Амортизация основных средств фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы очевидна, т.к. изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема ведения учетной политики амортизации. Выбор правильной и оптимальной учетной политики начисления амортизации во многом помогает предприятию минимизировать налоги и ускорить процесс обновления парка оборудования.

Оглавление

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Экономическая сущность и понятие амортизации основных фондов фирмы ………………………………………………………………………..........5
Методы начисления амортизации ………………………………………….14
Направления повышения эффективности использования амортизационного фонда на российских предприятиях……………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………30 Список использованных источников…………………………………………..31

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Файлы: 1 файл

В Амортизация основных средств фирмы - копия.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

   В основу методологического подхода к рассмотрению структуры формирования и использования амортизационного фонда должны быть взяты стадии его финансового кругооборота и система структурно-количественных факторов, формирующих объем амортизационного фонда в рыночных условиях. Механизм финансового кругооборота амортизационного фонда включает в себя следующие стадии:

  1. стадию снашивания основных фондов, которая определяет объективные размеры амортизационных отчислений;
  2. стадию денежного выражения амортизационного фонда во взаимосвязи с движением стоимости основных фондов, уровнем цен, инфляцией;
  3. стадию включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции;
  4. стадию движения амортизационных отчислений как элемента товарной стоимости реализуемой продукции;
  5. стадию возврата амортизационных отчислений в виде реальной денежной суммы в результате реально поступившей на счет предприятия выручки от реализации продукции;
  6. стадию формирования амортизационного фонда как реальной имеющейся в распоряжении предприятия денежной суммы;
  7. стадию хранения и резервирования амортизационных отчислений как денежного инвестиционного фонда;
  8. стадию расходования амортизационного фонда на финансирование капитальных вложений в основной капитал.

   Таким образом, наличие сложной системы стадий в механизме финансового кругооборота амортизационного фонда указывает, что малейшее нарушение нормального закономерного процесса на любой из стадий повлечет нарушение всего "жизненного" процесса использования амортизационного фонда.

   Анализ финансового механизма амортизационного фонда с учетом стадий финансового кругооборота, процессов рыночной трансформации и экономического кризиса позволяет сделать вывод, что основными направлениями повышения эффективности формирования и использования амортизационного фонда в современных условиях являются:

  • формирование объемных параметров амортизационного фонда в соответствии с объективными процессами снашивания основных фондов (с учетом как физического, так и функционального износа), восстановительной стоимостью основных фондов;
  • обеспечение системой амортизации (методами и нормами амортизации) полного отражения величины износа и, соответственно, объективной величины перенесенной стоимости основного капитала в издержках производства;
  • создание системой платежно-расчетных отношений полной возможности поступления амортизационных отчислений предприятию в составе денежной выручки от реализации продукции (обеспечение условий поступления амортизационных отчислений в оборот предприятия);
  • создание системы сохранения (страхования), резервирования, накопления и целевого использования амортизационных отчислений;

   • формирование и реализация эффективных инвестиционных проектов с использованием стратегического планирования расходования амортизационного фонда (см. рис. 1).

Рисунок 1. – Основные направления совершенствования формирования и использования амортизационного фонда 

   Таким образом, главными направлениями повышения эффективности формирования и использования амортизационного фонда в концентрированном виде являются: правильное начисление, денежное обеспечение, сохранение и страхование, резервирование и целевое инвестиционное использование амортизационного фонда.

   В условиях нехватки инвестиционных ресурсов была и остается актуальной проблема целевого использования амортизационного фонда.

   За нецелевое использование обычной амортизации (не на цели инвестирования) сегодня не определены меры государственного воздействия. Единственная мера была установлена на начальном этапе реформ в 1990 г. Эта мера предусматривала вывод начисленных сумм ускоренной амортизации из состава издержек производства в случае ее нецелевого использования, т.е. ее приравнивали к прибыли с соответствующим налогообложением. Аналогичная ситуация предусмотрена была в отношении амортизационных льгот для досрочно прекращающих свою деятельность малых предприятий. Однако это требование Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. было отменено. Возможно следует восстановить право лишения предприятий налоговой льготы в форме права на ускоренную амортизацию, если она не инвестируется и используется по другому назначению. Такое требование означает, что амортизация должна инвестироваться в основной капитал, причем не важно на данном предприятии или на любом ином по выбору собственника амортизационного фонда, но только не "проедаться". Следовательно, контроль за ее использованием должен быть сохранен, поскольку ускоренное списание стоимости основного капитала является строго целевой налоговой льготой, стимулирующей инвестирование в реальный капитал. К этому обязывает право применения ускоренной амортизации отдельными хозяйствующими субъектами, предоставляемое налоговым законодательством. Узаконив такое право, т.е., по существу, финансируя из бюджета всех налогоплательщиков, использующих амортизируемое имущество ради инвестиций в основной капитал, государство не обеспечивает контроль за целевым использованием указанных инвестиций. Постановление же от 31 декабря 1997 г. фактически предоставляет эту льготу для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, что не соответствует задачам стимулирования инвестиционной активности.

