Анализ и пути развития инновационного потенциала промышленности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - анализ инновационного потенциала Республики Беларусь и путей его развития.
Для достижения поставленной цели, в рамках курсовой работы, предусмотрено решение следующих задач: изучить теоретические аспекты инновационной деятельности, раскрыть роль инноваций в современной экономике, проанализировать структуру организаций выполняющих исследования и разработки, а так же осуществить анализ источников финансирования инноваций, результативности исследований и разработок, изучить факторы, препятствующие внедрению инноваций в Республике Беларусь. В заключительной части курсовой работы уделить внимание особенностям развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и направлениям активизации инновационного потенциала.

Оглавление

Введение 3 стр 1 Понятия и элементы инновационного потенциала, государственное регулирование активизации его использования.
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа 5 стр
1.2 Направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках Национальной стратегии устойчивости развития Республики Беларусь до 2020 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь 9 стр
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников его финансирования.
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследования и разработки. 12 стр
2.2 Анализ источников финансирования инноваций. 20 стр
2.3 Анализ результативности исследований и разработок. 23 стр
2.4 Анализ факторов, препятствующих внедрению инноваций 27 стр
3 Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь. 30 стр
Заключение 34 стр
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭПкурс-960405(8).doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования Республики Беларусь 

      Учреждение  образования

      ГОМЕЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

      ИМ. П.О.СУХОГО 
 

      Кафедра «Менеджмент» 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  курсу: «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ» 

      На  тему: «Анализ и  пути развития инновационного потенциала промышленности Республики Беларусь» 
 

                  Выполнил:

                  Студент 3-го курса

                  Группа  ЗМТ-31

                  Шифр:

                  Научный руководитель:

                  Доцент, к.э.н.

                  Лапицкая  Лариса Михайловна 
                   
                   

      ГОМЕЛЬ

      2010

      Содержание 

  Введение 3 стр 1 Понятия и элементы инновационного потенциала, государственное регулирование активизации его использования.
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа 5 стр
1.2 Направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках Национальной стратегии устойчивости развития Республики Беларусь до 2020 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь 9 стр
2 Анализ  инновационного развития промышленности и источников его финансирования.
2.1 Анализ структуры  организаций, выполняющих исследования и разработки. 12 стр
2.2 Анализ источников финансирования инноваций. 20 стр
2.3 Анализ результативности исследований и разработок. 23 стр
2.4 Анализ факторов, препятствующих внедрению инноваций 27 стр
3 Направления активизации  инновационного потенциала в Республике Беларусь.  30 стр
  Заключение 34 стр
  Список использованной литературы 36 стр
  Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Экономический рост, обеспечение устойчивости развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной Беларуси важнейшей задачей.

      Белорусская модель формирования социально-ориентированной  рыночной экономики и стратегия  устойчивого развития предусматривают  проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа

        Как показала практика, с учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

      Достижение  главной стратегической цели инновационной  политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

      Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать  научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

      Безусловно, тема развития инновационного потенциала актуальна для нашего государства, об этом свидетельствуют национальная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы ободренная Президиумом Совета Министров Республики Беларусь.

      Концепция государственной программы инновационного развития представляет собой общий замысел, перспективное видение национальной инновационной системы Беларуси, содержит исходные принципы и методологические основы ее построения и функционирования, определяет цели, задачи, приоритеты инновационного развития экономики, направления и средства их реализации.

      Конкретные  мероприятия по инновационному развитию Республики Беларусь определены Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 79, 1/8435), которая содержит основные направления создания новой национальной экономики или, как подчеркнул Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 24 апреля 2007 года, «экономики знаний».

      Сегодня инновационный путь развития в полной мере отвечает высшим приоритетам Республики Беларусь, наше государство должно занять достойное место в этом процессе, чтобы достичь цели своего социально-экономического развития – превращение страны в динамично развивающийся конкурентоспособный европейский регион с инновационной экономикой устойчивого развития и высоким уровнем качества жизни.

      Цель  курсовой работы - анализ инновационного потенциала Республики Беларусь и путей его развития.

      Для достижения поставленной цели, в рамках курсовой работы, предусмотрено решение следующих задач: изучить теоретические аспекты инновационной деятельности, раскрыть роль инноваций в современной экономике, проанализировать структуру организаций выполняющих исследования и разработки, а так же осуществить анализ источников финансирования инноваций, результативности исследований и разработок, изучить факторы, препятствующие внедрению инноваций в Республике Беларусь. В заключительной части курсовой работы уделить внимание особенностям развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и направлениям активизации инновационного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятия и элементы инновационного потенциала, государственное регулирование активизации его использования.
 

      

  • Инновационный потенциал, как объект экономического анализа.

          Анализ  новых тенденций, характеризующих  мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

          Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).

          Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение — это постоянная движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

          Инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

          Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

          Это значит, что если, например разработана  новая идея, отраженная в проектах. На схемах, чертежах или достаточно подробно описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, хотя и представляет собой результат творческого труда, не является инновацией.

          Следовательно, основными критериями инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

          Понятие «инновационного процесса», гораздо  шире понятия «инновация», так как  собственное инновация является одним из компонентов инновационного процесса. 
     

          Рассмотрим  основные составляющие инновационного процесса

    Новация – новая идея, новое знание Новые идеи, которые  могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности.
    Инновация

    или нововведение

    Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей.
    Диффузия  инновации Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.
     

          Важно подчеркнуть то, что результат  научных исследований – новое  знание, новация – дает начало инновационному процессу. Инновационный процесс – последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

          Деятельность  по организации и осуществлению  инновационных процессов называется инновационной деятельностью.

          Инновационная деятельность представляет собой использование результатов научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных новшеств для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической  деятельности, их распространение, а также представление связанных с этим образовательных, консультационных, финансовых и других видов услуг. Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

          В развитии экономической системы  существенную роль играет развитие инновационного потенциала. Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности.

          Для определения рациональных размеров инновационного потенциала, который должна иметь эффективно функционирующая макроэкономическая система, а также для получения оценок влияния инновационного потенциала на развитие национальной экономики, необходимо иметь четкое определение, во-первых, понятия инновационного потенциала, а во-вторых, его состава. С этой целью необходимо четко определить все существенные факторы, предопределяющие его динамику.

