Анализ функционирования теневого сектора экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том проанализировать основы теневой экономики, масштабы и динамику развития теневой экономике в России и зарубежем, узнать последствия теневой деятельности .
Осуществление установленных в работе целей всколыхнула решение следующих задач: а) выявить суть «теневой экономики»; б) проанализировать формы теневой экономики; в) раскрыть факторы, которые влияют на развития теневой экономики; г) дать характеристику формированию теневой экономики в России; д) рассмотреть масштабы развития теневой экономики за рубежом; е) раскрыть социально – экономические последствия теневой экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Основы аспекты теневой экономики………………………………....4
1.1. Теневая экономика как экономическая категория………………………...….4
1.2. Формы теневой экономики……………………………………………………..8
Глава 2. Анализ функционирования теневого сектора экономике России.12
2.1. Динамика и тенденции развитиятеневой экономики в России……...............12
2.2. Масштабы развития теневой экономики за рубежом……..………………...18
Глава 3. Социально – экономические последствиятеневой деятельности……………………………………………………………..………...20
3.1. Ущерб развития мировой экономике со стороны нелегального бизнеса….20
3.2. Меры борьбы с теневым сектором экономикев России и за Рубежом………………………………….………………………………………….25
Заключение…………………………………………….……………….………..….29
Список литературы …………………………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Теневой сектор Российской экономики.Чесовская.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 20% ВВП. На севере дела обстоят более-менее сносно. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10% от ВВП, Германии – 14%, Франции – 16%. В скандинавских странах серый сектор составляет 9–15% ВВП. Чем южнее – тем хуже. Очевидно, это как-то связано с традициями и менталитетом. Так, в Италии и Испании "серый" сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции – 30–35%. Самая сложная ситуация в бывших соцстранах: в целом по Восточной Европе – до 40% ВВП, а на Украине – 57%. [10, c. 390-391]

Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.

Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

 

Глава 3.Социально – экономические последствия теневой деятельности

3.1. Ущерб развития мировой экономике со стороны нелегального бизнеса

 

Теневая экономика и организованная преступность выступают как угроза-процесс экономической безопасности государства, который негативно воздействует на развитие народного хозяйства, а при оценке деятельности субъектов теневой экономики, направленной на ущемление экономических интересов личности, общества и государства, — как угроза-действие.

Основными последствиями развития теневой экономики стали развал, кризис экономики общенародного хозяйства, потеря управляемости, разрушение хозяйственных связей, спад производства, рост экономической преступности и ряд других аспектов. В социальной сфере теневая экономика привела к резкой дифференциации, расслоению общества на бедных и богатых, потерявших моральные и нравственные ориентиры; к ориентации значительной части общества, в том числе интеллигенции, на получение дохода любыми средствами: с использованием служебного положения, взяточничества, спекуляции, воровства и др.

Таким образом, теневая экономика представляет собой реальную угрозу финансовой безопасности и возникает из-за пренебрежения со стороны государственной экономики реальными финансовыми интересами населения. Полезные виды деятельности в свое время были загнаны в подполье политикой командно-административной системы — политикой принудительного огосударствления. В случае если правительство не в силах обеспечить соответствующими благами сферы потребления, а общество не может без них обойтись, неизбежно возникает подпольная финансовая деятельность. Борьбу с нелегальной  экономикой необходимо осуществлять не с конкретными людьми, субъектами нелегальных  отношений, а с факторами , их порождающими, т.е. нужно преобразовать концепцию финансовых взаимоотношений. Эффективное регулирование государством рыночных отношений будет означать создание иных, не командно-административных отношений, а экономических условий жизнедеятельности, проведение экономической реформы. В этом плане целесообразно:

  • создание устойчивой налоговой системы, базирующейся на ставке налогов;
  • создание условий для выведения из подполья абсолютно всех видов хозяйственной деятельности по производству благ и услуг;
  • законодательное предоставление обязательства персонально-рабочий фигуры имущества с неотъемлемым устройством материально-технического предоставления личной рабочий работы;

Общественно-финансовый исследование нелегальный экономики  как угроза опасности финансовой защищенности говорит, о том что:

  • теневая экономика — особая модель финансовой деятельности, реализуемая в общенародном хозяйстве и подчиненная цели получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики;
  • теневая экономика не просто была порождена и сформировалась в недрах «световой» экономики, но и создана самой командно-административной системой для укрепления своего экономического положения и реализации выдвинутых политических установок;
  • рост теневой экономики наряду с другими причинами привел к обострению борьбы за власть, распаду СССР, изменению экономической системы, обострению кризиса народного хозяйства и потере его управляемости, резкой дифференциации общества;
  • в современных условиях особенности развития теневой экономики накладывают свой отпечаток на тенденции ее развития, что отражается в росте коррупции, проявлении соответствующих форм теневой экономики;

Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду. Существуют также и значительные неэкономические последствия:

Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, в сокращении бюджетных расходов и деформации се структуры.

Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.

Воздействие на результативность макроэкономической политики проявляется прежде всего в возрастании ошибок макроэкономического регулирования, вследствие невозможности контроля над исполнением макроэкономических решений и наличия «темной материи» в экономике, делающей невозможной точную оценку масштабов экономической деятельности в государстве.

Влияние на кредитно-валютную систему выражается в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Деформация структуры экономики. Криминальная финансовая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором.

Воздействие криминальной экономики на финансовый подъем и его формирование не является однозначно деструктивным. Воздействие является равнонаправленным. Однако влияние теневой экономики на конкурирующую с ней легальную экономику чаще всего деструктивно, так как предприятия легальной экономики находятся в заведомо невыгодных условиях с точки зрения затрат, а зачастую и с точки зрения реализации своей продукции, по сравнению с предприятиями теневой экономики.

Воздействие на инвестиционный процесс — один из наиболее важных результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие. Оно способен являться разным в зависимости от  типа, фигуры преступной инициативности, а кроме того от общественно-финансовых обстоятельств. Наибольшей  степенью нелегальной экономики позволяет  сокращать все возможные трейдеры.

Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам.

Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг.

Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма.

Влияние на эффективность производства и разделение труда.

Влияние на систему международных финансовых взаимоотношений.

Влияние на общественно-политическую концепцию государства. Это воздействие осуществляется на федеральном уровне в основном через лоббирование интересов субъектов теневой экономики в представительных органах власти, на региональном уровне теневая экономика зачастую представлена во всех властных институтах и неотделима от действующего руководства административного субъекта.

Влияние на результат работы государства. В основном отрицательное  влияние теневой экономики на эффективность работы государства проявляется в усилении коррумпированности всех функциональных подсистем государственного аппарата.

Криминализация экономики

Криминализация всех сфер экономики стала одним из многочисленных последствий влияния теневой экономики на экономическую жизнь общества.

Основными факторами криминализации выступают следующие:

  • Монополизация власти способствовала формированию госаппарата, извлекающего выгоды из своего положения. Это неизбежно привело к коррумпированности.
  • Направленность реформ на развитие рыночных отношений для накопления первоначального капитала способствовала обострению криминальных явлений в экономической жизни общества.
  • Основные сферы криминализации экономики — финансово-кредитная, приватизации госсобственности, инвестирования, внешнеэкономической деятельности и потребительского рынка.
  • Контрольные действия в политической и социально-экономических сферах, предпринятые входе радикальных реформ в России, привели к деформациям экономических отношений.

Показателем криминализации экономики является экономическая преступность, вызванная ростом криминальной части теневой экономики, что провоцирует криминальную активность населения.

Эти и другие экономические преступления можно дифференцировать на более частные. Однако наиболее опасным является переход экономической преступности в новое качество, которое выражается в криминализации всей экономической системы государства. [33, c. 31 - 49].

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Меры борьбы с теневым сектором  экономике в России и за Рубежом 

Определив масштабы теневой экономике в стране, можно говорить о мерах борьбы с данным феноменом. Следует начать с России, где ситуация меняется каждый день: так, многие полагают, что в связи с вводом налогов на вклады на Кипре, российские компании перестанут «отмывать» грязные деньги в кипрских банках. Также, на недавней конференции стран большой двадцатки Россию обязали бороться с нарастающей долей теневого сектора. Итак, какие же меры вводит российское правительство для борьбы с неформальной экономикой? 
Так как в России, как и в других странах, участники теневого сектора ведут расчеты с помощью наличных денег, Минфин предлагает ввести безналичный расчет на операции, которые превышают 600 тыс. рублей. Это ограничение является важной мерой по привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Таким образом, мы перенимаем опыт Италии, где расчет выше 2000 евро невозможно совершить наличными. Также планируется перейти на выплату всех заработных плат (это в первую очередь касается бюджетников, работников государственных органов) на карточные счета. Следующей мерой является запрет госслужащим иметь зарубежные счета и финансовые активы, в то время как российские граждане рассматривают зарубежные счета как возможность уклонения от российских налогов, да и вообще выведения денежных средств из поля зрения российских властей, а также криминальных структур. Этот запрет должен благоприятно повлиять на атмосферу в обществе в целом, в связи со злоупотреблением должностных обязанностей правящего класса. Еще одна мера борьбы тесно связана с уже известным опытом США, когда руководство страны, в целях защиты страны от финансово – экономического кризиса, организовало серьезную работу по выявлению фактов неуплаты налогов с денежных средств, вывезенных из США и размещенных за границей. В России, так же, как и в США, банкиры должны будут предоставлять налоговикам информацию об операциях и состоянии счетов. Вдобавок, налоговики смогут без суда запрашивать у финансовых учреждений информацию по счетам частных лиц. 
 
