определяя к погашению сомнительные и безнадежные активы, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков по ним с отнесением этих убытков на расходы до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным банком.

    Банк  обязан соблюдать устанавливаемые  в соответствии с настоящим Кодексом экономические нормативы, заперты  и ограничения, обеспечивающие его  безопасную и надежную деятельность. Банк обязан организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объёмам проводимых банковских операций.

Информация о работе Банковсская система РБ