          В настоящее время вопросам формирования инновационного потенциала в экономической  литературе уделяется достаточно много  внимания, однако существующая информация зачастую носит отрывочный и противоречивый характер и не имеет однозначного трактования.

          Так, в отдельных случаях инновационный  потенциал отождествляется с  научно-техническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции», или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для  осуществления  инновационного процесса», что  значительно  упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории. 

          Достаточно  прозрачными и полными в вопросах исследования инновационного потенциала можно считать выводы Г.И. Жиц. По его мнению, под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал, образовательный потенциал, инвестиционный потенциал. Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал макросистемы1.

          Целесообразно считать инновационным потенциалом  не все количество ресурсов, которые общество предполагает использовать для своего перспективного развития, а только ту их часть, которая может быть использована для увеличения объемов или улучшения качества конечного потребления. При этом следует иметь в виду, что динамика количественных и качественных показателей потребления должна осуществляться в интересах потребителей, а не производителей. Следует отметить, что существуют значительные проблемы, связанные с разделением конечного потребления на индивидуальное (частное) и коллективное (общественное), но в данном случае более важным является необходимость соблюдения рациональных пропорций между конечным и промежуточным потреблением.

          Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

          Применительно к экономике инновационность  рассматривается как следствие традиционной рыночной практики, как следствие конкуренции на рынке товаров и услуг. В хозяйственной сфере инновационность не может существовать без рынка. Она неразрывно связана со способностью общества порождать перемены. Являясь исходным условием необходимых перемен, сам рынок между тем не приводит в движение инновационные процессы в нужных масштабах, не обеспечивает их устойчивости. Необходимы определенные культурные изменения, которые бы закрепили на уровне общества предприимчивость, изобретательность и оперативность. Речь идет о переменах в стереотипах мышления.

          Понятием  «инновация» как экономической  категорией одним из первых стал пользоваться австрийский экономист Й. Шумпетер, который исходил из того, что двигателем развития выступает предприимчивость, выражающаяся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства. Сущность инновации заключается в практическом использовании научно-технических разработок и изобретений. Инноватор не изобретатель, не человек техники, инноватор – это предприниматель, человек бизнеса.

          Сущность  любого объекта достаточно полно  раскрывается посредством выявления его структуры. В этой связи отдельно следует остановиться на основных компонентах исследуемой категории. Структура инновационного потенциала может быть представлена единством  трех  его составляющих (ресурсной, внутренней и  результативной),  которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

          Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода стартовой площадкой для его формирования.

          Второй  составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая – так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех ресурсов.

          Третьей составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Это своего рода целевая характеристика инновационного потенциала. 

          Структура инновационного потенциала

            
     

          . 
     
     
     
     

          Можно отметить, что проблема формирования экономической сущности инновационного потенциала является  сложной,  многоаспектной и  нуждается  в  дальнейшем  изучении.  Полученные  в  ходе исследования  результаты (уточнение сущности инновационного потенциала и его структуры) являются основой для полной характеристики инновационного потенциала как объекта управления и, таким образом, способствуют выработке конкретных научно-практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию. 

          

  • Направления развития инновационного потенциала промышленности в рамках Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь. 
  •       Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУРР2020) разрабатывается в  соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Настоящий Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

          Главными  целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе – повышение уровня жизни народа.

          Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики государства.

          В Национальной стратегии устойчивого  развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

          Тенденции в мировой экономике определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь, как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

          Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».

          Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:

          - в области совершенствования  нгосударственности;

          - в области общественного развития;

          - в области экономики;

          - в области экологии;

          - в области развития культуры и нравственности.

            Основные цели, важнейшие задачи  и средства реализации Национальной  стратегии устойчивого развития  Республики Беларусь систематизированы  графически в приложении №1.

          Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.

          Концепцией национальной инновационной системы определено, что научно – техническая и инновационная политика Беларуси должна обеспечить оптимальные условия для интеграции науки, производства и образования в интересах развития инноваций2.

          Основные  стратегические задачи государственной политики, обеспечивающие устойчивое развитие экономики за счет использования новых знаний, состоят в следующем:

      1. Трансформация, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Определяющими здесь являются показатели затрат на исследования и разработок и кадровый потенциал науки.
      2. Повышение эффективности использования научно-технического потенциала.
     

          Стратегией  устойчивого развития предусмотрена и структурная перестройка промышленности. Для этих целей разработана Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., которая предусматривает приоритетное развитие наукоемких и энергосберегающих подотраслей промышленности, экспортоориентрованных и импортозамещающих производсв.

          Главная цель структурных преобразований в  промышленности – создание конкурентоспособной  высокотехнологичной продукции  на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

          Современное состояние производственного потребления  ресурсов в Республике Беларусь характеризуется их высокими удельными расходами относительно экономически развитых стран. Однако быстрое и повсеместное ресурсосберегающее технологическое обновление промышленного потенциала нее возможно из-за недостатка инвестиционных средств и слабой инновационной восприимчивости промышленных предприятий к освоению ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

          Решение этих проблем необходимо осуществлять по следующим направлениям:

          – планомерное обновление применяемых  в промышленности Республики Беларусь технологий и производимой продукции  на;

          – постепенное реструктурирование промышленного  производства с целью замещения  производств традиционной среднее и малонаукоемкой продукции на высоконаукоемкие отрасли.

          Устойчивый  экономический рост промышленного  комплекса страны должен базироваться на развитии высокотехнологичных, конкурентоспособных и экологичных по мировым стандартам производств на основе активного проведения коренных преобразований существующего научноотехнического и производственного потенциалов.

          Итак, инновации становятся стратегическим ресурсом предприятия. Именно инновации  считаются фактором достижения конкурентного  преимущества фирмы. Кроме того инновации становятся ключевым фактором глобальной конкуренции на международных рынках. Процесс развития инноваций в Республике Беларусь стратегическое и приоритетное направление, о чем свидетельствуют государственные программы.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        1. Анализ  инновационного развития промышленности и  источников его финансирования.
     

          

  • Анализ  структуры организаций, выполняющих и  исследования и разработки.

         Национальная  инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь.

