Анализ внешнеторговой политики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачами, позволяющими добиться обозначенной цели, являются, прежде всего, анализ актуальной статистической и теоретической информации, касающейся основных экономических показателей; выявление тенденций дальнейшего развития данной страны; формулировка выводов, ясно отражающих настоящее положение данной страны в МХ и определяющих специфику экономической политики США.
Объектом работы является изучение внешнеэкономического потенциала страны.
Предметом работы является изучения места экономики США в условиях современных экономических процессов их влияния на мировую экономику и мировую торговлю в целом их взаимодействия между другими странами мирового экономического рынка.

Оглавление

Введение
1. Экономика США
1.1. Банковская система и финансовый капитал
1.2. Бюджетная политика США
1.3. Основные тенденции макроэкономического развития США на современном этапе
2. США в мировой экономике
2.1. США как центр глобализации
2.2. Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве
3. Анализ внешнеторговой политики страны
3.1. Анализ основных показателей страны
3.2. Характеристика внешнеторговой политики США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

место и роль США в мировой экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

США - дружественные или нет? А "еще одной страны", к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже нет в природе. Таким образом, мир становится все более одномерным не проамериканским или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.

Помимо совершенно новых схем построения "мира по-американски", что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и даже повышение конфликтного потенциала. [30]

При возникновении идеи однополярного мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать его стабильность.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство. Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом. … Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет.» [10]

Если говорить о промышленной политике, то необходимо отметить, что в некоторых отраслях Соединенные Штаты занимают прочные позиции, а в других – слабые. В таких отраслях, как фармацевтика аэрокосмическая, они чувствуют себя достаточно уверенно, но в других отраслях дела идут не так хорошо. США теряю позиции в тех отраслях, где наиболее большой рынок сбыта и значительный прибыльный потенциал на будущее.

Десять лет тому назад компьютерная и телекоммуникационная отрасли Америки занимали такие же высокие позиции, как и фармацевтическая, и большинство других отраслей тоже были в лучшем состоянии. Главное проявление конкуренции ожидается со стороны объединенной Европы, что может получить превосходство, что касается экономии, благодаря увеличению масштабов производства в таких отраслях, как производство электричества. Вызов американской продуктовой промышленности кинет тоже Европа, которая будет иметь сравнительный с Соединенными Штатами размер объединенной площади обрабатываемых земель. Открытая Восточная Европа станет источником дешевых предложений. Япония догнала США в производстве производственной и сельскохозяйственной техники и перегнала в производстве телекоммуникационного оборудования. Европа обошла Америку по производству стали. В 1991году американская автомобильная промышленность потеряла 6.8 млрд. долларов, а импорт японских автомобилей в США равнялся двум третьим ее торгового дефицита с Японией.

США – крупнейший экспортер мира, в большей степени зависящий от экспорта, чем, скажем, Япония, что заграничные филиалы американских компаний владеют преобладающей долей мирового экспорта, в сравнении с компаниями на американской земле, что четверть ВВП США зависит от мировой экономики. Глобализация – «палка о двух концах», но в Америке этого пока еще не оценили.

    1. Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве

Традиционные, сравнительно старые, хорошо технологически освоенные производства обработки перестают иметь для Америки первостепенное значение не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры внутреннего рынка, естественно, возникает вопрос, с какими же производствами одна из наиболее развитых индустриальных стран выходит намировой рынок. За исключением лишь нескольких импортеров (прежде всегоРоссии) американское продовольствие, т.е. продукция переработки аграрногосектора, сейчас с трудом находит рынки оплаченного сбыта, и в основномпоступает за рубеж в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными словами,данное производство не может рассматриваться как значительный сегментамериканского экспорта за пределы страны. К тому же и во внешней торговлепродовольствием баланс США не в их пользу, т.е. страна ввозит большепродуктов питания и сельхозсырья (преимущественно из экваториальных стран),чем сама вывозит.

Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП внациональной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл.

Прирост в среднем за год составляет 2,8%. Среднестатистическая зарплата производственных рабочих в рассматриваемом секторе экономики (с ростом приблизительно на 3% в год), достигла к 2011 г. 13,2 долл. в час

При незначительном росте производства в традиционных отраслях и

сокращении экспорта соответствующей продукции из США на мировой рынок должны существовать иные подразделения обрабатывающей промышленности страны, которые развиваются опережающими темпами, для обеспечения в целом повышательной тенденции в данном секторе национальной экономики и cохранения американской гегемонии на мировом рынке промышленной продукции. И такие отрасли существуют.[13, с 32]

Прежде всего, к отраслям промышленности, развитие которых идет

опережающими темпами и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической сложности и обусловливает целесообразность дальнейшего их развития в самих США. Эти производства американские компании не могут размещать в странах третьего мира - и по техническим соображениям, и по требованиям защиты производственных секретов, и только они остаются рентабельными при использовании высококвалифицированной и высокооплачиваемой американской рабочей силы. Именно в данных производствах США значительными усилиями пытаются сохранить и сохраняют мировое лидерство. Именно они становятся, если уже не стали, нишей специализации страны в мировом товарообмене. Если выше говорилось о том, что Америка более не выступает в качестве «мировой кузницы», то следовало бы обозначить ее роль на рубеже веков и тысячелетий как «мировой научно-исследовательской лаборатории и испытательного промышленного полигона».[6, с 63]

