Анализ банковской системы и денежной политики в Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:58, реферат

Краткое описание

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Файлы: 1 файл

Банковская система Армении.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ  И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

 «Анализ банковской системы и денежной политики в Армении» 
 
 
 
 

                                                                                                     Выполнила:

    студентка 2 курса

                                                                                                           группы 072201

Лях А.А. 

                                                                                                      Проверила: 

                                                                                              доцент

                                                                                              Марченкова Е.Е. 
 
 
 

      Минск 2011

Банковская  система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. 

Банковская  система Армении сегодня находится на переходном этапе, двигаясь от завершившейся болезненной стадии финансового оздоровления к стадии интенсивного развития на базе последних мировых тенденций.

Такие показатели, как сравнительно высокая степень ликвидности и адекватности капитала, незначительный уровень сомнительных классифицированных кредитов в портфелях коммерческих банков, - есть следствие ограничительных мер и жесткой политики Центрального Банка. При этом банковский бизнес в стране является довольно рентабельным и привлекательным для инвесторов. 

Положительным фактором армянского банковского рынка  можно назвать его слабую политизированность, то есть незначительный уровень проникновения политических интересов в банковскую систему страны. Практика показывает, что даже наличие тесных связей с высшими политическими или экономическими кругами не гарантирует руководству банка успешного результата "во всех начинаниях". Это минимизирует уровень возможных политических рисков и потрясений в случае будущих изменений во власти, что немаловажно при оценке системного/странового риска. Вместе с тем, в стране существует высокий уровень коррупционных рисков, который затрагивает и банковскую систему.

   Уровень отрегулированности банковской  системы намного опережает общеэкономический, в связи с чем рынок банковских услуг наиболее привлекателен для иностранных инвесторов, основная часть которых состоит из представителей старой (досоветской) и новой (постсоветской) армянской диаспоры, непосредственно не участвующих в политической жизни страны. Недостаточное же присутствие в банковском сегменте иностранных институциональных инвесторов может объясняться несколькими основными факторами: наличием регионального конфликта, незначительными объемами самого рынка, практическим отсутствием ликвидного фондового рынка, и другими объективными причинами, свойственными слаборазвитым странам с переходной экономикой.

  Растущая  конкуренция в сфере высокодоходных  банковских услуг, необходимость  повышения уровня капитализации и острая нехватка долгосрочных ресурсов заставляют многие банки находиться в постоянном поиске дополнительной ресурсной базы и стратегических иностранных инвесторов. 

Структура банковского сектора 

Особенностью  банковской системы Армении с  точки зрения структуры собственности является полное отсутствие участия государства в капиталах банков и крайне малое число банков, контрольные пакеты акций которых находятся в руках компаний или лиц, являющихся резидентами Республики Армения. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостатке ресурсной капитальной базы внутри самой республики, а с другой, о неготовности большей части армянских олигархических структур вкладывать средства в банковский бизнес в связи со сравнительно низкой степенью оборачиваемости средств и сравнительно высокой степенью прозрачности и легальности этого бизнеса.

   Банковский сектор Армении сегодня  исключительно коммерческий и  его лишь условно можно разделить  на две группы.

   Первая группа чисто формально дистанцируется от общей массы банков по признаку своей принадлежности и непосредственной подчиненности той или иной зарубежной банковской группе, выступающей в качестве иностранного институционального инвестора, а на практике, руководящего звена. К первой группе также условно можно отнести подгруппу банков, не являющимися напрямую 100% дочерними банками зарубежных финансово-кредитных организаций. Прямая связь с зарубежными банками ограничивается владением последними менее 50% акций. Ко второй группе можно отнести все остальные коммерческие банки страны, не связанные непосредственно с зарубежными банковскими группами или комбанками, хотя некоторые из них имеют в составе мажоритарных акционеров иностранные компании или институциональных инвесторов, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD), Международная Финансовая Корпорация (IFC), Международная инвестиционная компания ShoreCap Intenational Ltd.

Банковская  система Армении – самая маленькая  среди стран СНГ. Совокупный размер активов банков Армении на 1 января 2007 года составил менее 0,3% российского уровня – 1,5 млрд долл. 

Рост  банковской системы Армении связывают  с развитием розничного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Однако активное развитие этих услуг для местных банков затрудняет острая нехватка долгосрочных ресурсов. Налицо явное замедление темпов роста. Так совокупный капитал банков Армении за 2005 год вырос почти на 47% против 27% в 2006.  