         Управление  Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

         Структура управления Национальной инновационной системой Республики Беларусь графически представлена в приложении к настоящей курсовой работе.

         Для эффективного функционирования предприятий и организаций, стремящихся идти по инновационному пути развития, необходима соответствующая инфраструктура. Базисом для создания инновационной инфраструктуры явился  Указ Президента Республики Беларусь «О порядке создания инновационной структуры и условиях ее функционирования»

         Формирование  инновационной инфраструктуры предусматривает  создание и дальнейшее развитие технопарков, Парка высоких технологий, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности; создание информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и другие), развитие товаропроводящей сети.

          Инновационная инфраструктура как важнейший сегмент  современной Национальной инновационной системы Республики Беларусь развивается в последние годы активно. В настоящее время в стране функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы.

          По  данным Государственного комитета по науке и технологиям, на сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

            · Парк высоких технологий (специализация – ITиндустрия и сопутствующие отрасли)

          · Научно – технологические парки (технопарки) – 10 организаций, позиционирующих себя в качестве технопарков, 3 из которых имеют соответствующий статус, присвоенный ГКНТ (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1)

          · Белорусский инновационный фонд

          · Бизнес инкубаторы (в том числе  специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий) – 9

          · Центры трансфера технологий (включая  Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве) – 24

          · Инновационные центры – 5

          · Научно-производственные (научно-практические) центры – 56

          · Информационные и маркетинговые  центры – 10

          · Научно-технические библиотеки (включая  заводские) – 476

          Потребителями услуг, предоставляемых перечисленными элементами инновационной инфраструктуры, являются 318 инновационно-активных предприятий.

          Динамика  развития инновационной инфраструктуры по годам представлена в таблице 1.

                                                               Таблица 1 

    Субъекты  инновационной

    инфраструктуры

          Количество  на конец года
          2006       2007       2008       2009       2010
    Научно-технологические  парки       10       11       14       17       20
    Инновационные центры       5       5       6       7       8
    Центры  трансфера техно-логий       24       26       28       30       30
    Информационные и марке-тинговые центры       10       12       18       24       30
    Бизнес-инкубаторы       9       9       10       10       10
    Научно-технические  библиотеки       476       478       482       486       490
    Инновационно  активные предприятия       476       490       512       540       581
    Научно-производственные центры       56       58       64       67       71
     

          Данные  по 2010 году взяты с учетом темпов развития инновационной инфраструктуры.

          Из  таблицы видно, что наибольший удельный вес в инновационной инфраструктуре занимают научно-технические библиотеки (40%) и инновационно активные предприятия (46%)

          

          Структура инновационной инфраструктуры 

          В то же время в Республике Беларусь не получил развитие такой институт, как венчурные фонды.

          Венчур (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

            Как показывает мировая практика  венчурные компании – эффективный  инструмент, для развития высоких технологий и научных разработок.

            Ниже приведены данные по развитию инфраструктуры в регионах Республики Беларусь.

            Брестская область.

          Координатором деятельности всех элементов инновационной  инфраструктуры области является Брестское областной коммунальной унитарное предприятие «Центр внедрения научно-технических разработок» (БОКУП «ЦВНТР»). Среди направлений деятельности этого предприятия необходимо выделить поиск и сопровождение инновационных проектов, сопровождение региональной научно-технической программы Брестской области, бизнес планирование (действует группа по бизнес-планированию в количестве 4-х человек), консалтинговые услуги предприятиям области, проведение конференций, тренингов и т.п., предприятие также участвует в разработке и поддержке информационных баз данных и интернет-сайта Брестского облисполкома. 1.07.2008 г. БОКУП «ЦВНТР» присвоен статус технопарка.

          Витебская область.

          Инновационная инфраструктура области представлена технопарком, созданном при УО «Полоцкий государственный университет», представительством Республиканского центра трансфера технологий, представительством Белорусского инновационного фонда, региональным отделением РНТБ, рядом других организаций. В области активно работает консалтинговая компания «Витебский центр маркетинга» (учредитель – Министерство иностранных дел РБ), которая организует проведение ежегодных областных инвестиционных форумов. Кроме этого, в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (далее – ГПИР) реализуются проекты 2.13 «Создание и развитие технопарка Полоцкого государственного университета» и 2.14 «Создание и развитие технопарка Витебского государственного технологического университета» государственным заказчиком которых является Министерство образования Республики Беларусь.

            Гомельская область.

          В области функционирует инновационный  бизнес-инкубатор, представительство Республиканского центра трансфера технологий, представительство Белорусского инновационного фонда, региональное отделение РНТБ, др. На базе СЭЗ «Гомель-Ратон» создается технопарк (принято соответствующее решение Гомельского облисполкома, площади технопарка составят около 4500 кв. м.).

            Гродненская область.

          В области ведутся работы по созданию технопарка на базе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». В г. Лида фунционирует бизнес-инкубатор «Апсель», ведуться работы по созданию агротехнопарка с привлечением средств по линии UNIDO (группа Всемирного банка). Также в области действуют представительства Республиканского центра трансфера технологий, Белорусского инновационного фонда, региональное отделение РНТБ, ряд других структур.

            Могилевская область.

          В Могилевской области создан и  успешно действует единственный в республике технопарк, созданный в соответствии с европейскими стандартами - ЗАО «Технологический парк Могилев».

          Закрытому акционерному обществу "Технологический  парк Могилев", первому в Республике Беларусь, 29 ноября 1999 года ГКНТ присвоил официальный статус научно-технологического парка, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 "Об утверждении положения о научно-технологическом парке". После опубликования Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1 представители организации запросы о подтверждении статуса технопарка в адрес ГКНТ не направляли.

          Кроме этого, официальный статус инкубатора малого предпринимательства, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь", присвоен ЗАО "Технологический пак Могилев" 10 декабря 1998 г.

          В настоящее время ЗАО «ТПМ»  имеет только статус инкубатора малого предпринимательства, фактически являясь единственным в республике классическим технопарком.

          В области также действуют, представительства  Республиканского центра трансфера  технологий и Белорусского инновационного фонда, региональное отделение РНТБ, ряд других структур.

            Город Минск. 

