Антикризисное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2 1. Что такое кризис? 3 1.1. Классификация кризисов 3 1.2. Микроэкономические проявления кризисов. 6 2. Антикризисное управление и регулирование. 6 3. Роль и функции антикризисного регулирования 8 3.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования.
10 3.2. Государственное регулирование кризисных ситуаций 11 3.3. Законодательное регулирование банкротства. 12 4. Российские особенности антикризисного регулирования предприятий. 16 Заключение 18 Список используемой литературы. 19

Файлы: 1 файл

Антикризисное регулирование экономики.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Реализация  всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия. Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются: -         совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; -         осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий; -         принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей; -         приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников -         создание института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). 

ФСДН  выполняет следующие функции: -         анализирует экономическое и  финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению; -         проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий; -         выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.   Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов. Основными этапами антикризисного управления являются: -  в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния; -         разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия; -         регулирование процесса финансового оздоровления; -         оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению; -         выбор и реализация антикризисных процедур.       3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ   В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии управления. 

Поэтому, необходимый начальный этап в  разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная  и своевременная диагностика  его состояния. Диагностику кризиса  на микроуровне можно разбить  на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов. В финансовом подходе последовательно анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия). 

С точки  зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии заключается  в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между  их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа: * Устранение   неплатежеспособности: продажа   краткосрочных   финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы; *  Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия; *  Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения. 

  К  функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление. 1. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. 

Но ограничения  можно регулировать, и в этом также  суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”. 

2. Одной  из важных характеристик антикризисного  регулирования и управления является  сочетание формального и неформального  управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления. 3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. 

Существуют  разные стратегии,  наиболее важными  из которых являются следующие: ·        предупреждения кризиса, подготовки к  его появлению; ·        выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления; ·        противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов; ·        стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; ·        рассчитанного риска; ·        последовательного вывода из кризиса; ·        предвидения и создания условий устранения последствий кризиса. Антикризисное регулирование и управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.   3.1 Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования. 

  Впервые  антикризисное регулирование на  государственном уровне проводилось  в США после Великой депрессии  1930-х годов. Государственное антикризисное  регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование кризисного сельского хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к антициклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя. Целенаправленное государственное антициклическое регулирование в сочетании с долгосрочным прогнозированием становится постоянным фактором циклического развития производства, переплетаясь со стихийными законами рынка. Антициклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита). 

Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность - от начальных проявлений кризиса  до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет. Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эф­фективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки. Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как и на макроуровне, необходимо наличие собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его смягчению. 

Основной  задачей, стоящей перед антикризисным  подразделением предприятия в благополучный  период является краткосрочное и  долгосрочное прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию ещё на ранних стадиях возникновения.   3.2. Государственное регулирование кризисных ситуаций   Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие. Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях: ·        поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; ·        предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта; ·        уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов. В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций. 

Такие меры можно разделить на две группы: 1.     финансовая поддержка, 2.     особое администрирование   Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии. Основные формы финансовой поддержки: ·        целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе; ·        субсидирование процентной ставки по кредиту; ·        предоставление гарантий по кредиту; ·        налоговые льготы; ·        налоговый кредит. Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах: ·        введение дополнительных форм отчетности; ·        установление обязательных нормативов; 

·        лицензирование; ·        обязательное страхование ответственности; ·        законодательное  ограничение тарифов; ·        другие законодательные ограничения.     3.3 Законодательное регулирование  банкротства.     Основным нормативным  актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)" Внешним признаком банкротства является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. 

Особо законом оговорены положения  по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Досудебная санация. В случае возникновения признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. 

Информация о работе Антикризисное регулирование экономики