При этом размер ВВП на душу населения не самый маленький в СНГ: по итогам 2006 года он вырос на 465 долл. и достиг 1989 долл. В свою очередь реальный размер ВВП демонстрирует ускорение темпов роста: по итогам 2006 года он вырос на 13,9% против 10,2% годом ране. В итоге, номинальный размер ВВП вырос на 1,4 млрд и достиг 6,4 млрд долл. Кроме того, по итогам 2006 года был достигнут весьма низкий уровень инфляции – 5% против 9,6% годом ранее. 

На этом фоне основные усилия мегарегулятора финансового рынка Армении –  Банка Армении (ЦБРА) – в банковской сфере направлены на повышение капитализации банков: с 2009 года минимальный размер общего капитала будет увеличен с 6,6 млн. долл. до 13,7 млн долл. 

В итоге, банки Армении в массовом порядке  стали обращаться за помощью к  иностранным институциональным  инвесторам, так как заемные средства оказываются достаточно дороги. В итоге за 2006 года облигации выпустил только банк, полностью принадлежащий нерезидентам, - Каскадбанк. До этого их два раза выпускал Армянский банк развития. В итоге ставка первого выпуска Каскадбанка оказалась в 1,2 раза ниже ставки по облигациям Армянского банка развития и составила 7,25% годовых. При этом объем выпуска был в 50 раз больше и составил 150 млн драм (чуть больше 400 тыс. долл.). 

Не удивительно, что доля нерезидентов в совокупном уставном капитале армянских банков за 2006 год выросла на 6,14 п.п. до 44,52%. При этом нерезиденты участвуют в уставном капитале в капитале половины (12) всех банков (21). Кроме того, 5 банков с участием нерезидентов входят в 10 крупнейших банков (HSBC, ACBA, ВТБ, Армэкономбанк и ArmSwissBank) и контролируют 41% рынка. При прочих равных уже в среднесрочной перспективе весь рынок будут контролировать нерезиденты. 

Основные  показатели банковской системы: 

Показатель Значение, млн долл. Значение, % ВВП Прирост, %
Активы 1443 19,7 19,0
Кредиты 670 9,2 25,0
Депозиты 853 11,7 17,4
Капитал 331 4,5 26,8
 

Топ-10 банков:

Место по активам Банк Активы, млн долл. Прирост, % Доля  рынка, %
1 HSBC Bank Armenia 194,1 22.8 13
2 Ардшининвестбанк 190,2 57.6 12.7
3 ACBA-Credit Agricole Bank 145,2 80.5 9.7
4 ВТБ Банк (Армения) 125,6 36.7 8.4
5 Армэкономбанк 120,9 56.6 8.1
6 Конверс банк 97,8 5. 6.5
7 UniBank 85,2 98 5.7
8 Анелик  Банк 81,4 52.3 5.4
9 Арэксимбанк 37,6 18.6 2.5
10 ArmSwissBank 26,9 103.2 1.8

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. 

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. 

Обычно  денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. 

Виды  монетарных политик

    • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
    • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

  • Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  • Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
 

    Денежно-кредитная  политика Армении 

Денежно-кредитную  и валютную политику Армении осуществляет Центральный Банк республики. Главная  цель Центрального Банка Армении - обеспечение  стабильности цен, которая закреплена законом. Вмешательство Центрального Банка на валютном рынке осуществляется исходя из задач денежно-кредитной политики. 

Инфляционная  целенаправленная политика ЦБ РА  дает возможность  сделать наиболее результативным влияние ЦБ не только на инфляцию, но и с его помощью- на экономический рост.

Низкая  продуктивность текущей денежно-кредитной  политики ЦБ РА свидетельствует о  том, что связь между выбранным  ЦБ целевым объектом – денежной базой и целевыми показателями намного  слабее, чем связь между широкими агрегатами денежной массы (в частности, между M2, M2Х и ВВП). В пользу инфляционного целенаправленного режима денежно-кредитной политики свидетельствует тот факт, что в экономике РА существует значительная и существенная связь между динамиками ВВП и инфляции (коэффициент коррелляции составляет 0.83, R=0.70, уровень значимости-1%).

Информация о работе Анализ банковской системы и денежной политики в Армении