          В городе Минске сосредоточен основной инновационный потенциал республики, представленный учреждениями Национальной академии наук Беларуси, большинством ведущих вузов, отраслевых НИИ, высокотехнологичных предприятий, соответствующий кадровый и технологический потенциал.

          На  территории г. Минска действуют 4 организации, позиционирующие себя в качестве технопарков – ИРУП «Научно-технологический  парк БНТУ «Метолит» (статус технопарка присвоен в 2003 году, регулярно подтверждается), СООО «Арвит-авто» (единственный в республике частный технопарк, предприятия тенхнопарка поставляют комплектующие для немецких автоконцернов, официальный статус присвоен в 2005 году, однако, в связи с ограничениями по списочной численности работников резидентов, а также другими ограничениями, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1, данный статус официально подтвержден быть не может), местный фонд «Технопарк БГУ» (статуса не имеет как некоммерческая организация – в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1), Инновационная ассоциация «АКАДЕМТЕХНОПАРК» (15 учредителей, включая НАН Беларуси, РУП «НПО «Центр», РУП «Приборостроительный завод «Оптрон», «Белгео» и др., статуса технопарка не имеет).

          В 2005 году создано ГУ «Парк высоких  технологий», специализацией которого является IT сфера. Выделенная ГУ ПВТ территория в 50 га расположена в районе пересечения МКАД и ул. Купревича. Статус резидента ПВТ предоставляется по принципу экстерриториальности.

          По  данным национального статистического  комитета Республики Беларусь за 1995-2009 гг. основные показатели деятельности организаций выполнивших научные исследования и разработки представлены в приложении к курсовой работе. Статистические данные охватывают организации, выполняющие научные исследования и разработки, независимо от их вида деятельности. Указанные организации классифицируются по следующим секторам деятельности: государственному, предпринимательскому, высшего профессионального образования, некоммерческих организаций.

          Основу  научно-технического  потенциала  составляют  специалисты,  занятые  научными исследованиями. Однако в последние годы продолжается отток специалистов из научной сферы.  К концу 2003 года численность работников,  занимающихся  научными  исследованиями и разработками, составила 29981 человек, что в 3,4 раза меньше, чем в 1990 году. Структура занятых научными исследованиями и разработками по категориям персонала не изменилась. В среднем  доли исследователей, техников, вспомогательного и прочего персонала составляют 60:7:33 соответственно.

          Наибольшее  число работников, выполнявших научные  исследования и разработки, сосредоточено в организациях  предпринимательского  сектора (46%). В  организациях государственного сектора в 2003 году исследованиями и разработками занимались 37 % научных кадров, а 17,9 % специалистов занимались научной деятельностью в организациях сектора высшего образования. Из числа исследователей,  выполнявших научные исследования и разработки, 23,8% составили кандидаты и доктора наук.

          Показателем  снижения занятости  в науке  является существенное уменьшение (на 32,1% в 2002 году) численности  совместителей и  работавших по договорам гражданско-правового  характера.  Основной  причиной  снижения  занятости  в  науке,  следует  считать недостаточное ее финансирование.

          В республике в 2003/2004 учебном году насчитывалось 59 вузов, в том числе 14 частных. В них обучалось 337.8 тысяч человек. Подготовкой специалистов с высшим образование  в 2003 году занимались 19862 работников  профессорско- преподавательского состава. В сравнении с 1992 годом численность преподавателей увеличилась на 3835 человек. Вместе с тем, если в 1992 году среди преподавателей вузов было 53% кандидатов и докторов наук, то в 2003 году этот показатель уменьшился до 42%.

           Созданием передовых  производственных  технологий в 2003 году  занимались 143 организации. Ими было создано 389 передовых производственных технологий, 88,4% которых являются новыми в Беларуси, 9,7% − новыми за рубежом и 1 % принципиально новыми,  получено 117 патентов на  изобретения, 30 патентов  на полезные  модели и 7  на промышленные  образцы 36,9% созданных  технологий  обладают  патентной  частотой.  С 1992 года в Беларуси использовали 13720 передовых производственных технологий. 

          Объем отгруженной предприятиями инновационной  продукции в 2003 году составил 2586,6 миллиарда  рублей. Почти  половина инновационной  продукции – это продукция  вновь освоенная или подвергшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних  трех  лет. Почти три четверти  инновационной продукции поставлено за пределы Беларуси. Инновационная активность  промышленных  предприятий  Республики Беларусь составила в 2003 г. 13,5%

          По  данным Национальной Академии наук региональное распределение научных кадров в 2007 г. сохраняет традиционно сложившуюся структуру. Наибольшая численность исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, приходится на г. Минск — 14,9 тыс. чел., или 78,5% (в 2006 г. — 79,6%), за ним следуют Гомельская область — 1,5 тыс. чел., или 7,7% (в 2006 г. — 7,1%), Минская — 4,5% (в 2006 г. — 4,5%), Витебская — 3,8% (в 2006 г. — 3,8%), Могилевская — 1,9% (в 2006 г. — 1,5%), Брестская — 1,9% (в 2006 г. — 1,9%) и Гродненская — 1,6% (в 2006 г. — 1,5%). 

          

  • . Анализ источников финансирования инноваций.
  •       В рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь предусмотрено создание финансовой инфраструктуры, необходимого элемента для развития инновационной деятельности предприятий.

          Для финансирования мероприятий Государственной программы инновационного развития в 2011 – 2015 годах намечается привлечение около 45 триллионов рублей.

          По  опыту финансового сопровождения  мероприятий действующей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы финансирование проектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы необходимо предусматривать в объеме не менее 5,0 процентов от объема валового внутреннего продукта (далее – ВВП) ежегодно, в том числе по источникам финансирования:  

          собственные средства  организаций – не менее 1,0 процента от объема ВВП;

          кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, заемные средства организаций Республики Беларусь – не менее 1,4 процента от объема ВВП;

          иностранные инвестиции – не менее 1,4 процента от объема ВВП;

          средства  республиканского бюджета, в том  числе целевых бюджетных фондов, средства Белорусского инновационного фонда (уточняются ежегодно при формировании проекта Закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в установленном порядке);

          средства  местных бюджетов, в том числе  инновационных фондов облисполкомов и Мингорисполкома (уточняется ежегодно при составлении проекта местного бюджета на очередной финансовый год в установленном порядке);

          другие  источники в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

           

           

                

           

         

           
     

         Предполагаемое  распределение средств по государственным  заказчикам и частично по источникам финансирования представлено в Приложении 10 к Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

          Мероприятия, предусмотренные государственной  программой, направлены на создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и др. фондов, улучшения их координации для устранения разрывов в цепи "наука – технология – производство – рынок", развития инновационного капитала.