В Латвии, где уже давно существуют проблемы с теневой экономикой, предлагают ввести новых механизм борьбы, который предусматривает сбор личных данных обо всех покупателях, потративших более 2000 долларов наличными, кроме того, жители страны обязаны будут официально зафиксировать свое финансовое положение. По задумке чиновников, покупатели, которые решили расплатиться за крупную покупку не банковской карточкой, а наличными деньгами, должны будут предъявить паспорт, для того чтобы продавец зафиксировал данные покупателя и передал личные данные в соответствующую структуру, указав сумму этой покупки. Кроме того, планируется ввести, так называемую, нулевую декларацию, согласно которой, свое финансовое положение должны зафиксировать все жители Латвии, а также внести на банковский счет сбережения, превышающие 20 000 долларов. Правда, у этой схемы есть один недостаток – все это относится к резидентам Латвии, а значит, всегда можно договориться с жителями других стран или же совершить необходимую покупку в соседней Эстонии или Литве. Однако лишь благодаря теневой экономике некоторые жители Латвии могут выжить и обеспечить себя пропитанием, так что следует вести борьбу достаточно осторожно. Прежде всего, следует бороться с крупными неплательщиками налогов, «а если же в этой тени живет бабушка, которая на обочине шоссе торгует яблоками из своего сада, то давайте дадим ей возможность жить в этой тени».  
 
Страны ЕС в последнее время стали придавать большое значение борьбе с уклонением от налогообложения. Так, в Испании за счет лучшего контроля над налогооблагаемой базой, собираются пополнить казну на 8,1млрд. евро. Италия потребовала, чтобы любые платежи, превышающие 2000 евро, совершались таким образом, чтобы их было возможно отследить, то есть банковскими карточками. В Великобритании создана специальная бригада, состоящая из 200 агентов, которым поручено следить за особо высокими доходами. В конце 2012 года ЕС и МВФ в качестве одного из обязательных условий предоставления помощи, потребовали от Греции немедленной борьбы с налоговыми неплательщиками. В свою очередь, Греция ввела правила, которые помогли гражданам существенно сэкономить на налогах. Жители страны смогли сэкономить на посещениях парикмахерских, занятиях в спортзалах, особую выгоду получили те, кто принес чеки за организацию крупных праздников. Впредь греки могут требовать также квитанции и чеки за ремонт квартир, за ремонт и сервис автомобилей, расходы на бензин, получение водительских прав. На одну семью правительство устанавливает лимит в 8 тысяч евро. Все эти меры направлены на сокращение доли теневого сектора, ведь по официальным данным, четверть всех коммерческих операций в Греции производится нелегально, то есть без выдачи квитанций и чеков.  
 
Что же касается Швейцарии, у которой на общем фоне ситуация складывается весьма благоприятно, то теневая экономика представляет всего 7,6% от ВВП. Главным противников швейцарской экономики стало нелегальное трудоустройство. В 2014 году Швейцария приняла закон, в соответствии с которым были усилены проверки на федеральном уровне, были ужесточены наказания для работодателей, принимающих на работу нелегалов. В сфере строительства и сельского хозяйства, где нелегальное трудоустройство завоевало крепкие позиции, применялись санкции в виде исключения из государственных тендеров, а также работодатели, которые наняли нелегального работника, зарабатывали штраф до одного миллиона франков и срок заключения до пяти лет. Принятие нового закона, направленного против теневой экономики, несомненно, дало позитивные эффекты. Может быть, и России стоит ввести похожие законы, чтобы также побороть уже давно назревшую проблему нелегального трудоустройства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:

1) Теневая экономика - это  сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля  государства и его регулирующих  мер. В методологическом отношении различают экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики.

2) Теневая экономика  обладает следующими системными  свойствами: а) всеобщность; б) целостность; в) связью с внешней средой; г) структурностью; способностью к самоорганизации и непрерывному развитию; д) наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор).

3) К числу  основных преступлений  теневой  экономики России, относят  злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупция, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковской деятельности и т. п.

4) Признаки  теневой экономики: а) неконтролируемость  теневой экономики государственными  органами; б) незаконный характер  деятельности;  в) легализацию (отмывание) незаконных доходов и др.

5) Существует  классификацию теневых экономических  явлений по различным основаниям: 1) в зависимости от характера результата;  2) по отношению к официальной экономике;  механизмы координации отдельных сфер и секторов теневой экономики.

6) Главными и наиболее типичными  формами “теневой” экономической  деятельности являются следующие три блока: 1) законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению; 2) законная деятельность, которая осуществляется без соответствующих лицензий. 3) нелегальная деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг.

7) Традиционно к основным  факторам развития теневой экономики  и криминальной экономической  деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.

8) В странах с развитой  рыночной экономикой отмечается  постоянный рост масштабов теневого  сектора. Наиболее высокой долей  теневого сектора является Греция (официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия, Испания и Бельгия. Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия. Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия, США  и Швейцария.

Информация о работе Анализ функционирования теневого сектора экономике России