Анализ динамики структуры ВВП России по расходам и место России в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

ВВП - важнейший показатель системы национальных счетов.
ВВП–показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Предметом изучения ВВП являются экономические единицы – резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.
Показатель ВВП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. То есть актуальность этой темы очевидна.

Файлы: 1 файл

proekt_nakh.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

         Исследовательский проект

        по курсу Макроэкономика часть 1

 

 

 

 

Тема: Анализ динамики структуры ВВП  России по расходам и место России в современной экономике

 

 

 

 

 

 

 

                           Авторы: Долматов Юрий Владиславович

                                           Степанов Алексей Анатольевич

                                            Меркурьев Кирилл Андреевич 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург. Уральский  Государственный Университет.                                                                                                                                  

                                         2010 год.

 

 

Анализ динамики структуры  ВВП России по расходам и место России в современной экономике

 

 

ВВП - важнейший показатель системы национальных счетов. 

ВВП–показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем  выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

     Предметом  изучения ВВП  являются экономические единицы – резиденты, производящие товары и услуги для конечного пользования за определенный период.

     Показатель  ВВП имеет очень важное значение  для экономики в целом. Он  используется для характеристики  результатов производства, уровня  экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. То есть актуальность этой темы очевидна.

   Существует несколько  методов подсчета ВВП :

      1.По доходам.

      2.По  добавленной стоимости.

      3.По производству.

      4.По  расходам.

 Именно на методе  подсчета ВВП по расходам мы  остановимся подробнее, однако  будут упомянуты и другие методы  подсчета ВВП.

  Главной целью нашего исследования будет анализ структуры ВВП России на основе реальных данных.

   ВВП неразрывно связан с бюджетной системой государства, именно с ее помощью государство может влиять на структуру ВВП.

    Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации , местные бюджеты. Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и включает:

•    Республиканский (федеральный) бюджет;

•    21 республиканский  бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89);

•    Около 29 тысяч  местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). При этом бюджеты  нижестоящих органов самоуправления не входят

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

    Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов  обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства,  уровнем социально-экономического  развития страны, разветвленностью  связей бюджета с народным  хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Получение и исследование целостной картины инвестиционного процесса с начала спада российской экономики, то есть с конца 80-х годов, представляет собой определенный аналитический интерес. Изменения в объеме и структуре капиталовложений, происшедшие на протяжении этого периода, несомненно, окажут влияние на последующее развитие инвестиционной сферы и экономики в целом.

 Данные о структуре  валового внутреннего продукта (ВВП)  по расходам в текущих ценах  показывают, что индекс валового  накопления основных фондов снизился  с 1989 по 1991 г. на 10 процентных пунктов и с тех пор остается относительно стабильным, колеблясь в пределах 21–22% ВВП1). Эти результаты вызывают по меньшей мере недоумение и требуют объяснения. Дело в том, что столь высокая норма накопления обычно наблюдается только в странах, осуществляющих интенсивную индустриализацию, или в социалистических странах с плановой экономикой. Россию 90-х годов нельзя отнести ни к тем, ни к другим.

Некоторый свет на эту  ситуацию проливают данные о структуре  ВВП в текущих ценах по доходам2. Первое, что бросается в глаза, — удивительно низкая текущая доля национального дохода в ВВП. В США, например, национальный доход составляет более 80% ВВП, в России в конце 80-х годов соответствующая доля равнялась 66%, а к 1996 г. она сократилась до 58%. Поскольку доля косвенных налогов в 1996 г. была примерно такой же, как в 1989 г., ясно, что сокращение доли национального дохода в ВВП обусловлено увеличением доли потребления основного капитала (ПОК), возросшей с 20 до 29% ВВП.

Заметим, что снижение доли национального дохода в ВВП на протяжении 90-х годов происходило неравномерно. В 1991 г. эта доля подскочила до 85% ВВП (а доля потребления основного капитала соответственно снизилась до 10%). Эта “нетипичная” для России структура ВВП по доходам, наблюдавшаяся в 1991–1992 гг., была связана с высокими темпами инфляции и некоторыми техническими особенностями учета. В частности, отмеченное в эти годы резкое увеличение доли чистой прибыли и чистых смешанных доходов произошло за счет прибыли от переоценки запасов. В свою очередь, заметное уменьшение доли потребления основного капитала в этот же период было обусловлено сохранявшейся тогда системой оценки потребления основного капитала на основе балансовой стоимости элементов основного капитала (то есть по ценам приобретения).

Объединив данные о структуре текущего ВВП по расходам и доходам, мы можем примерно оценить долю чистого накопления основного капитала в ВВП3

Оценки на базе ВВП  по доходам и по расходам дают примерно одинаковый результат: в текущих  ценах доля чистого накопления основного капитала в ВВП сократилась с 12% в 1989 г. до –9% в 1996 г. Эти результаты, полученные на основе официальной статистики, свидетельствуют о том, что чистые инвестиции в России в 1994 г. находились на нулевом уровне, а с 1995 г. выражались отрицательными величинами. Учитывая, что в 1994 г. методика расчета потребления основного капитала на основе рыночной стоимости материальных активов была еще недостаточно совершенной, можно предположить, что чистые инвестиции были отрицательными уже в 1994 г. Более того, согласно официальным оценкам из другого источника, чистые инвестиции в так называемом производственном секторе экономики стали отрицательными уже в 1992 г., а в непроизводственном — в 1993 г.