          Инновационная деятельность, как правило, характеризуется  достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся среде инновационных процессов.

          Ключевую  роль в развитии инноваций в Республике Беларусь отводится паркам высоких технологий.

         На  сегодняшний день формирование благоприятных  условий для создания парков высоких  технологий объявлено стратегической целью для нашей страны. Обсуждаются варианты создания таких парков на основе анализа зарубежного опыта. Рассматриваются возможность создания технополисов – городов специализирующихся на осуществлении НИОКР, главной целью которых является коммерциализация результатов этих разработок.

         Мировой опыт показывает, что в финансировании парков высоких технологий участвуют как государственный, так и частный капитал. Обычно финансирование технопарков, занятых преимущественно фундаментальными исследованиями осуществляется за счет государственного бюджета, в то время как проведение прикладных исследований и внедрение результатов в производство берет на себя частный сектор.

         Вопрос  о способах стимулирования деятельности парков высоких технологий остается открытым. Однако следует заметить, что налоговая политика государства служит одним из этих стимулов. К примеру, В США практиковалось полное освобождение малых инновационных предприятий от уплаты налогов на несколько лет. Имеет смысл создать подобные возможности для предприятий, которые будут работать в будущих белорусских парках высоких технологий.

         В целом в мире широко используются следующие инструменты стимулирования инновационной деятельности. Научных исследований:

         1. система налоговых льгот, предусматривающая  дифференциацию льгот по отраслям  и целевой характер каждой  льготы;

         2. амортизационные льготы;

         3. таможенные льготы – освобождение  от импортной пошлины сырья,  материалов, оборудования, необходимого для проведения НИОКР, освобождение от пошлин экспортных операций;

         4.  льготное  финансирование:  предоставление  субсидий,  займов,  беспроцентных ссуд;

         5. стимулирование создания венчурных  предприятий и венчурных фондов.

         В Республике Беларусь существует значительный разрыв между  научно-техническим  потенциалом и объемами финансирования научных исследований и разработок. Спрос на инновации  со  стороны  реального сектора  экономики  незначительный,  следовательно, объемы коммерциализации результатов научных исследований и разработок также невелики. С другой стороны, экономический рост в стране в большой степени определяется уровнем развития высокотехнологичного сектора. В данной ситуации специалисты видят выход в создании системы стимулирования инновационной деятельности предприятий. 

         Система налоговых льгот является одним  из самых эффективных инструментов воздействия на объем инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Это достигается посредством сокращения числа налогов, уменьшения налоговых ставок, предоставления значительных льгот предприятиям, занятым в сфере инноваций. 

         В Республике Беларусь действует большое  число льгот по отношению к объему средств, полученных от осуществления инновационной деятельности.

         Однако, как показывает статистика, доля налогов  и платежей в выручке от реализации продукции в отрасли «Наука и  научное обслуживание» за последние годы составляла около 20%, что на несколько процентных пунктов выше, чем в целом по экономике или в промышленности. Это объясняется более высокой долей затрат на оплату труда в отрасли и, соответственно, большей долей отчислений на социальные нужды в структуре затрат на производство продукции, чем в среднем по экономике.

         Налоговые льготы предоставляются в основном на осуществление научных исследований и разработок, финансируемых из республиканского и местного бюджетов. По хозяйственным  договорам налоговая нагрузка значительно  выше.  Распространение налоговых льгот на  все сферы научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь могло бы способствовать росту спроса на инновации со стороны предпринимательского сектора, развитию высокотехнлогичных производств. 

          

  • . Анализ результативности исследований и разработок.
  •       Научные исследования и инновационные разработки представляют собой такую сферу  человеческой деятельности, которая  в значительно меньшей степени  поддается количественному измерению, нежели, например, промышленное производство. Это, прежде всего, связано с субъективной природой формирования научных знаний.

          Разнообразие  «выходов» научных исследований и разработок, форм их воздействия на экономику, а также сложности их непосредственной оценки обусловили необходимость применения в оценке результатов научной деятельности различных эвристических и эмпирических методов и показателей, зачастую лишь косвенно характеризующих эффект научной деятельности и базирующихся на дополнительных источниках информации, прежде всего экспертного характера.

          Например, для оценки результатов научных  исследований, особенно фундаментальных, в международной практике используются такие показатели, как количество научных публикаций и их цитируемость, а межстрановые научные связи нередко измеряются показателями соавторства. Подобные оценки применяются не только для анализа динамики научных направлений и выполнения исследовательских программ, но и при принятии решений о целесообразности их финансирования.

          Однако  такой подход, в определенной степени, можно назвать целесообразным для оценки результатов проведения фундаментальных научных исследований, и он не выдерживает критики при оценки научно-производственной деятельности, т.е. при оценке прикладных научных исследований. Поэтому данные показатели можно использовать только в качестве подмножества критериев некоторой рейтинговой системы оценки.

          В определенной степени количественному  измерению технологических результатов научных исследований и разработок служит патентная форма сбора информации. Она базируется на данных о регистрации изобретений, являющихся результатом либо научных исследований и разработок, либо производственной деятельности. Однако и здесь возникают проблемы, насколько полученное изобретение обладает существенными различиями от имеющихся аналогов. Поэтому возникает необходимость оценки уровня новизны, обладающей существенными отличиями технического решения задачи в любой области экономики, социальной сферы, обороны, являющегося продуктом интеллектуальной деятельности, техническим воплощением идеи, направленным на удовлетворение определенной потребности общества. В качестве изобретений рассматриваются новые устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, селекционные достижения, а также применение по новому назначению ранее известных устройств, способов, веществ и штаммов.

          Изобретения представляют собой объект охраны промышленной собственности. Охранным документом в этом случае является патент, выдаваемый на изобретение. Он удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на использование в течение срока его действия. Различают национальные патенты на изобретения, выданные национальными патентными ведомствами, и региональные патенты, зарегистрированные, например, в Европейском или Евразийском патентных ведомствах либо в Африканской организации интеллектуальной собственности.