Замечено, что по мере освоения мировой промышленностью тех или иных производств, пусть даже сравнительно новых и высокодоходных, американские изготовители как бы теряют к ним интерес и не ведут обескровливающую конкурентную борьбу с производителями из менее развитых стран за доминирование в соответствующих секторах мирового рынка. Так, компании США почти полностью отдали преимущественно странам Юго-Восточной Азии производство бытовой домашней техники, Латинской Америке - текстильное и швейное производство, европейцам - свой внутренний рынок дорогих представительских автомобилей и парфюмерии (хотя и то и другое способно высококачественно производиться в самих Соединенных Штатах). В то же время США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять, во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно- исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.[9, с 25]

Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой

продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности. Государственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом номер один всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП

Соединенные Штаты безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе (см. табл. 3). И лишь в необоронных отраслях им серьезную конкуренцию составляют Япония и Германия. Однако фактические объемы затрат на НИОКР даже по гражданской тематике в США и других странах просто несопоставимы. По разным оценкам, на НИОКР гражданского профиля США расходуют столько же средств, сколько все остальные страны «большой семерки» вместе взятые (в данном случае Россия в экономическом отношении к «семерке» присоединена быть не может).[1, с 62]

В отличие от подавляющего большинства промышленных отраслей

национальной экономики, которым никогда не выделяется бюджетное

финансирование из государственных источников (это сфера исключительно

частных инвестиций), в производство высоконаукоемких и сверхпередовых

производств государство вкладывает значительные средства: непосредственно или опосредованно - через финансирование научных исследований, предоставление налоговых льгот, введение эмбарго на соответствующую продукцию иностранного производства и другие протекционистские меры.

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ внешнеторговой политики страны
    1. Расчет и анализ основных показателей

 

    • Расчет 1

Экспортная квота страны в 2009 г 100%= *100%=7,4%

Это означает, что только 7,4%  всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке. 

    • Расчет 2

Импортная квота страны в 2009 г. =

*100%=11,3%

Таким образом, импорт  страны составляет 11,3% от ВВП, что характеризует импортную независимость страны.

    • Расчет 3

Внешнеторговая квота страны в 2009 г. = =

 Т.к. показатель указывает  насколько внешнеэкономические  связи

страны стимулируют ее общий экономический рост, можно говорить о том, что США стимулируют вовсе не внешнеэкономические связи.

 

    • Расчет 4

Внешнеторговый оборот на душу населения в 2009 г. =

Очевидными причинами снижения данного показателя  в 2009 году до данного уровня являются последствия сначала национального, а затем мирового экономического кризиса.

    • Расчет 5

Индекс концентрации экспорта страны в 2009 г=0,088

Экспорт США фактически не зависит от экспорта какой-либо определенной категории товаров, т.к. индекс концентрации экспорта равняется  всего лишь 0,161.

Индекс концентрации импорта страны в 2009 г =0,118

Американский импорт также является относительно независимым от определенной статьи импорта.

Индекс диверсификации экспорта страны в 2009 г=0,258

Значение данного индекса среднее и составляет 0,258, т.е. можно сказать, что структура экспорта США  хотя и сильно отличается от мировой структуры, но не сильно.

Индекс диверсификации импорта страны в 2009 г=0,212

Структура импорта США  отличается от мировой структуры, еще в меньшей степени чем экспорт.

    • Расчет 6

Индекс «условия торговли» в 2004 г=101,24

Индекс «условия торговли» в 2008 г=91,82%

Индекс «условия торговли» в 2009 г.=98,95%

Согласно данным ЮНКТАДА  последний раз когда значение индекса «условия торговли» превышало 100% было в 2004 году. Это говорит о том, что условия торговли в Соединенных Штатах  в этом году были достаточно благоприятны. Постепенное снижение данного индекса вплоть до  2008 года было, прежде всего, вызвано зарождением и возникновением в этой стране мирового финансового кризиса, однако уже в 2009 году индекс стал снова повышаться и составил 98,95% , таким образом можно говорить о возможной тенденции роста данного индекса и еще большем улучшении условий торговли в США.

    1. Характеристика внешнеторговой политики страны

Несмотря на сохранявшиеся экономические трудности, Соединенные Штаты продолжают оставаться лидером в международной торговле. Крупнейшими торговыми партнерами США как и в предкризисный период  остаются Канада, Мексика, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Корея, Тайвань .

Основные направления американской внешнеэкономической политики в 2009г. и ближайшие годы изложены в ежегодном докладе «Повестка торговой политики на 2010 год и годовой отчет за 2009г.», представленном Администрацией США в конгресс США в марте 2010г. Как отмечается в докладе, целью торговой политики США является обеспечение устойчивого роста национальной экономики и восстановления мировой экономики. В докладе выделяются 7 аспектов торговой политики, на которых Администрация США планирует делать акцент, такие как: поддержка и укрепление мировой торговой системы,; защита прав американского бизнеса в мировой торговой системе и другие.

Таким образом, основное внимание США сосредоточено на «незаконченных делах»: продвижение переговорного процесса в рамках Доха-раунда ВТО (либерализация барьеров в торговле товарами и услугами), заключение двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле, а также активизация переговоров о создании Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ). США активно участвуют в деятельности международных экономических организаций, прежде всего ВТО и АТЭС, используя возможности данных организаций для продвижения своих интересов, нацеленных на создание благоприятных условий для деятельности американского бизнеса на внешних рынках.

Информация о работе Анализ внешнеторговой политики страны