Антикризисное управление как система экономического оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выяснение роли антикризисного управления как экономическое оздоровление предприятия.
Задачами данной работы являются рассмотрение сущности антикризисного управления, его этапов, а так же диагностика возникновение кризисной ситуации.

Оглавление

Введение 3
1 Характеристика основных элементов системы антикризисного
менеджмента 5
2 Этапы осуществления антикризисного управления 15
3 Диагностика возникновения кризисной ситуации как основной этап антикризисного управления 26
Заключение. 36
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика кризисов и методы антикризисного управления.rtf

— 442.36 Кб (Скачать)

      Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних.

      Совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдается избыточная численность персонала, и в период кризиса сокращение персонала становится острой необходимостью, а это нелегкая задача. Если на основном производстве работников можно сокращать пропорционально объему выпускаемой продукции, то персонал вспомогательных подразделений и сферы управления менее пластичен (охранять предприятие, к примеру, необходимо независимо от объема выпускаемой продукции). Сокращение не может происходить одновременно. Нужна, следовательно, осторожность при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, снятии социальных льгот (обед, поликлиника и т.п.). Прямолинейные действия в этой сфере нередко приводят к плачевным результатам: оставшийся персонал не в состоянии справится с резко увеличившимся объемом работ, падает заинтересованность в качественном исполнении функций. Происходит снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. Уже не интересы фирмы, а поиск другой работы стоят во главе угла поведения работника. Да, к тому же, работники зачастую просто начинают разворовывать предприятия, таким образом, компенсируя снижение доходов.

      Вместе с тем экономия фонда зарплаты при ее умелом проведении может стать действенным фактором антикризисного управления. Многие внешние управляющие пользуются сейчас тем, что на большинстве предприятий существуют долги по заработной плате перед работниками и выплаты ее происходят не регулярно. Так, в первый же месяц объявляется, что всем рабочим уменьшается заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты. Такая политика помогает избегать противостояния между трудовым коллективом и новым управляющим.

      Уменьшение текущей финансовой потребности на практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия-должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.

      5 этап 

      Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде

      Выше было рассмотрено наиболее радикальные меры, применяемые во время антикризисного управления. Однако основной целью антикризисного управления является "реабилитация" предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики, возможности устранения неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением издержек.

       Ниже перечислены меры для обеспечения финансового равновесия в длительном периоде, что возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия.

      Основными задачи на данном этапе является:

      повышение конкурентных преимуществ продукции;

      увеличение денежного компонента в расчетах;

      увеличение оборачиваемости активов.

      Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на маркетинг. Как известно, маркетинг одно из самых больных мест наших предприятий и антикризисные управляющие должны умело проводить маркетинговые предприятия, иначе, предприятию не выжить. Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия.

 

3. ДИАГНОСТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

      Слово «диагностика» происходит от слова «диагноз», что в переводе с греческого означает распознавание, определение. В повседневной жизни слово «диагноз» означает констатацию результатов исследования кого-то или чего-то или заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т. д. Диагностика -- определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур. Диагностика -- это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и пространстве. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления.

      Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т. д.). В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры. Цель диагностики -- установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную и грамотную экономическую, политическую, социальную политику, стратегию и тактику.

      Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы и способов их реализации. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами -- прогнозом и анализом происхождения. Исследование процесса развития объекта помогает лучше уяснить его нынешнее состояние. Диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления.

      Диагностирование -- это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию:

      1. Диагностирование должно быть основано на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления.

      2. Диагностирование должно быть объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта.

      Эта процедура должна учитывать три обязательных условия:

      -- лицо, проводящее исследование;

      -- место его проведения;

      -- четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит, повысятся его объективность и точность.

      3. Диагностирование должно быть точным. Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество. Воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно в силу фактора времени, так как с его течением обязательно изменится один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования. Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.

      Чтобы правильно оценить состояние объекта диагностирования, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта -- с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Это, прежде всего построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей. Диагностика предусматривает также классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуру сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном, с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер -- положительный или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или патологию. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

      Следующая традиционная форма, или второй тип диагноза, позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности. Применение этого типа позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате конкретных исследований. Примером здесь является деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.

      Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно выполнить сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров (их просто нет). Его отличительной чертой является то, что здесь нет необходимости в привлечении статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику.

      Итогом любого исследования является результат -- диагноз состояния объекта диагностирования. Результат -- это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике и другие, или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза -- необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости -- учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере. Особое место в деятельности менеджера занимает проблема управления кризисными ситуациями, решение которой позволяет избегать непредвиденных тенденций и снижать негативные последствия. В условиях рынка, конкуренции, способствующих возникновению непредсказуемых ситуаций, никакие виды деятельности предприятия не обходятся без проблем. Одна из основных целей менеджмента состоит в том, чтобы минимизировать количество таких проблем путем выбора соответствующих форм, методов и средств управления, которые позволяют получать определенные гарантии от вероятных ошибок и просчетов. В диагностике кризиса объектом может являться вся экономика страны, какая-то отдельная ее отрасль или сложная проблема.

      Диагностика проблемы -- первый шаг на пути ее решения или локализации. Диагноз проблемы в ряде случаев становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений. Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы -- осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (уместной) и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация -- это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Когда диагностируют проблему, необходимо отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Для оперативного управления кризисами необходимо располагать их четкой классификацией.

      Существуют различные критерии классификации кризисов.                                       К ним относятся:

      тип, или вид кризиса;

      сфера влияния или возникновения;

      метод определения кризиса; степень развития;

      распределение кризиса во времени;

      характер учета;

      возможность регулирования.

      Выделяют два этапа диагностики кризиса:

      установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

      выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

      Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно -- к промышленно развитым странам, развивающимся или странам с переходной экономикой. Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д.

      На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых. Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться -- в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время.

      В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса.

      Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза. В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. Постановка диагноза основывается на сравнении. Чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или группу параметров (качественных и количественных характеристик), т. е. базу сравнения с аналогичными фактическими данными.

Информация о работе Антикризисное управление как система экономического оздоровления предприятия