          До 1992 г. в бывшем СССР в целом, основным охранным документом являлось авторское свидетельство, фиксировавшее исключительное право государства на использование изобретения. Введение патентной формы защиты изобретений обеспечило правовую охрану отечественных научно-технических достижений на международном рынке, а также стало необходимым условием развития отсутствовавшей ранее лицензионной торговли технологиями, охраняемыми патентами, внутри страны.

          Патенты не только несут функцию правовой защиты изобретений, но и являются уникальным источником технологической информации, поскольку сведения, содержащиеся в патентах, обычно не представлены нигде более и, кроме того, патентование, как правило, на два-три года опережает внедрение научно-технических достижений в производство, что позволяет заранее учитывать возможность появления технологических инноваций. В силу этого показатели патентной форме отчетности служат для анализа состояния и перспектив развития отдельных областей науки и техники, технологических направлений, оценки рынка технологий в стране, его привлекательности для иностранных патентообладателей и инвесторов. В этом случае для оценки используются абсолютные и относительные показатели патентования изобретений. К наиболее важным абсолютным показателям относятся:

          - число патентных заявок (патентов), поданных (полученных) в стране, как  отечественными, так и зарубежными  заявителями; 

          - число патентных заявок (патентов), поданных (полученных) отечественными заявителями за рубежом;

      - общее  число действующих патентов, зарегистрированных  в стране.

          Перечисленные показатели группируются по разделам Международной патентной классификации. Данные по регистрации патентных заявок и выдаче патентов заявителям-нерезидентам учитываются в разрезе стран их принадлежности, а по регистрации отечественных изобретений за рубежом, соответственно, по странам подачи заявок.

          Для характеристики уровня изобретательской активности, интенсивности распространения  национальных научно-технических достижений, степени технологической зависимости страны также применяются следующие относительные показатели:

          - коэффициент изобретательской активности, определяемый как число патентных заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в патентное ведомство страны, в расчете на 10 тыс. человек;

          - коэффициент самообеспеченности, определяемый как отношение числа патентных заявок, поданных отечественными заявителями внутри страны, к общему числу патентных заявок, поданных в патентное ведомство страны;

          - коэффициент технологической зависимости  — отношение числа патентных заявок, поданных зарубежными заявителями в национальное патентное ведомство, к числу внутренних патентных заявок, поданных отечественными заявителями;

          - коэффициент распространения — соотношение числа внешних патентных заявок, поданных отечественными заявителями за рубежом, и числа внутренних заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в национальное патентное ведомство.

          Поиск критерия эффективности развития науки и выражающих ее показателей упирается в сложность, а иногда и невозможность количественного измерения результатов новых научных знаний, последствий их практической реализации в экономике и социальной сфере. Научные исследования как таковые обладают лишь потенциальным эффектом, поэтому высока степень неопределенности при выделении их доли в совокупном эффекте научно-технического прогресса. В силу отмеченных обстоятельств приходится оперировать специальными методами, позволяющими оценить различные аспекты структурных сдвигов в экономике, связанных с внедрением и распространением научно-технических достижений. За рубежом для этого часто используются методы оценки основанные на применении теории нечетких множеств, позволяющей формализовать субъективные данные и на этой основе получить количественные оценки.

          В качестве косвенной характеристики результативности науки используются показатели наукоемкости производства, определяемые как отношения затрат на научные исследования и разработки к результатам производства. Расчеты таких показателей проводятся на уровне конкретных видов продукции и товарных групп, предприятий, отраслей и экономики в целом; служат ориентирами в анализе структурных сдвигов и состояния научно-технического обеспечения производства; они широко применяются в международных сопоставлениях.

          На  макро-уровне показатель наукоемкости представляет собой отношение внутренних затрат на научные исследования и  разработки к ВВП. Он отражает уровень  усилий страны в сфере науки и  технологий, степень ее приоритетности в системе национальных целей.

          Особенный интерес для различных уровней  принятия решений в системе управления научной деятельностью представляет оценка результатов инновационной деятельности. К настоящему времени найдены достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий. Прежде всего, это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель доли инновационной продукции в общем объеме ее производства, или продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). При этом понятие новой (вновь внедренной) продукции соответствует понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции — понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций, как правило, это уже выпускаемая предприятием продукция. К данной категории инновационной продукции относят и продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена (беспатентных лицензий, ноу-хау и т.п.).

          Разработаны также методика оценки объема инновационной  продукции в отпускных ценах  предприятий без налога на добавленную  стоимость, специального налога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции (в том числе новой, усовершенствованной и прочей) в общем объеме отгруженной продукции. Аналогичные расчеты проводятся также применительно к экспортной продукции (с выделением экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья).

         Показатели, характеризующие влияние инноваций  на результаты деятельности предприятий, измеряются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме годовой прибыли. Результаты инновационной деятельности проявляются также в изменении затрат производственных ресурсов. В связи с этим используются показатели, отражающие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на оплату труда, материалы, энергию и др., повышения фондоотдачи и прочих факторов.

         Проведение  оценки результативности научных организаций  государственного сектора позволяет повысить эффективность управленческих решений в сфере науки, за счет чего обеспечивается решение следующих задач:

         - повышение эффективности механизмов стратегического и оперативного управления в сфере науки;

         - повышение эффективности бюджетных расходов в сфере науки;

         - повышение вклада сферы науки в рост конкурентоспособности национальной экономики.

         Направлений и показатели оценки результативности научной организации указаны в приложении к настоящей курсовой работе. 

      1. Анализ  факторов, препятствующих внедрению инноваций.

          Если  рассматривать промышленное предприятие  как открытую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, то можно выделить несколько групп факторов, препятствующим инновациям. Факторы, препятствующие инновациям, могут быть причинами как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом. Экономические факторы:

    • недостаток собственных денежных средств,
    • недостаток финансовой поддержки со стороны государства,
    • низкий платежеспособный спрос на новые продукты,
    • высокая стоимость нововведений,
    • высокий экономический риск,
    • длительные сроки окупаемости нововведений, производственные факторы:
    • низкий инновационный потенциал организации,
    • недостаток квалифицированного персонала,
    • недостаток информации о новых технологиях,
    • недостаток информации о рынках сбыта,
    • невосприимчивость организаций к нововведениям,
    • недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.