   Прямое административное вмешательство государства в хозяйственную деятельность коммерческих организаций в условиях рыночной экономики недопустимой не может эффективно повлиять на экономику предприятия. В частности, если даже законодательно государство закрепит необходимость целевого использования амортизации на воспроизводство амортизируемых активов, предприятия будут допускать нецелевое расходование средств амортизационного фонда.

   В современных условиях эффективным представляется регулирование этих вопросов путем использования экономического, в частности налогового, механизма. Поскольку амортизация представляет собой часть экономически обоснованных производственных затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, то за нецелевое использование амортизации организации должны нести ответственность перед налоговыми органами как нарушители налоговой дисциплины. Если величина амортизации, включаемая в себестоимость продукции, снижает налогооблагаемую прибыль налогоплательщика, то в случае нецелевого использования амортизационных финансовых ресурсов предприятие должно лишаться права уменьшения налогооблагаемой прибыли на величину амортизации, отвлеченной на нецелевые нужды. Предлагаемая мера представляется экономическим механизмом контроля за целевым использованием бюджетных средств, рассредоточенных по организациям в виде льгот по налогу на прибыль на сумму амортизационных отчислений. Отказ государства от контроля за целевым использованием ускоренной амортизации представляется неправильным, ухудшает состояние и без того несбалансированного бюджета и противоречит идее применения ускоренной амортизации как способа стимулирования инвестиций. Исключение их из себестоимости позволит увеличить налогооблагаемую прибыль предприятий и, следовательно, величину налога на прибыль, т.е. происходит централизация части амортизации в пределах ставки налога на прибыль. Однако данные предложения не означают, что из себестоимости продукции, исчисленной в целях бухгалтерского учета, следует исключить амортизацию основных средств. Это недопустимо ввиду обеспечения сопоставимости структуры себестоимости продукции по ее составляющим.

   Наряду с не инвестиционным использованием амортизации существует острейшая нехватка средств у ряда предприятий и государства для реализации программ расширения, реконструкции или модернизации производства, в связи с чем обсуждается проблема централизации и перераспределения временно не используемой по назначению амортизации. Высказывается предложение об образовании при Минфине РФ централизованного фонда амортизации в определенном размере (в проценте от выручки предприятия) с правом предприятий продавать свои средства из этого фонда другим предприятиям. Предлагается также образовать централизованный фонд амортизации в специальных органах трастового характера, причем предприятие может "выкупить" свои же средства из этого фонда за некоторую плату для использования на текущие нужды; есть предложения о централизации части средств амортизационного фонда государственных предприятий и т.д. Проблема централизации амортизационных средств в настоящее время вряд ли актуальна, поскольку временно свободных таких средств не может быть слишком много, если реализация начисленной амортизации для многих предприятий весьма проблематична. В то же время централизация данных средств для решения межотраслевых проблем и проблем финансово-промышленных групп и иных хозяйственных объединений вполне приемлема, если участие предприятий в коллективных инвестиционных проектах добровольно. Для государственных предприятий, предложение о централизации части амортизации неприемлемо по следующим причинам: во-первых, государственные предприятия практически не получают инвестиционной поддержки централизованными капиталовложениями; во-вторых, возврат временно заимствованных у предприятий средств отягченным многочисленными долгами государством весьма проблематичен. Более эффективным представляется свободное накопление начисленной амортизации на специальном счете в банке, с увеличением его кредитных ресурсов. Предприятие в свою очередь будет получать обычный банковский процент. Тем более, когда расширена практика страхования вкладов, такое предложение может быть успешно реализовано. Простым и действенным методом обеспечения целевого использования амортизации может быть ее хранение не на расчетном счете, а на особом депозитном счете.