Динамика нормы накопления в 90-е годы в значительной мере определялась изменением цен. Как известно, в этот период цены на элементы капитальных вложений росли намного быстрее, чем цены на другие компоненты ВВП, в частности на личное потребление. Соответственно, цена капитальных затрат увеличивалась быстрее дефлятора ВВП и индекса потребительских цен4.

Указанные изменения  в структуре относительных цен  существенно влияли на стоимостную  структуру ВВП и делали неясной  картину реально происходивших  структурных сдвигов. Поэтому теперь следует обратиться к анализу  структуры ВВП в постоянных ценах.

В концепции человеческого  развития рост доходов рассматривается  в качестве одного из основных средств  повышения благосостояния, соответственно, только экономический рост является основой роста доходов населения. Следует учесть, что на потребительский сектор оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам нужно отнести укрепление национальной валюты и мировую конъюнктуру. К внутренним - покупательную способность населения и государственное стимулирование. Рассмотрим потребительский сектор как товары и услуги для населения, производимые и потребляемые. Производство напрямую зависит от потребления, а потребление товаров и услуг - от доходов населения. В последние годы в России наблюдается стабильный рост экономики, что отразилось на улучшении благосостояния населения и, соответственно, обеспечило устойчивый рост потребительского сектора. 
    Согласно опубликованным данным Минэкономразвития от 24 августа 2006 г. зарплаты россиян за 7 мес. текущего года выросли на 11% Продолжающийся рост реальных доходов населения стимулирует увеличение потребительских расходов, что в свою очередь подталкивает предприятия, выпускающие потребительские товары, наращивать объемы производства. Рост уровня жизни населения приводит к росту спроса в сфере услуг. 
    Согласно данным Госкомстата, за январь-июль 2006 г. оборот розничной торговли составил 711,5 млрд руб. По сравнению с уровнем прошлого года оборот увеличился на 11,7%  
    За этот же период объем платных услуг населению составил 241,7 млрд руб., что выше аналогичных показателей за прошлый год на 7,3%.  
    Совокупная доля потребительских товаров и услуг в ВВП (5722,3 млрд руб. за январь-июль 2006 г.) составляет приблизительно 16,6%.

Самостоятельный рост и  развитие потребительского сектора стали возможными благодаря следующим факторам: выходу государства из числа активных участников рынка; появлению отраслевых объединений и союзов (например, Российский зерновой союз, Российский мясной фонд, СоюзРоссахар), способных взять на себя ряд государственных функций; стабильности установленных "правил игры"; развитию малого и среднего бизнеса. Одной из серьезных проблем для сектора в целом являются устаревшие основные фонды российских предприятий, требующих для проведения модернизации немалых средств.  
    Однако для большинства предприятий потребительского сектора характерны достаточно скромные объемы оборота по сравнению с другими сегментами рынка. Это сдерживает привлечение дополнительных средств. И только в тех отраслях, где более или менее завершился передел рынка между крупными производителями и прошло слияние мелких предприятий в крупные, появились компании, которые разместились или могут в дальнейшем провести размещение на рынке ценных бумаг. 
    Эти компании ориентированы на экстенсивный рост за счет расширения географии и приобретения региональных компаний, в том числе поглощения конкурентов. Они нуждаются в дополнительных средствах, а для этого не всегда подходит заемное финансирование. Учитывая тот фактор, что большинство из компаний потребительского сектора не обладают большими фондовыми мощностями (как, например, металлургические заводы), они могут рассчитывать только на стабильные показатели финансово-хозяйственной деятельности.  
    Как показало время, финансовая прозрачность и темпы роста этих компаний оказались привлекательны для инвесторов, и сегодня суммарная капитализация компаний потребительского сектора сопоставима с 2% капитализации компаний, входящих в индекс РТС. 
    Капитализация компаний газо- и нефтедобывающего сектора составляет приблизительно 464 343 млн долл., или более 68%, в том числе Газпрома -244 210 млн долл. 
    За последние годы именно потребительский сектор осуществил больше всего IPO. Мы ожидаем, что список размещенных эмитентов в ближайшем будущем пополнят предприятия мясной промышленности.  
    Однако не все отрасли потребительского сектора демонстрируют рост и размещение.  
    По-прежнему не изменилась финансово-экономическая ситуация предприятий легкой промышленности. В настоящее время легкая промышленность находится в тяжелом положении из-за недостатка оборотных средств и квалифицированных кадров, высокого износа технологического оборудования, низкой рентабельности производства и низкой конкурентоспособности продукции, значительных объемов "теневого" производства.

Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни  общества, прежде всего, в экономике.

Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном  этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны.

Инвестиции служат "архимедовым  рычагом" поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые  предприятия и дополнительные рабочие  места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом.

Существующая в настоящее  время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики.

Речь идёт как о  политике правительства в области  создания благоприятного инвестиционного  климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.

Поэтому подготовка и  переподготовка специалистов в сфере  инвестиций сейчас для российской экономики  приобретает особую актуальность.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами  пытается  вернуть эти  деньги из-за  рубежа в  российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было  вывезено,  начиная с  1991 года, около 150 млрд. дол.  и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Информация о работе Анализ динамики структуры ВВП России по расходам и место России в современной экономике