            Другие  факторы:

    • низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги),
    • недостаточность законодательных и нормативно-правовых
    • документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность,
    • неопределенность сроков инновационного процесса,
    • неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги),
    • неразвитость рынка технологий.

          Перечисленные факторы, препятствующие инновациям, замедлявшие  инновационные процессы в организации оцениваются в зависимости от значимости для организации той или иной причины: незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий. Также весьма важна информация о количестве инновационных проектов, для которых указанные факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет. Показывается количество инновационных проектов, которые были в связи с этим:

    • серьезно задержаны;
    • были начаты, но на какой-то промежуточной стадии остановлены (прекращены);
    • даже не были начаты.
     

          По  причине действия факторов, препятствующих развитию инноваций, инновационная деятельность может не начаться или не привести к ожидаемым результатам. Список может быть изменен в соответствии с национальными требованиями.

          Факторы, сдерживающие инновационную деятельность:

          Экономические факторы:

    • чрезмерный риск;
    • слишком высокие издержки;
    • недостаточность финансирования;
    • слишком длительный период окупаемости инновации.

          Внутрифирменные факторы:

    • недостаточно высокий инновационный потенциал (ИР, промышленных образцов и т. д.);
    • недостаток квалифицированного персонала;
    • недостаточность технологической информации;
    • недостаточность рыночной информации;
    • трудность контроля над затратами на инновации;
    • отсутствие внутрифирменной гибкости;
    • недоступность услуг сторонних организаций;
    • недостаток возможностей кооперации.

          Другие  факторы:

    • недостаток технологических возможностей;
    • недостатки инфраструктуры;
    • отсутствие потребности в инновациях (использование уже существующих);
    • незащищенность прав собственности;
    • законодательство, нормы и стандарты, налогообложение;
    • потребители, невосприимчивые к новым видам продукции и новым процессам

         Уверен, что при стабильной экономической ситуации в стране, при тесном взаимодействии исследовательских, научных организаций и промышленности, при наличие законодательства регулирующего инновационные процессы в стране, получится создать базис для развития инновационной деятельности в Республике Беларусь. При этом необходимо учитывать и мировой опыт. 
     
     
     
     
     
     
     

    1. Направления активизации инновационного потенциала в Республике Беларусь.

          В настоящее время инновационное  становление экономики Республики Беларусь – неотъемлемая часть его социально-экономической и инновационной политики, содержанием которой является создание государственными органами необходимых правовых, экономичекских, организационных и иных условий для инновационной деятельности, а также способов воздействия республиканских органов государственного управления и органов местного управления на субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности.

          При этом региональные органы формируют  новую парадигму регионального саморазвития на основе учета интересов региона. Инновационное развитие территории в настоящее время, в первую очередь, ориентируется на эффективное решение проблем, к числу которых относятся использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

          Инновационный потенциал, как часть социально-экономического потенциала, включает научно-технологический и институциональный потенциал, создающий в совокупности условия для осуществления инновационной деятельности с целью роста конкурентоспособности региона. Без сохранения и развития инновационного потенциала территории невозможно реализовать стратегические и тактические цели развития региона. Поэтому задача региональных органов управления на современном этапе состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием своих областей.

          В качестве основных направлений в  инновационном развитии региона  являются:

    • нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности (положения, областные законы, постановления и т.д.);
    • информационно-аналитические и программные разработки (промышленная политика, программа качества, программа развития инноваций);
    • решение финансово-экономических вопросов (финансирование фондами, банками);
    • организационные решения, направленные на создание научно-информационных и технических центров, технопарков и др.

          Особенности и условия, необходимые для формирования и реализации инновационной политики в каждом регионе, определяются его спецификой, своеобразием инновационного потенциала региона.

          Одним из инструментов формирования конкурентоспособности  регионов являются территориальные  научные образования, а также  малые наукоемкие компании, заинтересованные в доступе к результатам научных исследований, которые впоследствии превращаются ими в технологические инновации. Важнейшим элементом региональной инновационной политики является корреляция научно-образовательной деятельности, проводимой в регионе, с потребностями его социально-экономического развития. Для обеспечения требуемого качества этой деятельности наиболее прагматичным становится развитие в регионах тех направлений научных исследований, которые обеспечивали бы разработку и внедрение критических технологий для приоритетных, регионообразующих производств и подготовку высшей школой профильных специалистов для этих научно-индустриальных кластеров.

          Одним из направлений развития инновационного потенциала регионов Беларуси является инновационная инфраструктура, в том числе создание бизнес-инкубаторов и офисов коммерциализации разработок. Формирование инновационной инфраструктуры способствует организации региональной информационной сети инновационных разработок, новых видов финансирования инновационной деятельности, создания условий промышленным предприятиям всех форм собственности для внедрения в производство инновационной продукции.

          В настоящее время в республике и регионах реализуется ряд мер  по формированию комплекса условий и предпосылок успешного инновационного развития: приняты отдельные законы и нормативные акты по регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, реализуются региональные научно-технические программы, облисполкомами и Минским горисполкомом созданы инновационные фонды, формируется в регионах структура управления инновационным развитием и др. Однако, разработка организационно-экономического механизма управления инновационным развитием региона требует комплексного программного подхода. В связи с вышесказанным, в Беларуси, в соответствии с планом мероприятий Государственной Программы инновационного развития Республики Беларусь, разработана и Программа инновационного развития регионов. В рамках этой Программы, с учетом анализа социально-экономического и инновационного развития регионов, оценки республиканских тенденций научно-технического развития, сформирован план инновационных мероприятий по каждому региону, обоснованы важнейшие их направления и приоритеты.

          Без инновационного развития регионов невозможно инновационное развитие экономики Республики Беларусь

          В рамках Концепции Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы  определены приоритетные задачи и направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь.