   Государственное регулирование целевого использования амортизации предполагает внесение коррективов в действующую практику формирования экономической информации в системе бухгалтерского учета. Без совершенствования информационной базы, т.е. действующей системы хозяйственного учета, обеспечить реализацию механизма государственного контроля за целевым использованием амортизации невозможно. В связи с этим считается, что необходимо восстановить в системе бухгалтерского учета экономическую категорию "амортизационный фонд", выделив в плане счетов бухгалтерского учета самостоятельную синтетическую позицию. В частности, для этого можно предусмотреть, синтетический счет 85, назвав его "Амортизационный фонд". На предлагаемом счете следует накапливать амортизационные средства, начисляемые ежеквартально. Такой подход не противоречит общим принципам отражения в учете амортизационных отчислений.

   Порядок формирования и использования амортизационного фонда должен регулироваться едиными для всех хозяйствующих субъектов нормативными актами, в то время как отражение износа основных средств может быть решено самостоятельно исходя из предусмотренной учетной политики организации.

   Таким образом, амортизационная политика на начальном этапе перехода к рынку была достаточно гибкой, приспосабливалась к реальным экономическим условиям, решала отдельные частные задачи простого воспроизводства основных производственных фондов, прежде всего, за счет содействия поддержанию финансовой устойчивости предприятий. Она нацелена была на все большую либерализацию, расширение прав предприятий в начислении и использовании амортизации, что следует сохранить и в будущем. Однако явным ее недостатком является отказ от государственного регулирования использования амортизационных отчислений. Реализация предложенных мер позволит устранить этот недостаток современного механизма амортизации основных средств и решить проблему воспроизводства основных фондов предприятий за счет собственных финансовых ресурсов. 

Заключение 

  Изучив  сущность амортизации, ее основные характеристики, методы и   способы начисления, специфические вопросы, касающиеся повышения эффективности использования амортизационного фонда, можно сделать следующие выводы.

  Основные  средства претерпевают физический и  моральный износ. Износ основных средств погашается амортизационными отчислениями, которые формируют амортизационный фонд. Начисленные суммы по амортизируемым основным средствам предприятие включает в издержки производства.

  Подводя итог анализа различных способов начисления амортизации, можно сделать следующий вывод. В условиях рынка наиболее оптимальными являются ускоренные методы начисления амортизации, поскольку они позволяют списывать большую часть стоимости объекта основных средств в первые годы эксплуатации, что уменьшает налогооблагаемую сумму, позволяет наибыстрейшим путем восстанавливать средства, потраченные на приобретение основных средств и приобретать новые, более современные и высокопроизводительные основные средства. Также они позволяют избежать перекосов в стоимости продукции из-за неритмичной работы предприятия.

  При изучении данной темы автор столкнулся с нехваткой информации о методологии  определения норм амортизации. Также  нужно отметить, что в правилах ведения бухгалтерского и налогового учета существуют значительные различия по вопросу учета амортизируемого имущества, что затрудняет не только изучение данной темы, но и составление финансовой отчетности реально функционирующих предприятий. Несовершенно и довольно специфично законодательство в вопросе регулирования амортизации основных средств бюджетных организаций. Эта проблема активно обсуждается на страницах периодических изданий, посвященных вопросам бухгалтерского, налогового учета и аудита.

 

Список используемой литературы 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Все редакции 2002-2006 г. С изменениями и дополнениями 2006 г.- М.: «Эксмо», 2006.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. – Российская газета. – 2001. – 16 мая.
  3. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 1999.
  4. Булатов А.С. Экономика: Учебник.– М.: Юристъ, 2002.
  5. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  6. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика фирмы: учебное пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2000.
  7. Зайцев Н.А. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2004.
  8. Киперман Г.Я., Сурганов Б.С. Популярный экономический словарь. – М.: «Экономика», 1993.
  9. Кударь Г.В. Амортизация: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: «Бератор-Пресс», 2002.
  10. Кушлин В.И., Чичканов В.П. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов. – М.: Издательство РАГС, 2004.
  11. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
  12. Прикладная экономика: Учеб. пособие: Пер. с англ./Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – М.: Артель-сервис, 2003.
  13. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. – М.: ИТК «Дашков и Кº»
  14. Румянцев А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах). – М.: «Советская энциклопедия», 1979. – т.1.
  15. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006.

Информация о работе Амортизация основных средств фирмы