          Основными мерами по развитию научно-технического потенциала республики являются: 

          - развитие научных  школ, привлечение  молодых  исследователей к  работе в секторе науки и  инноваций, вложение средств в  образование для воспроизводства  специалистов в инновационной  сфере; 

          - существенный  рост  средств,  направляемых  не  только  на исследования  и  разработку,  но  и  на  освоение  в  производстве  новой продукции, концентрация этих средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;

          - развитие,  а  в  ряде  случаев  и  создание  с  нуля  недостающих элементов инновационной инфраструктуры,  формирование инжинирингового бизнеса.  При продаже наукоемких  технологий  и интеллектуальных  услуг,  в том числе под « ключ»,  мы  должны  быть конкурентоспособными. 

          На  современном  этапе необходимо  активизировать деятельность по  использованию  новых  знаний  и  технологий  в  реальном  секторе экономики, что позволит в перспективе гарантировать возврат средств, направляемых на исследования и разработки.

          Для  реализации  полного  инновационного  цикла  и  внедрения научных и научно-технических разработок в производство дальнейшее совершенствование  действующей  в  стране системы программ должно базироваться  на  выполнении  государственных  комплексных  целевых научно-технических  программ,  объединяющих  государственные программы  научных  исследований  и  государственные  научно-технические программы. 

          С учетом прогноза наиболее перспективных  направлений науки и техники  для достижений максимальной отдачи в области инновационной сферы  необходимо продолжить развитие приоритетных направлений научно-технической деятельности и технологий, а именно следующих:

          - информационные технологии;

          - технологии производства и обработки  новых материалов;

          - лазерно-оптические технологии;

          - технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами для обеспечения машиностроительной отрасли;

          - нанотехнологии и технологии  создания наноматериалов;

          - технологии обработки космической  информации;

          - технологии производства топлива  и энергии из альтернативных и местных источников;

          - технологии экологически безопасного  ресурсосберегающего производства  и переработки сельскохозяйственного  сырья и продуктов питания;

          - технологии в медицине;

          - технологии создания лекарственных  средства;

          - технологии атомной энергетики, безопасного обращения с радиоктивными отходами;

          - технологии создания электронной  компонентной базы;

          - биотехнологии

          Главными  задачами  инновационной  политики  являются формирование  в  экономике  социальной  и  правовой  среды, обеспечиваемое  комплексом  управляющих  воздействий  государства, направленных  на  регулирование  инновационной  деятельности (процессов  создания,  освоения  и  использования  инноваций)  и формирование  национальной  инновационной  системы ( ее  субъектов, условий их взаимодействия и функционирования). 
     

            
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Заключение

          Инновационная деятельность, осуществляемая в целостной  системе управления инновациями «государство – общество – наука – технология – экономика – образование», включает в себя широкий спектр работ как в области инновационной политики государства, так и по созданию и освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т.п. При этом существенную роль в данной системе играет развитие инновационного потенциала, под которым следует понимать способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. Отмеченные взаимосвязи выполняют системообразующую роль и оказывают прямое влияние на развитие инновационной деятельности, эффективность и сама возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством как в пределах национальных границ, так и в глобальном масштабе.

          Благополучие  страны и эффективность ее экономики  должны быть основаны на интенсивном использовании накопленных знаний, их непрерывном пополнении, на быстром воплощении этих знаний в высокотехнологические продукты и услуги. Основой экономического роста должны быть инвестиции не только в материальные, но и в значительной мере, в нематериальные активы, к которым относятся: человеческий капитал, организационные изменения, исследования и разработки, процессы диффузии нововведений, процессы обучения и переобучения рабочего и руководящего персонала предприятий, изучение рынка, установление более тесных связей производителей с потребителями и т.д.

          Использование уже имеющегося мирового инновационного и технологического потенциала как важного фактора роста особенно актуально для  нашей страны,  имеющей слабые  технологические заделы в гражданской промышленности  и  не имеющей практического опыта в организации нововведенческих процессов в рамках рыночной системы. Тем не менее, пока белорусские предприятия ориентируются в основном на отечественные разработки и технологии. Поэтому одной из задач государственной политики в этой области является создание системы (прежде всего, ее институциональных рамок), способной подхватывать «чужие» нововведения, в том числе и организационные, совершенствовать и распространять их. Это позволит  перенять культуру современного инновационного процесса, значительно  обновить  технологическую  базу  страны, повысить конкурентоспособность отечественных товаров (в основном внутреннюю – из-за их относительной дешевизны), привести уровень квалификации рабочего и управляющего персонала в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

          Несколько недооценивается в нашей стране стратегическое управление инновационными проектами, хотя  эта сфера имеет огромные перспективы своего развития.

          Сокращение  разрыва между научно-техническим потенциалом Республики Беларусь и объемом финансирования и коммерциализации достижений науки и техники позволило бы воздействовать на темп экономического роста страны. В этом смысле большое значение имеет стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь посредством системы налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Список  использованной литературы 

    1 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы
    2 Инвестиционный  рейтинг  основных городов Беларуси Ковалев М.,  Шашко А.  // Белорусский  банковский бюллетень. 2003. № 19 (222)
    3 Инновационное управление производством: Научно-практ. Пособие.

    Ясников Г.Е. – Мн.: Академия управления при  Президенте Республики Беларусь, 2000.

    4 Инновационный менеджмент : учебник / под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. –  М. : Вузовский учебник, 2005
    5 Инновационный менеджмент Медынский В.Г.  Москва 2004
    6 Инновационный менеджмент, Молчанова О.П., Сурин  А.В.  Москва 2008
    7 Инновационный менеджмент. Курс лекций. Академия управления при Президенте Республики Беларусь Сорокин А.П. Минск 2004
    8 Инновационный потенциал: современное состояние  и перспективы развития : монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова Москва 2007
    9 К  вопросу  выбора  критерия  отбора высокотехнологичных  отраслей промышленности Соловьев  Ю.,  Куликова  М.  //Общество и  экономика. – 2004
    10 Концепция Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы
    11 Концепция национальной инновационной системы Минск 2006
    12 Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г Минск 2004
    13 Оценка эффективности  инноваций, Завлин П.Н., Васильев А.В.  СПб 1998
    14 Управление  инновациями: теория и практика. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С.   - М.: Эксмо, 2008.

    Информация о работе Анализ и пути развития инновационного потенциала промышленности Республики Беларусь